О пользе школ
Посвящается Галине Васильевне Корниловой,
учителю русской словесности.
Прозвенел звонок. Галина Васильевна Корнилова, учитель словесности, стояла у доски и, сжимая в руках указку, ожидала, когда утихнет предшествующая любому уроку возня.
Наконец, установилась относительная тишина.
– Итак, – начала урок учительница, – неделю назад я дала вам задание прочесть что-либо, не входящее в школьную программу, выбрав автора и произведение по своему усмотрению. Вы должны кратко изложить содержание и высказать своё мнение о прочитанном. Кто желает?
В классе установилась космическая тишина, и казалось, что даже звуки пианино с нестройным хором отчаянно фальшивящих голосов, доносившиеся снизу, не в силах её разрушить.
Наступила тягостная пауза.
– Неужели никто не желает высказаться? – Галину Васильевну не оставляла надежда на добровольный ответ.
Пауза продолжалась. «Сговорились они что ли?» – подумала учительница, не подозревая, насколько близка она к истине.
Галина Васильевна села за стол, раскрыла классный журнал, и тут сидящий слева на первой парте ученик медленно, как бы нехотя, поднял руку.
«Один на весь класс, – расстроилась учительница, – да и тот отморозит что-нибудь сейчас. Комедиант! Нет, комедиант – это Кудияров, – она взглянула на заднюю парту, – не комедиант – паяц! А этот… этот зубоскал. И фамилия у него такая… Глумов…»
– Ну, что? Кроме Володи никто не желает отвечать? – выбора у Галины Васильевны не было. – Ну, давай, что там у тебя…
Ученик вылез из-за парты, взял со стола заложенную закладкой книгу в тёмно-коричневом переплёте, вышел к доске и, шаркнув ножкой, поклонился.
– Ради бога, не паясничай! – Прервала кривляния Галина Васильевна.
– Я просто свидетельствую своё почтение аудитории, перед коей имею честь выступать, – оправдался Глумов. – Я, с Вашего позволения, начну?
Не дожидаясь ответа, ученик начал речь, явно подготовленную заранее:
– Я решил обратиться к автору, который представлен в школьной программе, но представлен в непростительно малом объёме. Я решил немного восполнить этот пробел. И автор этот, – Глумов сделал короткую паузу, – Антон Павлович Чехов.
– Так, – вставила междометие Галина Васильевна и наклонила голову, демонстрируя неподдельное внимание. Возражать против такого выбора она не могла.
– «Краткость – сестра таланта» – говаривал Антон Павлович, хотя про себя наверняка думал, что она же мачеха гонорара, – продолжал ученик. – Именно поэтому я выбрал для обсуждения очень короткое эссе под названием «Что лучше?» И мы с вами сейчас воочию убедимся, насколько велика мудрость русского классика.
– Ну, и что же писал Антон Павлович? – учительница, всё ещё опасаясь какой-нибудь выходки, старалась удерживать инициативу в своих руках.
– Эссе очень короткое, всего полстранички, поэтому я просто прочту его, что позволит соблюсти точность, – ученик раскрыл книгу и продемонстрировал текст классу.
Галина Васильевна кивнула головой, давая добро.
– Итак, эссе Антона Павловича Чехова «Что лучше?», в коем классик рассуждает о пользе школ.
Глумов откашлялся и начал читать:
– «В кабак могут ходить взрослые и дети, а в школу только дети.
Алкоголь замедляет обмен веществ, способствует отложению жира, веселит сердце человека. На все сие школа не способна. Ломоносов сказал: «Науки юношей питают, отраду старцам подают». Князь же Владимир неоднократно повторял: «Веселие Руси питие есть». Кому же из них двоих верить? Очевидно – тому, кто старше».
По мере того, как содержание текста доходило до Галины Васильевны, её округлое лицо постепенно принимало овальную форму.
– Стоп! Стоп! Что за чушь ты тут несёшь?! Что за ахинею? Дай сюда! – Учительница протянула руку, требуя книгу на свой стол, и начала искать очки, роясь у себя в ридикюле.
Но очков там не было. Наконец, она увидела, что они лежат на краю стола. Учительница открыла футляр, но подлые стёкла никак не желали его покидать.
А между тем пакостник с первой парты полез в карман, достал сложенный вчетверо листок, раскрыл его и продолжил:
– Я предвидел, что Галина Васильевна пожелает лично соприкоснуться с глубокомыслием великого классика, и поэтому я взял на себя труд переписать текст. Читаю дальше:
«Акцизные дивиденды даёт отнюдь не школа.
