Легенды шахмат вокруг меня

Этот рассказ будет посвящен не чемпионам мира по шахматам, а самым обычным игрокам, которых я повстречал за время увлечения шахматами. Тем более, что я – самый обычный игрок, который был и будет уж далек от борьбы даже за звание КМС. Чего уж мечтать о гроссмейстерском звании? Потому и рассказ будет жизненным. Состоять он будет из характеристик личных и игровых качеств самых, по своему меня восхитивших своим мастерством, соперников по шахматам, многие из которых стали моими товарищами. Заранее скажу, что в моем рассказе в числе легенд не будут перечислены люди из числа моих родственников. Так будет несколько объективнее. Плюс к тому, игроков буду перечислять в хронологическом порядке – по времени и месту первого знакомства и соперничества.
Итак, зовут меня Станислав…Из всех моих увлечений жизни самое давнее – это игра в шахматы, в которые отец стал учить меня играть, когда мне было 8 лет. Но в тот момент игра мне не особо импонировала и, в итоге, сложилось так, что в лет 10 игру я забросил. Все возобновилось спустя почти  полтора года. В один прекрасный день мне было просто скучно и, как то раз, я достал шахматы со стенки и попросил меня переучить правилам. День за днем правила все легче усваивались в моей голове, да и для побед над каждым из родных приходилось придумывать другие ходы. Так стало приходить понимание о многовариативности шахматной игры.
Итак, первым моим в жизни турниром стал чемпионат санатория «Металлург» в июне 2005го года. И самого крутого шахматиста, с которым довелось сыграть до, во время турнира, и после него звали  Василием. К сожалению, фамилию его я запамятовал, но помню, что он был самым возрастным и рослым участником. Баланс встреч с ним был почти равный, но на турнире не без труда удалось за счет победы, именно над ним, занять первое место, опередив его ровно на один балл. К слову, это единственная в жизни моя победа на турнире в индивидуальном зачете.
Со следующим одним из самых запомнившихся соперников я встретился приблизительно зимой 2006 года. Он жил в моем родном селе, но до первой партии я никогда о нем не знал. Познакомил нас учитель физкультуры нашей школы. Соперник этот являлся благодушным пожилым дядечкой Григорием Степановичем или, проще, дядей Гришей, который обожал древнеиндийскую игру. Кстати говоря, именно с ним связана одна забавная история, которую приведу чуть позже.
С дядей Гришей играть было довольно интересно, тем более для меня, в основном игравшего преимущественно только с отцом и с друзьями. На первых порах было трудно его обыграть хотя бы раз. В итоге мы соперничали в августе 2006го на открытом турнире муниципального сельского образования, на котором он занял второе место, я третье, а на первое взошел «гость с соседней деревни». В итоге с дядей Гришей дружны и по сей день и именно с ним я впервые, в январе 2009го, выехал на республиканский турнир, не сыграв, кстати, тогда, ни разу на районных. Просто руководству районного спорта не получалось тогда никого отправить, и поехали мы с ним и моей тетей в Камбарку. Правда результат вышел ниже всякой критики – последнее место на зональном этапе среди южных районов Удмуртии. Но зато удалось подзаработать на «командировочных», составлявших по 600р. на человека. Помню, что часть денег ушла на покупку глянцевых журналов о футболе.
Но самый яркий момент, о котором я обещал рассказать, случился в декабре 2009го. Я и дядя Гриша были приглашены на районный турнир, первые два призера которого попадали на республиканские соревнования в команду района. И в том турнире поистине отжег дядя Гриша. Нет, не местом в таблице – он оказался четвертым, тогда как я лишь благодаря везению в виде победы над «бронзовым» призером и честной игре против него же победителя турнира (тоже приведу его в числе легенд), - а своей необычной реакцией на три кряду поражения (все от призеров турнира).
