Скорцени освобождает Муссолини из плена
перевод экциклопедии "Секретные войны" Эдди Бауэра
Освобождение Муссолини из плена. Команда Отто Скорцени
По окончании войны генеральный прокурор союзных войск назвал Отто Скорцени “ самым опасным человеком в Европе”.Он обвинил его в том, что”по его вине война продлилась ешё на некоторое время”, а меж тем этот опасный тип никогда не командовал армиями и не был политиком. Возможно, что обвинение было ошибочным.
Скорцени всегда удавалось получить разрешение Гитлера или Верховного командования простым телефонным звонком или при короткой встрече. Здесь прокурор не занижал значение этой личности. Сразу после войны советская разведка попыталась похитить Скорцени - по всей видимости и у них на это были серьёзные основания.
И причина была в том, что Скорцени изобрёл новый революционный способ ведения войны. Или вернее он обнаружил старый надёжный принцип и применил его в новых условиях :морально и физически один человек может противостоять и одолеть слепую неуправляемую силу целых армий. К этому он добавил два момента : необыкновенную отвагу и молниеносность в выполнении поставленной цели, которая поразила такого скептика, как Винстон Черчиль.
Эти качества Скорцени были тем явственнее на фоне бюрократических порядков и строжайшей дисциплины немецкой армии , но ему удавалось преодолеть эти препятствия, не превышая норм дисциплины.
Отто Скорцени был австрийцем. Он увлекался спортом, любил свою работу, не интересуясь политикой. Он вступил в нацистскую партию, считая, что союз Австрии и Германии положительно скажется на экономике его родной страны. До войны он был предпринимателем, выполняя госзаказы на строительные работы, и принадлежность к партии была кстати.
С началом войны Скорцени записался в отряды СС и сразу был направлен на восточный фронт, откуда вернулся в декабре 1942 года.
Он был тяжело ранен, награждён Железным Крестом, получил звание лейтенанта. У него был опыт войны на восточном фронте, который не позволял ему недооценивать русских, как это делали немцы в начале войны.
Последствия тяжёлого ранения не дали ему вернуться на прежнюю службу и его определили на канцелярскую работу. Там он встретился со своим бывшим сослуживцем, который занимался набором офицеров для спецподразделений. Высшее немецкое командование создавало эти отряды по аналогии с английской службой специальных операций.
Так лейтенант Скорцени, отличившийся в боевых операциях, в звании капитана был назначен 20 апреля 1943 года командиром отряда десантников. Его помощником стал Карл Радл, который выдвинул кандидатуру Скорцени перед командованием.
Руководимые ими два батальона десантников были расквартированы в Фридентале, в пригороде Берлина, где в их распоряжении был лагерь для тренировок. Это было удалённое место, окружённое лесами. Фриденталь по-немецки означает
“ мирная долина”.
Скорцени занимался тренировками вместе со своими солдатами, восстанавливая физическую форму. Он внимательно изучил доклады, касающиеся британской спецслужбы, и особенно попытку англичан похитить генерала Роммеля в пустыне Северной Африке. Она закончилась неудачей, но была невероятной по смелости. Скорцени изучил методы шпионажа и саботажа, практикуемые английской спецслужбой.
Отряд Скорцени относился к ведению немецкой секретной службы, и вскоре капитану представилась возможность поехать в Голландию и познакомиться со службой Функшпиль(радиоигры), которой руководил майор Гискес. От перевербованных радистов Скорцени узнал английский шифр и стал засылать дезинформацию в Великобританию. Вскоре через присланного англичанами агента ему удалось получить неизвестное в Германии оружие, в котором он так нуждался. Англичане посылали ему пистолеты с глушителями и ящики пулемётов Штен, намного превосходившие по своим характеристикам немецкие пулемёты.
Тренировки в Фриденштале длились четыре месяца. Скорцени сформировал небольшие отряды, в зависимости от назначения военной операции и способностей бойца. Специальная служба, которую он организовал, подготовила всё необходимое для выполнения операции : фальшивые документы, формы одежды, замаскированную взрывчатку в самых невероятных упаковках, специальное оружие и т.д. В июле были назначены проверочные испытания. Гитлер вызвал Скорцени в штаб-квартиру, в своё “волчье логово”.