Польза просвещения находится ещё под сомнением, вред же, им приносимый, очевиден.
Для возбуждения аппетита употребляют отнюдь не грамоту, а рюмку водки.
Кабак везде есть, а школа далеко не везде».
Глумов явно торопился и начал читать с ускорением:
– «Всего сего достаточно, чтобы сделать вывод: кабаков не упразднять, а относительно школ подумать.
Всей грамоты отрицать нельзя. Отрицание это было бы безумством. Ибо полезно, если человек умеет прочитать: «питейный дом»».
Галина Васильевна, медленно вдаваясь в панику, вчитывалась в текст: «Что лучше? В кабак могут ходит взрослые и дети, а в школу только дети. Алкоголь замедляет…» Напечатано классическим прямым шрифтом. Полное собрание сочинений. Том второй. Страница сто тридцать четвёртая. Что за наваждение? Чтобы Чехов написал такое?!
А гадкий зубоскал уже взял инициативу в свом руки:
– Дерзну дополнить классика. По моему мнению, для возбуждения аппетита можно употребить не только рюмку водки, но и стакан хорошего вина, к примеру, хереса или портвейна.
– А для лучшего пищеварения, – тут же вступил в диалог Кудияров, – это нужно сделать и после еды!
– И во время трапезы тоже! – Галина Васильевна не успела заметить, кому принадлежала последняя реплика.
– Стоп! Merde!!! – Учительница отменно владела французским и, дойдя до определённой стадии раздражения, позволяла себе ругаться на этом языке.
– Да! – Сказал Глумов, демонстрируя некоторую эрудицию. – Именно это ответила гвардия на предложение Веллингтона. Но мы не гвардия, а Чехов не Веллингтон…
– А чё, – встряла Марина со средней парты, – там правда так написано? Чехов не мог так…
– Мариночка, голубушка, – Глумов потряс в воздухе тетрадным листком, – не веришь мне – прочти сама. Подойди на перемене и прочти. Надеюсь, тебе хватит времени, – не удержался он от ехидства.
Впрочем, ирония Марину не задела, пролетев мимо.
Урок был безнадежно испорчен.
– Садись на место, Глумов! – Галина Васильевна стукнула по столу указкой.
– А можно книжечку назад? Бабушкина книжка, из семейной библиотеки, – несмотря на тон юродивого дурачка, ученик не врал.
– Оставь мне! Завтра верну! – Учительница понимала, что подвох во всём происшедшем несомненно есть, и хотела докопаться до сути.
– А как насчёт оценочки? – Не унимался Глумов, протягивая дневник, как нищий руку. – Маааленькую «пятёрочку»… Ну, «четвёрочку», на худой конец…
– Отлынь! – Галина Васильевна опять стукнула по столу указкой. – Оценочку ему!
«Есть тут какой-то подвох, заморочка какая-нибудь», – думала учительница по дороге домой.
Она отворила дверь, скинула туфли, прошла в кухню, налила в чайник воды и поставила его на плиту.
Пройдя в комнату, Галина Васильевна опустилась в кресло и раскрыла книгу.
«В кабак могут ходить…» Чертовщина какая-то. Чехов, врач, он не мог такого написать.
Учительница осмотрела книгу: тёмно-коричневый переплёт с вытесненным на обложке автографом классика. На обратной стороне цена – 15 руб. На корешке – «А.П.Чехов» и цифра 2, второй том.
Она заглянула на последнюю страницу: редактор… технический редактор… Сдано в производство 26/VIII-44г. Подписано к печати… Тираж 53000. Формат…
Галина Васильевна вернулась на злополучную страницу. «В кабак могут ходить…»
На всякий случай она заглянула в оглавление, провела пальцем по строкам и, найдя нужный заголовок, привстала с кресла:
– Ну, негодяй! Ну, мерзавец!!!
Вслед за названием – «Что лучше?» – в оглавлении была ремарка курсивом, взятая в скобки: «Праздные размышления штык-юнкера Крокодилова».
Только теперь учительница заметила, что на сто тридцать четвёртой странице эта ремарка искусно вытравлена.
В кухне ехидно засвистел закипевший чайник.
2007 г.
Свидетельство о публикации №216112902176
Наталья Артюхова 25.03.2019 07:35 Заявить о нарушении