Ленинградская артиллерийская школа

     Изучая материалы подготовки специалистов в военных школах  почти
столетней давности  невольно задумываешься, почему они попали в руки именно сейчас,  через такой интервал времени? Или по тому, что стал интересоваться подготовкой будущих командиров РККА.
 
Сюда относятся материалы по подготовке командиров РККА в пехотных и артиллерийских школах.

     Философские категории связи и взаимозависимости  событий получают свое подтверждение. Складывается впечатление, что материал столетней давности просится на свет, чтобы его прочел современный человек, не знавший и не видевший самой системы подготовки, жизни и спартанского быта  курсантов той далекой поры.
    
     Повествования  того времени полны естественного бытия молодого человека, в какой-то мере, не политизированы. В естественном желании тепла, еды, сна нет лозунгов и призывов.

     Но суровое время накладывает свой отпечаток на человека. И в те холодные и полуголодные времена, молодые люди, решившие посвятить себя службе в рядах РККА, защите своей Отчизны, были полны желания постичь военные премудрости. Конечно, никто из них не мог знать, когда и где, тем более как, полученные знания пригодятся в бою. Всем понятно, что во все времена кадеты, юнкера и курсанты  готовились для руководства взводами, ротами и батареями в мирное и военное время- готовились для войны.

     И ясно, чем глубже усваивался материал в классах, тем больше шансов его успешного применения в боевых условиях, преломив к  реальности обстановки.

     Поражает объём программы подготовки курсантов школ. Среди военных предметов занятия в драмкружках, рисования и пения.

     Материалы почти столетней давности по  разному могут быть оценены нынешним читателем. Это может быть удивление и скептическая улыбка, печаль и  жалость. Но многие советы столетней давности, в определенной степени, применимы и сейчас для молодого поколения.  Следует помнить, что суровые условия того времени диктовали свои пути  и методы подготовки будущих командиров РККА и не забывать, что история повторяется.  Интересно, что будет думать человек через сто лет, изучая материалы нашего времени.

Прошлое.

     Это было в 1922 году в июне месяце.

     — Стой,—порвала раздавшаяся команда мысли идущего строя.

     —На пра-а-во.

     И желтое четырех-этажное здание с 4-мя пушками у подножия с загадочной хитростью уставилось своими окнами и жерлами пушек на вновь прибывших. Не менее хитро перебирали глазами, и пришедшие в строю красноармейцы все достопримечательности векового здания.

     Одно звание „Столица" уже рисовало приехавшим из приволжского города какой-то прыжок в высоту. А в карантине на Голодаевском острове Петроградской стороны (действительно—„голодаевский" по малому пайку и весьма сомнительному поведению карантинного повара) говорили уже о строгой приемке и тщательности подбора столичных курсантов.

     Но вот в коридорах гулко раздались голоса; все с любопытством осматривали, все что было кругом. Весь состав школы находился в лагерях. Отдохнув дня два, отправились в Дудергоф, где находились особой командой в количестве 80 человек.
Побродив для ознакомления в расположении лагеря сутки, на следующие, уже приступили к своим обязанностям, сложность коих заключалась в весьма усиленной физической работе с весьма скудными обедами, о которых осталось не мало воспоминаний. Характерные из них—это ловля одного-двух кусочков мяса или картошки из общего бачка, наполненного янтарной  жидкостью. А в вечерние часы отдыха нередки курьезные состязания на быстроту уничтожения хлеба и ужина. Благодаря великолепным желудкам участников все обходилось без последствий.

     Работа заключалась в „учебной" чистке лошадей, рытье окопов, блиндажей для подготовки к стрельбам, в тщательной уборке лагеря и в других мелких работах, включая сюда и разгрузку гаубичных снарядов.