На встрече присутствовали пять офицеров, которым предстояло выполнить спецзадание. Гитлер был одет в военную форму без знаков отличия, на которой был лишь Железный Крест. На встрече он был холоден, задав присутствующим лишь один вопрос :”Что вы знаете об Италии и итальянцах ?”
Скорцени внимательно слушал, как четверо офицеров не скупились на восторженные отзывы о стране и населении. Отмечая неразрывность союза Италии и Германии,они напомнили, что район Верхнее Адиже, которое австрийцы считали своей территорией, было передано Италии после первой мировой войны. Когда дошла очередь до Скорцени, он сказал :”Я австриец, мой фюрер”.
Гитлер отпустил четверых, а Скорцени приказал остаться. Гитлер не без волнения сказал Скорцени, что Муссолини был заманен в ловушку и пленён после совещания 25 июля.Теперь его прячут. Необходимо освободить Дуче до того, как похитители передадут его союзникам.
Скорцени выслушал приказ и по-военному простился с Гитлером. Затем он позвонил из телефонной кабины, приказав своему помощнику Радлю подготовить из числа десантников 50 человек, говоривших по-итальянски, снабдив их радиоаппаратурой, гранатами, итальянской валютой, фальшивыми документами, перекрасив блондинов в брюнетов.
На следующий день Скорцени прибыл в Рим. Его сопровождал Курт Штудент, командующий десантными войсками. Отряд для выполнения задания прибыл через три дня.
Поиски местонахождения Муссолини были длительными. Первое интересное сообщение пришло через три недели. Скорцени сообщили, что Муссолини находится в островке Магдалена в Сардинии.
Скорцени решил поехать туда и проверить. Самолёт, на котором он летел, чтобы сделать снимки острова с воздуха, был сбит англичанами. Скорцени остался жив, сломав три ребра, но фотоаппарат уцелел. Мог ли он попытаться выполнить задание ? Удача отвернулась от Муссолини и Канариса, который пытался всеми силами затруднить освобождение Дуче. Канарис приказал Скорцени атаковать остров, а Скорцени уже знал, что Дуче там больше нет.
Скорцени обратился непосредственно к Гитлеру.Он приехал в штаб-квартиру вместе со Штудентом, изложив свои соображения относительно проведения операции, которые противоречили утверждениям Абвера. На этой встрече присутствовали Гиммлер, Геринг, Денитц, фон Риббентроп, Йодль и Кейтель. Гитлер высказался за план, предложенный Скорцени и Штудентом.
План был разработан блестяще. В его осуществлении были задействованы бригада СС, расквартированная на Корсике, флотилия, а также отряд десантников, которым командовал Скорцени.
Операция должна была начаться на рассвете 27 августа. Но днём раньше Муссолини перевезли на другое место. Приходилось начинать всё сначала. Времени не оставалось. Поступили сведения, что полным ходом идут переговоры о передаче Муссолини союзникам и заключения перемирия. Напряжение росло.
Но Скорцени был человеком смелым и решительным, и тут же принялся за дело. Как же ему удалось раскрыть новое место, где прятали Муссолини ?
Немецкой разведкой было расшифровано сообщение :”Приняты все меры безопасности вокруг Гран Сассо. Подпись -Гуэли”. Скорцени знал, что Гуэли был сотрудником итальянского министерства внутренних дел, которому поручена охрана Дуче. Вблизи хребта Гран Сассо в высокогорном местечке Кампо Императоре находилась гостиница, в которой могли прятать Дуче.
Добраться до нее можно было только по фуникулеру, что было исключено. Приземлиться на самолете или парашюте из-за гористой местности тоже было почти невозможно. Правда поблизости находилось небольшое треугольное поле, где можно было попытаться приземлиться планеру.
Штудент сначала был против этого решения, назвав его “чистым безумием”, но потом согласился, т.к ничего лучшего не смогли придумать, а приказ Гитлера надо было выполнять.
Операция должна была начаться 6го сентября, но самолеты из Франции, привезшие планеры, прибыли с опозданием, и пришлось отложить операцию до 11 сентября.
11 сентября 1943 года : Скорцени, Радл и 18 десантников-добровольцев провели день в веселой попойке. Оставалось полагаться на волю Божью и не думать о худшем.
12 сентября семь утра : отряд Скорцени Штудент усилил отрядом из 90 парашютистов.
