4. Центральный госпиталь ВМФ, г. Балашиха
Третье воскресенье июня, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 № 3018–Х «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.1988 № 9724–XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях», празднуется как День Медицинского работника!
Всю жизнь, от самого нашего появления на свет, нас сопровождают различные врачи. Мы привыкаем к этому, зная, что наше здоровье во многом зависит от их профессионализма. Но есть одна категория «скромных врачей», которая не афиширует свою деятельность и совсем не амбициозна! В сети Интернет про них лишь скабрёзные шуточки! Они молча делают свою скорбную работу.
В последний путь нас тоже провожают врачи, но о них мало говорят. Их скорбный труд стараются не афишировать. Их вспоминают в минуты горя. Однажды мне пришлось с ними столкнуться «нос к носу», и для себя я открыл целый космос! Как и большинство обывателей, я наивно полагал, что врачи-патологоанатомы только разделывают трупы и готовят их к похоронам. Но то, что мне пришлось пережить, перевернуло моё мировоззрение! Увидев свои «добро»-клетки в микроскоп и сравнив их со «зло»-клетками других пациентов, я целый день ходил словно «ёжик в тумане»…
Военнослужащий после 40 лет обязательно должен пройти колоноскопию! Как же мы, молодые офицеры, издевались друг над другом, кто же раньше других окажется на операционном столе! У всех у нас был один недостаток – это молодость, просвистевшая как пуля у виска. Кто-то ещё служит, кто-то на пенсии и теперь, вместо одного недостатка, расцветает целый букет всякой всячины. Нет здоровых людей, есть не дообследованные!
Долго решался на этот шаг через шутки-прибаутки, но моё время настало и шутки кончились, когда эндоскоп наткнулся сразу на два полипа. Они оказались очень маленькие, и забавно было слышать команды оператора ассистенту о захвате биопсии. Чтобы как-то взбодрить меня врач-эндоскопист, кстати, не лишённый чувства юмора, показал на экране телевизора аппендицит изнутри:
- Вот, смотри, давлю тебе на живот, а внутри фонарик дергается от моей руки. Забавно, да?
Дальше мы гуляли по толстому кишечнику как диггеры по канализации. Зрелище отвлекло от неприятных эмоций, и я засмеялся:
- Знаете, доктор, Вы превзошли самого Джона Сильвера. Помните: «Пусть тот, у кого хватит духу, вынет свой кортик, и я, хоть и на костыле, увижу, какого цвета у него потроха, прежде чем погаснет эта трубка»!
Коллеги, мило улыбаясь, спрашивали, как прошла процедура. Улыбался и я, отвечая:
- Что искали, то нашли! Теперь врач-патологоанатом должен определить «зло» это или «добро»!
Ответную реакцию невозможно забыть! Сначала шутки растворялись сочувствием, а затем глаза коллег моментально заполнялись страхом! И все, кто подходил ко мне с улыбкой, после моего ответа смущённо бормотали:
- Мне тоже нужно провериться, обязательно провериться…
Поэтому хочется обратиться ко всем мужчинам и женщинам кому за сорок:
- Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь! Но только после того как пройдёте обследование, даже такое неприятное. Рак не дремлет, и в наших силах не дать ему пролезть! Пусть пятится назад!
А врачам-патологоанатомам хочется пожелать огромного здоровья и железных нервов! Недельное ожидание результата заставляет по-новому взглянуть на мир. Ещё бы! Твоя жизнь зависит от заключения «скорбного доктора», который изучает в микроскопе целую «вселенную». Он не имеет права на ошибку, но, в тоже время, бессилен что-либо изменить.
В знак благодарности докторам, с которыми меня свела жизнь, я сочинил стихи, которые могут быть положены на музыку и как гимн исполняться в честь этих тружеников невидимого фронта.
«Гимн борьбы врача-патологоанатома со злом».
Куплет 1:
Я не судья! И не палач!
Не предсказатель жизни вечной!
Но в микроскоп я вижу плач
От клетки Рака бессердечной!
Припев:
Я врач-патологоанатом!
И с колдовством я не знаком,
Взрывает клетки ткани атом:
Злокачеством? Или добром?
Взрывает клетки ткани атом:
Злокачеством? Или добром?
Куплет 2:
Идет борьба добра со злом
Я в этой битве – летописец…
И мою душу на излом
Пронзает сам Творец-провидец!
Припев:
Я врач-патологоанатом!
Со смертью близко я знаком!
Сжигает клетки ткани раком –
Живое всё губя тайком…
Сжигает клетки ткани раком –
Живое всё губя тайком…
Куплет 3:
Мольбы, надежды и проклятья -
Всё принимаю на себя!
И смерти скорбь! И слезы счастья!