     Да, время летело. Но... дорожные мечты, тоже улетая, давали себя чувствовать. Приближался вступительный экзамен. Дух бодрости стал падать, пошли разговорчики. Стали появляться рапорта об откомандировании. Это были не выдержанные. Остальные упорно втягивались, твердо веря в будущее. Наступила осень и вместе с ней пилка, разгрузка дров, чистка лошадей, несение через сутки караула.

     Занятия шли слабо, но затем стали входить в нормальную колею. Мало выдержало из команды  человек двадцати. Более уверенные остались. Хотя Мандатная Комиссия и не так тщательно подбирала по социальному положению и воззрению, как в настоящее время, но все-таки подбор оправдал себя, что доказывает настоящий выпуск, в который попало более половины из той команды. Они стойко выдержали весь 3-х летний путь—путь учебы не только специалиста, а и учебы Ленинской. Крепко впитали в себя заветы Ильича, обещая служить массам.

     Вся эта учеба проходила при тяжелом положении 1922—1923 г. (хозяйственные работы, караульная служба временами через сутки). Требовалось не только желанье, но и выдержанность и упорство.

     Много было перемен в школе.

     Вначале слабая партийная работа допускала ложные взгляды на положение и отношение курсантов, но постепенно за эти годы вливавшимися силами партии и комсомола все недоразумения изживались, крепли новые здоровые направления.
   
     Быстро, незаметно прошли эти три года. Как преобразили они товарищей. Вспоминая их первые дни пребывания в школе, их разговоры и мнения—удивляемся разнице громадной. Ее скрывало только совместное пребывание, но при воспоминаниях получается резкая грань. Многие из них будут лихими отважными и преданными Революции командирами.
                Курсант Ш. Семенов.

Учеба четыре года тому назад и теперь.

     Учись, борись, трудись

     Утро.
 
     —Встать! Смирно!

     Входит дежурный по школе с блокнотом и карандашом в руке.

     —Почему у вас еще спят?

     —Я уж сто раз их будил, а никто не встает.
   
     —Холодно.

     Кое- кто скидывает одеяло с головы, вскакивает и, ежась от холода, быстро одевается.

     —Сейчас же всех спящих переписать и список подать мне. Дневальные бегают по камере и сдергивают одеяла, за что почти от каждого получают по мату и т. п.

     Наконец все подняты. Началась беготня; кто быстро умывается, а кто и так бежит за кипятком и своей пайкой хлеба. Все это быстро уничтожается в камере.

     Раздается сигнал на поверку, а после сразу идут на занятия.

     —Колька, мы с тобой куда пойдем спать?
 
     На конюшню.

     —Нет, друг, там комбатр засыпал Григорьева и теперь каждый день там лазит.

     —Тогда под сцену-сразу после поверки.

     Раздается команда дежурного комвзвода:

     —Подготовительный и младший курсы, два шага вперед! На пра-во! на разгрузку дров шагом арш!..
   
     Остальные—на занятия.

     В классах.

     Топот ног. Возня и борьба.

     —Встать! Смирно!

     Входит преподаватель.

     —Здравствуйте. Садитесь. Итак, товарищи, сегодня я вам прочту лекцию дальше, а затем ее запишем, чтоб лучше знать, так как учебников у нас нет.

    Возгласы с мест:-Холодно! Руки зябнут! Карандаш нельзя держать в руках.

     —Хорошо, тогда сегодня записывать не будем. Запишем следующим разом.

     Начинается сухая лекция. Курсанты сидят в папахах, шинелях и перчатках. Топот ног не смолкает и во время занятий.

     —Товарищи, перестаньте стучать, ведь другим не слышно.

     —Холодно.

     Топот продолжается.
 
     Так проходят уроки до обеда. А затем—обед.

     А обед... Горячая вода с куском ржавой селедки и тот без хлеба.

   
     На строевых.


     Та же картина, что и на классных занятиях.

     Ходят в шинелях, поднятых воротниках и опущенных папахах. Часть же отправлена на хозяйственные работы.

     —Мишка, ты завтра никуда не пойдешь?.

