Без оговорок летать не хотят

Предстоящая ратификация Россией Монреальской конвенции - одна из самых обсуждаемых тем. Какие права и гарантии получат российские авиапассажиры? Компенсации по новым международным правилам - легко и без проволочек? Или... с оговорками? В Госдуму внесен пакет законопроектов о присоединении России к Монреальской конвенции. Она сильно отличается от Варшавской 1929 года, которой до сих пор придерживается наша страна.Отличие принципиальное. Прежде всего в подходах к определению размера материальных компенсаций за вред, причиненный пассажиру при выполнении воздушных перевозок. Они на порядок выше, чем по Варшавской конвенции.

К примеру, цена компенсации в случае смерти или иного телесного повреждения - 113 000 СПЗ (СПЗ - специальные правила заимствования Международного валютного фонда, которые позволяют возмещать компенсации в национальной валюте). На сегодня это свыше 9,7 миллиона рублей. Уничтожение или утеря багажа по правилам Монреальской конвенции оценена в 1031 СПЗ, что равно 84 тысячам рублей. Совершенно по-новому в конвенции решен вопрос об ответственности перевозчика за вред, причиненный пассажиру при задержке его самого, багажа или груза. В этом случае перевозчик должен будет возместить пассажиру компенсацию в сумме 4693 СПЗ, или примерно 400 тысяч рублей.

Конвенция требует, чтобы в случае авиационного происшествия, вызвавшего смерть или причинение вреда здоровью пассажира, перевозчик незамедлительно произвел предварительные выплаты для удовлетворения "безотлагательных экономических потребностей" лиц, имеющих право на компенсацию. Незамедлительно!Учет этих и других новаций Монреальской конвенции выдвигает жесткое требование: в национальном законодательстве должен быть предусмотрен соответствующий механизм их адаптации и трансформации. Однако настораживает, что в проекте закона о ратификации конвенции это вообще не рассматривается.  Россия должна ратифицировать Монреальскую конвенцию без каких-либо оговорок. В полном объеме. Но пока, судя по документам, предусмотрено присоединение к конвенции с рядом оговорок.Любые оговорки к конвенции - это абсурд. В ст. 57 Монреальской конвенции прямо говорится: "Никакие оговорки к настоящей Конвенции не допускаются". То есть никаких изъятий и никаких исключений! Так, и только так гарантируется полноценная защита прав и законных интересов авиапассажиров любой из стран, летающих по монреальским правилам. Случилась задержка рейса, произошло ЧП?.. Все четко расписано: кто, что и как компенсирует. Пассажир знает, что должен получить, перевозчик - что должен выплатить. Никаких проблем. Именно поэтому на сегодня 122 государства присоединились к Монреальской конвенции без каких-либо оговорок к ней.

Это уже третья попытка ратификации Монреальской конвенции в России. Две предшествующие забраковала экспертиза специалистов по международному праву. В частности, и тогда предлагалось применять конвенцию не всю полностью, а только некоторые положения. При этом также делались оговорки, запрещенные Монреальской конвенцией.


Рецензии