«Ё… твою за ногу!Да что за ср….ь!Ну на…й!» - проворчал дядя Гриша, и с этими словами открыл пакет с неизвестным грузом. Как оказалось, он взял с собой полторашку пива, которое считалось его личным «допингом». Поскольку играли 10 человек по системе «каждый с каждым», то каждый игрок проводил за турнир 9 партий. И, когда после серии поражений на выправление ситуации оставалось 6 партий, дядя Гриша откупорил бутылку и сделал щедрый глоток в 0,25 литров. И так перед каждой следующей партией. И что вы думаете, дорогие читатели? Он выиграл, черт побери, 6 партий подряд!!!Вот, поистине, мельдоний – это унылая фигня в сравнении с эликсиром из сусла, который так обожал мой старший друг…
Его «пивная магия» продлилась до 2011 года, когда летом случился не менее улетный прикол. В тот год активно шла торговля ягодами среди жителей села и, в один из дней, я пошел торговать и увидел дядю Гришу. Естественно, я понял, что без шахмат тут никак, и побежал за комплектом домой. Прибежал обратно, расставили фигуры, и игра пошла: первую партию выиграл соперник, затем я кряду взял три партии. Далее случилось непоправимое: после очередного поражения соперник матюкнулся на самого себя и мужики в сторонке предложили ему стаканчик пива. И, о ужас!!!, после этого переиграл меня дядя Гриша в четырех партиях подряд…Это был улет!!!
В итоге, мне не без труда, в 2012м, удалось-таки развеять миф о «пивной непобедимости» дяди Гриши. Преимущество в счете стало у меня более явным и, по сути, счет личных встреч склонился в мою пользу со значительным отрывом. И тем не менее, поистине восхищаюсь этим игроком до сей поры.
На республиканский турнир января 2010 я поехал с игроком, которого, как и обещано, представляю: Алексей Чижов – тезка легендарного ижевского чемпиона по шашкам. Сотрудник Сбербанка на тот момент, в меру упитанный молодой человек в очках с прямоугольными стеклами. Именно его шахматный «фэйр-плэй» со 100% набранных очков, помог мне с ним поехать в Алнашский район. И именно ему было суждено набрать баллы в командную копилку – 4,5 в 10 партиях. Уж больно сильны были все наши соперники. Я и женщина, поехавшая с нами, не набрали ни одного балла.
На том турнире наша команда устроила хорошие посиделки: купили всякой вкуснятины в комнату, смотрели «Каникулы Строгого Режима»…На обратном пути Алексей довез меня до дома по просьбе главы районного спорта.
Впоследствии этот человек очень здорово помогал моим родным в плане консультаций касаемо стажа…С ним я мог поехать на еще один турнир республиканского масштаба, благо занял второй раз подряд, в декабре 2010го, второе место вслед за ним, но из-за сессии на 1м курсе универа не получилось. Свое место я отдал третьему призеру, коим был упомянутый ранее дядя Гриша. Больше с Чижовым я лично не виделся…
Прошли времена учебы в школе…И в июле я подавал документы на экономическое направление по ВУЗам. Было не до шахмат. В августе пролетел мимо бюджетного места в УдГУ на социологический. Чертова пара баллов!!!
В итоге решено было отправляться в БашГУ в г. Нефтекамск. И в тот момент я понял, что для меня делом чести будет проявить себя по спортивной части. Надеялся на шахматы.
Помню первую лекцию по физкультуре (да, и такое бывает!) в универе. Зашли 4 человека – 2 женщины и 2 мужчины – все преподаватели -  и задали курсу несколько вопросов, заодно попросив расписать на листочках свои спортивные достижения. Я написал о шахматных и футбольном.
Спустя недолгое время, я прогуливался по зданию универа и увидел доску почета. И одна фамилия привлекла внимание – Елена Яндимирова. Чем именно? А тем, что под ее фото была запись – «чемпионка РБ по блиц-шахматам».
«Ого!!!Вот это да!!!» - подумал я, и встретившись с одной из преподавательниц физ. воспитания, поинтересовался насчет незнакомки, учится ли она еще в универе. «Да, но на пятом курсе» - услышал я в ответ. «Скоро турнир внутри университета, там с ней и познакомишься». И я стал ждать.
В начале 20х чисел сентября 2010го меня направили во второй корпус университета на турнир. Войдя в указанную аудиторию, я увидел ту самую легендарную девушку-шахматистку. Лена – миловидная девушка с темными волосами, голосом, которым можно прекрасно озвучивать добрые мультфильмы о принцессах. Мы поприветствовались, разговорились. «Ты на первом курсе учишься?» - спросила она мягким тоном. Я ответил утвердительно. Далее узнал, что она тоже играет, но в зачете среди девушек.