     —Нет, мне некуда идти.

     —Сходи тогда за меня в караул на электростанцию. Две пайки хлеба дам.

     —Даешь три? Ты дома нашамаешься.

     —Ладно, бери.

     Так происходила мена караула на хлеб. Одному надо сходить домой, а другой жаден до черного хлеба. Кругом разговоры лишь о хлебе и шамовке.

    —Григорьев, пойдем завтра к Петровым. Там погуляем и пошамаем, а то за наделю живот здорово подтянуло.

     —Я в наряд иду на гарнизонную губу.

     —Ты ведь вчера был в наряде.

     —А я подработал.

     —За что.

     —“Папа” из-под кровати за лапти вчера вытащил. Я там спал во время занятий после качания воды в паровом отоплении.

     —А сколько ты охлопал?

     —Всего два.

     Раздается звонок.

     —Товарищ командир, звонок!

     Занятия кончаются.


     Вечером.


     После скудного ужина многие отправляются спать.

     На клубные занятия ничем не затащить, если нет чаю с хлебом. Некоторые же ложатся за тем, чтобы кое-что почитать под теплым одеялом.

    — Как же это так? — вы меня спросите — под теплым одеялом — читать?

     А вот как это было. У каждого была своя электростанция над столиком.
   
     Лампочка и аршина полтора провода. Ложась, укрываешься с головой, закрываешь все дыры, чтобы холодный воздух не проник, берешь с собой лампочку и книгу под одеяло и так греешься от лампочки и читаешь. Бывали случаи, когда некоторые так и засыпали с горящей лампочкой. Иногда, при этом прогорало одеяло и простыни. Конечно, и глаза страдали, но кто хотел учиться, тот на это не смотрел и напрягал все силы к тому, чтобы работать и закреплять то, что ему давали в классах.


     Теперь (через 3-5 лет)


     Подъем. Все быстро одеваются и бегут умываться. Дежурным и дневальным не приходится долго будить. По сигналу на чай все уже готовы, быстро строятся и идут в столовую, где их ждет готовый чай и свежий хлеб. Хлеб, за которым не гонятся, как было раньше. Не слышно о шамовке и мене караула на хлеб.


     В классах.
 
     Трубач играет сигнал на занятия. Забегали дежурные по отделению.

     —Строй-ся на занятия!

     —Равняйсь! — Смирно! На пра-во! Шагом марш!

     Идут в класс. В классах занятия проходят бодро. Каждый делает свою лабораторную работу, о которых раньше и не думали.

     В классах тепло, не слышно топанья ног. Не видно папах, перчаток и шинелей.
На занятиях присутствуют все. Не успеешь окончить своих работ, как уже сигнал кончать урок.

    
     На строевых.

     —Сергеев, ты сегодня инструктором на материальную часть?

     —Нет, сегодня Г...Н.

     По сигналу отделения идут в разные спецклассы.


     Матчасть

     —Тов, Г...н., расскажите нам сегодня про подъемный и поворотный механизмы 76-ти мм пушки.
   
     Г... н. длинный, худощавый парень, со смеющейся физиономией подходит к разобранной пушке и начинает объяснять все части. Со всех сторон сыплются вопросы, инструктор отвечает на все. Так проходят строевые занятия, никто не спит и не пропускает ни одного слова говорящего.

     На клубных.

     После окончания строевых занятий, все курсанты расходятся по своим кружкам.

     —Жоржка, ты куда так летишь? Смотри, все кисти растерял!

    —В ИЗО, нужно к завтрашнему дню плакат сделать и закончить портрет Ильича для уголка.
 
     ИЗО работает полным темпом. Каждые 15—20 минут летят готовые плакаты к празднику Ильича.

     В драмкружке орут на все голоса курсанты и женщины, с подшефных заводов.

     —Леля! Вы не очень громко кричите.

     —А вы лучше не мешайте!

     Преподаватель носится с книгой, и чуть не разрывается, поправляя, показывая разные движения и гримасы.