Делю сполна, свечой горя!
Припев:
Я врач-патологоанатом!
И цель моя – пре-ду-пре-дить!
Не падать духом! Не сдаваться!
Чтоб зло всем вместе победить!
Не падать духом! Не сдаваться!
Чтоб зло всем вместе победить!
13.11.2014. - 18.11.2014.
Примечание:
Бережно укладывая первые строчки стиха на бумагу, я вспоминал Николая Яковлевича Пятакова (26.05.1938 – 02.10.2013). Он смотрел на меня с фотографии нарочито серьёзно, стоя в верхнем ряду слева. Николай Яковлевич был старшим мичманом и всю свою жизнь посвятил службе в воинских частях разведки Военно-Морского Флота, в дальнейшем был переведен в Главный штаб ВМФ. У него был дар фотохудожника. Не случайно его откомандировали на остров Шпицберген для выполнения специального служебного задания.
Продолжая военную службу на Северном флоте, Николай Яковлевич имел шесть автономных походов на кораблях разведки Северного флота. За добросовестную службу и дальние походы он был награждён многочисленными орденами и медалями. И вот такой человек-легенда прибыл 22 июня 2006 года в патологоанатомические отделение (далее – ПАО) 32 ЦВМКГ для работы в должности фотолаборанта, а затем медицинского регистратора. Он был мрачен и скрытен при этом? Ничего подобного!
Конечно, служба закалила старшего мичмана так, что о своей работе в ПАО он не говорил ни слова (настоящий разведчик). Но как же он любил жизнь, со всеми был улыбчив и общителен. Смастерив тележку на колёсиках, он приходил в госпиталь за молоком для сотрудников (ПАО, естественно, располагается немного поодаль от основного здания медицинского учреждения, так как включает в себя, помимо лаборатории, - и морг, и траурный зал для проводов в последний путь). Когда в госпитале проходили концерты и торжественные мероприятия, Николай Яковлевич запечатлевал на свой фотоаппарат не постановочные кадры, а непринуждённую обстановку. Он любил жить, с огромным удовольствием и азартом подлавливая скоротечные моменты! Многие даже понятия не имели, где и что фотографировал до этого Николай Яковлевич. Многие после его смерти удивлённо пожимали плечами, узнавая, что этот жизнерадостный и улыбчивый человек работал в ПАО.
Как и любое медицинское учреждение 32 ЦВМКГ имеет свою парковую зону для выздоравливающих пациентов. Там же находится волейбольная площадка и теннисный корт. Однажды Николай Яковлевич раздобыл краску. Обновив линии корта, он натянул сетку, а в кустах спрятал теннисную ракетку. За полчаса перед обедом он застывал в дверном проёме моего кабинета, молча улыбался в свою бороду и хитро прищуривался: «Николай Яковлевич, дорогой, извините! Опять заработался, бегу-бегу»! В моём шкафу хранился комплект из ракетки и теннисных мячей. Я очень благодарен Николаю Яковлевичу за то, что таким ненавязчивым способом он помогал мне растрясти лишний жирок и накопить положительные эмоции!
Время стремительно бежит вперёд, безжалостно забирая в мир иной всё новых и новых людей. Рядом с Николаем Ивановичем в голубом медицинском халате стоит Николай Иванович Черкашин (01.11.1939 – 03.12.2015). Полковник медицинской службы, первый Главный патологоанатом Военно-Морского Флота и начальник ПАО 32 ЦВМКГ. В 1962 году Николай Иванович окончил факультет подготовки врачей для ВМФ Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. После окончания факультета восемь лет прослужил на Северном флоте начальником медицинской службы на подводных лодках, неоднократно участвовал в дальних походах и несении боевых дежурств на просторах Атлантики. В 1970 году был переведен на службу в Главный госпиталь Северного флота на должность старшего врача-специалиста ПАО с последующим прохождением первичной специализации на базе кафедры патологической анатомии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова.
С 1975 по 1983 год был начальником ПАО - Главным патологоанатомом Северного флота, в марте 1983 года был переведен на службу в 32 ЦВМКГ и приступил к исполнению своих обязанностей, которые успешно и добросовестно исполнял до своего увольнения в запас в 1994 году. В период с 1994 по 2014 годы Николай Иванович продолжил работу в ПАО 32 ЦВМКГ в качестве гражданского специалиста, всегда отличаясь академическим подходом к диагностике патологических процессов и передавая свой богатый опыт молодым врачам. Николай Иванович являлся соавтором многих научных статей, участником многочисленных научно-практических конференций и врачебных симпозиумов, все свои силы и знания отдавал служению военно-морской медицине, награжден правительственными наградами…
Свидетельство о публикации №216112900802