В том первом для себя турнире я занял третье место. Начал с трех рядовых побед, затем потерпел два поражения от парней-математиков пятого курса, и шансы на призовую тройку казались миражом. Но все же сумел выиграть партию после и предстояла еще одна, как раз за третье место, где меня устраивала и ничья. Правда из-за позднего времени, тур был перенесен, а далее Лена объявила меня победителем партии ввиду неявки противника.
К первому моему городскому турниру среди учебных заведений меня готовила именно Лена. Еще после университетского турнира обменялись номерами телефонов.
Каким-то чудом  мне стало удаваться и выигрывать у нее. Естественно, случайно.
Как оказалось, она училась на пятом, последнем, курсе на математическом направлении, и, по завершении учебного года, в котором парни заняли третье место по городу (изза моей отвратительной игры), а девушки под капитанством Лены – первое, на какое-то время покинула город.
В итоге она приехала снова в 2012 году, когда команда юношей уже один раз, в 2011м, завоевала, спустя значительное время, первое место, а девушки, в отсутствие Лены и ее соратниц по «золотой сборной», к сожалению, заняли второе место по итогам 2011го. С другой стороны, это была совсем новая команда, может менее психологически закаленная…Как Елена горячо поддерживала команды и в 2012 и в 2013 годах!!!Именно благодаря ей я познакомился с великолепным тренером Владимиром Петровичем Шуниным, а также в марте 2013го сыграл в сеансе одновременной игры! И за свои успехи в командных турнирах универа я обязан именно Елене, чья поддержка словом приносила мне силы и уверенность.
В год, в который шахматы БашГУ вынуждены были впервые развиваться без Лены, а именно концовку 2011го, мне довелось познакомиться со многими игроками.
Начну с шахматиста, который поступил в 2011м на первый курс бакалавриата «Истории». В тот год я очень рассчитывал, после ухода из универа моих первых соперников-партнеров по шахматам, Юрия и Искандара, занять первое место.
И именно новичок свел мою мечту на «нет» своей победой во втором туре. Звали его Айнур Садиков. Как оказалось, победить его, да уж и вничью сыграть, было бы еще более невероятным, чем одного из прошлых победителей. С учетом моей ничьей в первом туре против игрока, также новичка, с 3 курса математики, по имени-фамилии Ильгиз Алетдинов, мое положение было кошмарным. Но в итоге серия из пяти кряду побед помогла мне нагнать Ильгиза и судьба второго-третьего мест решилась лишь после двух партий с ним. Еле как удалось оттеснить его на третью строчку. Хотя все равно он в итоге и стал одним из игроков новой команды парней, в которой из-за личного решения сыграл почему то лишь год спустя.
На том же турнире присутствовала и моя однокурсница – Нэля Шаритдинова – миниатюрная жгучерыжеволосая милашка, с которой успел познакомиться до турнира и предупредить о том, что будут соревнования.
Хочется остановиться на каждом их этих игроков подробнее:
Итак, Айнур Садиков – весельчак-балагур из самого красивого города Башкортостана  - Агидель. Несмотря на свои победы надо мной и другими игроками, никогда не бил себя в грудь, дескать «Я – Бог, а вы – никто». Участвовал аж в турнире федерального масштаба, чуть не дотянув до призовой тройки, и был капитаном нашей команды  парней по шахматам вплоть до 2014 года и безоговорочным победителем внутриуниверских турниров. Как мы прикалывались друг над другом!!! Кстати говоря, он до сих пор мне должен полтинник (с 2013 года). Со слезами смеха на глазах я воспринимал его переживания насчет несдаваемого «права» и «английского языка». Там его балагурство сменялось впоследствии на взгляд кота из «Шрек 2» в адрес преподавателей. Не знаю за что, но именно от него я получил прозвище «Еврей». «Ну что ж…Еврей так еврей. А ты, Айнур, будешь таджиком» - подумал я, и огорошил его новым прозвищем в 2013 году. «Панда», «Коала», «Медвежонок Барни» - как он бесился, когда я его так называл в ответ на Еврея. В 2014м он заседал у меня в гостях в общаге по деловой встрече, да и просто от нечего делать бывал в гостях.