Погода была отличной, ребята успели протрезветь и были к операции готовы. А вот планеров пока не было. Они все ещё не прибыли из Франции. Наконец к полудню их привезли, но следом прилетели бомбардировщики союзников, которые не упустили случая бомбить аэродром, на котором находились планеры.
По окончании атаки Скорцени с ужасом думал, не уничтожены ли бомбардировкой планеры, но они чудом оказались целы и невредимы.
В 13.00 в небо поднялись самолеты, к которым были прикреплены планеры. Для сопровождения были выделены четыре истребителя, но два из них не смогли подняться в небо - дорожка аэродрома была испещрена рытвинами от попадания бомб, а два других истребителя в небе буквально испарились. Это всё Скорцени наблюдал из планера, проделав в днище дырку.
Через несколько минут он увидел через это отверстие треугольник поля, выбранного для приземления планера, и оно теперь показалось ему совсем маленьким, меньшим, чем на карте и фотографии. При этом оно было расположено не на плоском участке, а на крутом склоне, и окружено острыми крупными скалами. Лицо планериста за штурвалом было напряжено и озабочено.
При невозможности приземления Штудент приказал вести планер до конца долины. Но Скорцени взял ответственность на себя и скомандовал планеристу приземляться. Планер ударился о землю в 20 метрах от гостиницы. Скорцени вышел из обломков, толкая перед собой генерала Солети, командующего полицейскими подразделениями, которого решено было взять для участия в операции. Его заставили крикнуть :”Не стреляйте !” Этот крик дезориентировал охрану гостиницы и десант Скорцени бросился вперёд. Они пробежали мимо растерянного итальянского карабинера, которому казалось, что эту сцену он видит во сне.
Скорцени поспешил в гостиницу, не думая, следует ли за ним его отряд.Пробегая по комнатам,он дал очередь по радиостанции, разбив её, пробежал ещё одно помещение и оказался во внутреннем дворике. На террасе, выходящей во во дворик,стоял...Муссолини. Подбежавший с двумя десантниками лейтенант Швердт образовали живую лестницу и Скорцени поднялся на балкон, за ним - остальные немцы.
Охрана гостиницы не оказала сопротивления, сдавшись без выстрела. Из четырёх планеров, приземлившихся, когда операция была закончена, один разбился - из него не вышел ни один человек.
Скорцени дал итальянскому полковнику минуту времени на раздумья. Тот, подумав, вместо белого флага протянул ему бокал с вином :”За победителя” . Скорцени принял его, выпив залпом. На здании гостиницы был вывешен белый флаг.
Первая часть операции закончилась успешно. Оставалось не менее важное - перевезти Муссолини, что было не просто. Скорцени принял смелое решение - попробовать приземлиться самолёту там, где только что разбился планер. Генерал Штудент, закрыв глаза, дал разрешение, поручив выполнить эту операцию лучшему пилоту Люфтваффе -Герлаху.
Здесь необходимо сказать, что Скорцени обладал магической силой, перед которой не могли устоять Штудент, Гитлер, невозмутимый Гиммлер и многие другие. Хотя едва ли его можно было причислить к “блестящим” персонажам. Правда, он отличался холодной решимостью, спокойной уверенностью, умел просчитать риск. Он относился к типу волевых, уравновешенных и смелых людей, какие не часто встречаются.
Скорцени приказал подготовить площадку. Вскоре в небе показался самолёт, который вёл Герлах. Это был разведовательный самолёт Физелер Сторх F 1 156, который мог взлететь с дорожки в 50 метров при лёгком встречном ветре.
Лётчик был действительно ассом - он посадил самолёт без проблем. Но Герлаха смутила команда, которую предстояла взять на борт - Муссолини весил немало, а Скорцени был великаном. Лётчик решительно отказался, но и тут Скорени удалось его обворожить.
В действительности аргумент в пользу вылета был простым - выбор был между итальянской расстрельной командой и тюрьмой,которую обоим обеспечил бы в случае провала операции их любимый Фюрер.
Герлах решил рискнуть взлететь, положившись на своё мастерство. Самолёт двинулся по грунтовой дорожке, подрагивая, и едва не касаясь крыльями земли, преодолевая рытвины. Скорцени переваливался то на одну, то на другую сторону самолёта, помогая удерживать равновесие. Самолёт преодолел расщелину, сломав шасси, и напрягшись, уже на самом краю оврага, взлетел.