     Все быстро у него перенимают. Занятия идут быстро и весело.

     Наверху слышны звуки струнного оркестра, внизу духового. В зале около рояля идет подготовка революционных песен в хоровом кружке.
 

      Вечером.

     После обеда (из 2-х блюд) курсанты продолжают свои работы. Кто-где: кто в коллективах, кто в ленинских уголках и других школьных организациях. Работа продолжается до отбоя. Кругом кипит и кругом слышно лишь одно «мало времени, нужно увеличить день».

     Вот как жилось в Школе во время тяжелых годов для Советской Республики и как живется теперь.

     Нынешний выпуск получил хорошую закалку которая нужна командиру в предстоящей боевой работе.
    
                Б. Яковенко.

     Что читать красному командиру.

     Неразлучными спутниками, советчиками и друзьями красного командира на каждом шагу его жизни: в борьбе, труде и отдыхе должны являться книги, журналы и газеты.

     Но книг много, а жизнь коротка и поэтому надо, говорит английский философ Рескин, измерить ее краткость и строго распределить время, которое она предоставляет в наше распоряжение.

     -Знаете ли вы,—говорит Рескин,—что, если прочтете одно, то не прочтете другого, не наверстаете завтра потерянного сегодня. Значит, своих друзей, книги, надо выбирать очень осмотрительно, из лучших выбирать самые лучшие. Здесь нельзя полагаться исключительно на себя, а всегда надо обращаться за советом к библиотекарю, к старшим, более опытным товарищам, обращаться к рецензиям о книгах, помещаемым в газетах и журналах, к различным библиографическим указателям с краткими характеристиками книг. Пользуясь этими источниками, молодой командир всегда сумеет выбрать наиболее ценное из литературы по любому вопросу.

     В настоящей же заметке я ставлю себе задачей указать только несколько важнейших названий, так называемого „настольного" и „справочного" характера, из военно-политической периодической и непериодической литературы.

     Для того, чтобы быть в курсе текущей жизни, быстрым темпом идущей вперед, необходимо ежедневное чтение газет. Лучшей газетой для командира, как специалиста военного дела, является, центральная военная газета „Красная Звезда", но для более детального уяснения вопросов партийной жизни, политики и экономии, для подготовки к разным докладам необходимо пользоваться также и «Правдой» (орган ЦК и МК РКП).

     Если московские газеты к месту службы командира прибывают только на второй день или даже позже, следует также читать лучшую местную газету (наприм. в Ленинграде «Ленинградскую Правду»). Это имеет значение и для знакомства с местными жизнью и бытом.

     Для работы с красноармейцами следует всячески использовать окружную «Красную Звезду» (орган Политуправления Округа). Наконец, для ознакомления с бытом части, нужно с большим вниманием следить за ее стенгазетами и журналами (особенно в первое время по прибытии, когда она еще незнакома).

     Из общественных журналов в первую очередь рекомендуется еженедельный „Военный Вестник", настолько же необходимый командиру, как и московская „Красная Звезда"; затем—двухнедельник ПУР'а „Спутник Политработника" (по методике партполитпросветработы в Красной Армии).
 
     Очень желательно чтение серьезного руководящего органа нашей Армии „Война и Революция* и, наконец, популярного окружного журнала (в Ленинграде—журнала командира и политработника ЛВО „На страже"—издание Политуправления Округа).
   
     Однако, арткомандиру, если он желает быть на высоте своей прямой специальности, удовольствоваться только этими изданиями нельзя. Он будет постоянно читать выпуски „Артиллерийское Дело" научно-технического журнала «Война и Техника» и ежемесячный орган строевой артиллерийской мысли «Вестник Арткурсов Усовершенствования Комсостава Р.К.К.А.», дающие ценнейшие сведения специального характера.

     Для суммирования общественных явлений внутренней и международной жизни рекомендуется один из следующих московских журналов: двухнедельник ЦК РКП „Большевик" или же ежемесячник МК РКП «Спутник Коммуниста». А для тех товарищей, которые чувствуют свое общее и политическое образование еще недостаточно законченным —ежемесячник «Коммунистический Университет на Дому» (издательство „Прибой", Ленинград).

     Наконец, кроме периодической литературы необходимо всегда иметь под рукой несколько настольных книг, из которых можно почерпнуть те или другие справки.

     К ним мы относим следующие:

     Избранные сочинения Ленина (хотя бы однотомное издание „Красной Нови).

     «Курс политграмоты» Бердынкова и Светлова.

     «История РКП» Зиновьева.

     «История Красной Армии» Таля.

     «Очерки Красной Армии» Городнева.

     «Карманная книжка полевого артиллериста» Соколовского и Мелик-Каспарова.

     «Военный Справочник».

     «Календарь Коммуниста».

     «Популярный политический словарь» (словарь иностранных слов).

     Вот тот минимум справочной литературы, который понадобится молодому командиру ясно сознающему, какая ответствейнейшая задача станет перед ним по прибытии в часть.                Валентин Драганов.               


     Правила командира Р.К.К.А.

     Каждый свой поступок проверяй и оценивай с точки зрения его полезности для рабочего класса и крестьянства, для диктатуры пролетариата, для пролетарской революции. Во всей работе исходи из этого положения. Чтобы быть хорошим работником, дай правильную установку своем организму:
 
     делай ежедневную гимнастику и влажные обтирания;

     научись правильно и глубоко дышать;

     делай ежедневную утреннюю быструю получасовую прогулку;

     ешь во время, хорошо пережевывая пищу;

     спи восемь часов в сутки, ложась и вставая в определенное время;

     не работай ночью, когда это возможно;

     не кури, в особенности в жилой комнате и на собрании ;

     не кутайся, и держи в чистоте и порядке твою одежду.

          Чтобы быть хорошим работником, дай правильную установку своей воле:

     научись быть спокойным при всяких обстоятельствах;

     делай все во время, точно и аккуратно, составляя план своей работы и на день, и на неделю, и никогда от плана не отступай без необходимости;

     всякую работу выполняй по системе, вырабатывая методические навыки в работе;

     никогда никуда и ни в чем не опаздывай—потерял минуту—проиграл бой;

     обещанное выполняй без напоминаний;

    приняв решение, не расслабляй себя колебаниями и отсрочками, а быстро приводи в исполнение;

     не многословь, научись четко, кратко и понятно вы¬сказывать свои соображения по самому сложному вопросу;

     не набирай и не обещай лишней и непосильной работы.

     Учитывай и береги время, а для этого не жалей его на организацию работы.

     Будь для красноармейцев примером во всех отношениях и воспитывай в них эти же качества.

     На полях истории потеряны курсант Ш. Семенов, Б. Яковенко, Валентин Драганов рассказавшие историю пребывания в Ленинградской артиллерийской школе.

     Хотелось бы верить, что это не так. Ведь не все архивы открыты и доступны. Будем надеяться на их успешную службу.


Рецензии
"... На полях истории потеряны курсант Ш. Семенов, Б. Яковенко, Валентин Драганов рассказавшие историю пребывания в Ленинградской артиллерийской школе ...".

Александр, что, никаких следов по базам данных?

Антонов Виталий Александрович   29.11.2016 12:22     Заявить о нарушении
Примерно....Думается, что фамилии и вымышленные.

Александр Слесарчук   29.11.2016 13:24   Заявить о нарушении
Ничего подходящего по погибшим или награжденным - не нашел. Для успокоения души, пробью ещё осужденных.
Может в Троцкисты-Бухаринцы загремели?

Антонов Виталий Александрович   30.11.2016 03:29   Заявить о нарушении
Нет Виталий, нет!!

Александр Слесарчук   01.12.2016 18:23   Заявить о нарушении