Муссолини и Скорцени сразу прилетели в Вену. Скорцени понял, что такое слава - его телефон звонел, не переставая, и первый звонок был от Гиммлера, второй - Гитлера.Потом его поздравили Геринг, Кейтель. Гитлер повысил его в звании майора. А вскоре на пороге его дома появился полковник,который отсалютовав, снял со своей шеи ленту Ордена Рыцарства и надел её на Скорцени, заявив :” По приказу Фюрера”.
Этапирование пленного Муссолини
После событий 25 июля итальянское правительство, уверенное, что немцы попробуют освободить Муссолини, решили отправить его на остров в Тиррейском море. Был выбран маленький островок Вентотене в архипелаге островов Понциано, напротив залива Гаета.
27 июля на борту военного катера Персефоне Дуче отправили на этот остров. Но в пути стало известно, что на острове находится небольшой немецкий гарнизон, и катер изменил маршрут, повернув на другой остров -Понца.
Муссолини был мрачен и зол - он не мог не думать о судьбе другого пленника - Наполеона Бонапарта, окончившего свои дни на острове Святой Елены. Но Дуче предстояло пробыть на острове десять дней. Остров сочли недостаточно надёжным укрытием из-за близкого расположения к материку.
Теперь его повезли на французском военном катере на остров Магдалена. Там пленник оставался до 26 августа. Тут правительству стало известно о непрекращающихся поисках пленника немецкой командой, и Дуче перевезли уже не на море, а в горы. Гостинца, предназначавшаяся для пленного Муссолини,находилась на уровне 2 тысячи метров над уровнем моря в Кампо Императоре, у горы Корно,в горном хребте Гран Сассо. С острова Магдалена Муссолини вывезли 26 августа на гидроплане Красного Креста.
Смельчак Скорцени
Отличительными чертами Скорцени были благоразумие и энергия.Он не раз доказал эти качества.Когда немцы готовили нападение на Англию, они стояли перед проблемой : организовать перевозку танков на баржах, но у армии не было достаточно прочных платформ.
Скорцени в это время находился в Голландии. Он, умевший справиться с любой проблемой, нарисовал новые платформы и заказал их на одном из заводов. Рабочие не выразили особого желания вкалывать на этом заказе. Тогда Скорцени предложил оплатить их труд ящиками шоколада и крепких напитков. Рабочие трудились всю ночь и наутро платформы были готовы.
В другой раз лейтенанту понадобились шины для грузовиков. Необходимо было согласовать вопросы с администрацией. После бурных переговоров с бюрократами он понял, что дело затянется на неопределённый срок. Тогда он сам пошёл на склад и вместо квитанций показал пакет с динамитом.
В Югославии Скорцени командовал патрульным разводом, когда столкнулся с отрядом неприятеля. Он не ретировался благоразумно, как сделал бы другой на его месте, а предложил отряду сдаться в плен, как те и поступили.
Успешная внезапная операция по освобождению из плена Муссолини не была единичной, особенной. Особенными были все его операции.
15 октября 1944 года регент Венгрии Хорти заключил перемирие с союзниками. Отважным броском, сравнимым с операцией в Гран Сассо, Скорцени овладел королевским замком в Буде и взял в плен регента, перевезя его в Вайльхайм в пригороде Мюнхена.
Позднее во время американского наступления в Арденнах Скорцени предпринял успешную контратаку. Он организовал так называемую “американскую бригаду”, состоявшую из его десантников, переодетых в американскую форму. Они проникли за линию фронта и перевернули таблички с дорожными указателями. Это парализовало американские войска на неделю. Десантники были выловлены и ликвидированы. Ходили слухи, что они получили приказ убить Эйзенхауэра, так что были предприняты строжайшие меры безопасности.
И наконец стоит вспомнить, как через год после операции в Гран Сассо в ноябре 1944 года, Скорцени было поручено нейтрализовать операцию противника, сходную с предыдущей :похищение маршала Петена, которого команда парашютистов должна была перевезти на Корсику, освобождённую 5го октября. Во главе трёх пехотных рот, двух батальонов СС и двух батальонов десантников, общей численностью в 2200 бойцов в течение нескольких недель поджидал в Виши воображаемых парашютистов.
9го сентября 1947 года Отто Скорцени был освобождён международным военным трибуналом. Он поселился в Испании и стал бизнесменом. Наверняка успешным.
Людмила Корина 29.11.16 Генуя
Свидетельство о публикации №216112900512