Он заслуживал того, чтобы войти на доску и книгу почета студентов университета…Он вытащил команду парней на 4 кряду первых места по городу. Да, он легенда!!! Правда еле как мы с ним добились того, чтобы его внесли в число самых значимых студентов (не буду говорить о том, что было препятствием). Капитан Капитаныч в широком смысле слова!
Ильгиз Алетдинов мог стать троекратным победителем в составе команды, но почему-то в первый свой год участия отдал свое заслуженное место несбывшемуся призеру 2010 года Равилю Нурылгаянову. Я удивился этому решению, но все же первое место мы получили. В 2012, в НМК, Ильгиз уже крепко взял инициативу и, после неудачного начала турнира, собрался с силами, и помог добыть первое место. И через год громко хлопнул дверью этот умнейший человек, выиграв все свои партии! Поистине, лучше всего запоминается последнее! Весьма позитивный человек, который здорово украшал команду своей энергетикой!Король своей 3й доски!
Нэля Шаритдинова до 2014 года предпочитала играть на второй доске в команде, и в последнем турнире заняла, наконец-то, первую доску, что принесло долгожданное первое место среди девушек спустя 4 года, и «золотой дубль» команд БашГУ! Позитивнейшая, обаятельная девушка, которая моментально подружилась и с Еленой при знакомстве в 2012 году. Кстати говоря, обе они выросли в одном районе, в котором, судя по всему, как минимум каждая вторая девушка рождается с шахматным комплектом в руках. На трех университетских турнирах кряду безоговорочно занимала первое место! С ней мы играли на равных в рамках подготовки к турнирам – иногда посреди лекций были баталии…Благодарен ей и за то, что в сентябре она скинула мне вариант с шахматным репетиторством. Сколько мы помогали друг другу по учебе…Она же выступала дважды в интервью на шахматных турнирах и также состоит в книге почета университета!
Когда вернулась Лена, уже в статусе преподавателя, мне в БГУ довелось познакомиться с журналисткой-шахматисткой Гульшат Абельгузиной, игравшей с Леной в команде города в давние годы.  В 2013м именно Гульшат организовала телеобозрение турниров по шахматам и впервые достигла 100% результата на первой доске спустя 3 года с первой своей попытки. Правда больше ее никто из игроков не видел, хотя вроде как еще в 14м году приходила от телеканала на съемку турнира.
В 2014м году Лена из-за сильной занятости передала тренерские дела мне. Тогда уже были проблемы с набором новой команды у девушек (хотя и раньше были). На счастье, Елена предложила присмотреться к игре Морозовой Александры – студентки 1 курса юридического направления. На первой же тренировке Саша восхитила меня своим ответственным отношением к тренировкам. Ей было все равно против кого играть – дать бой она была готова в любой момент. В итоге, на турнире 2014года в университете, она заняла второе место вслед за Нэлей и самоотверженно сражалась на городских против непобедимой в тот момент Арманшиной из «машинки», пусть и не сумела хотя бы вничью сыграть. В принципе, именно ей было предложено сделать исключение на 100% очков. Она приняла основную ударную силу соперниц на себя. Зато взяла верх над соперницей из многопрофильного колледжа, как и требовалось от Саши.
В самом золотом году, а именно 2014м, на универские соревнования пришли студенты с Ю-42 Сурен Гогчян и Эля Саитова – и с ходу вошли в призовые тройки. Причем Саитова даже не готовилась к турниру и я не знал о ней вообще до того прихода. Эля выиграла партию у победительницы турнира, и это позволило ей опередить в жесткой борьбе еще одну дебютантку - Эльвиру Кашапову и двукратного призера городских турниров среди девушек в командном зачете - Ксению Сидорову. В итоге за своей третьей доской эффектная, энергичная, солнечная Эля в городских триумфально выиграла свои партии и помогла обеспечить пресловутое первое место девушек.
Сурен Гогчян своим появлением решил проблему пустеющей третьей доски после ухода Ильгиза Алетдинова. Я слышал, что Сурен любит играть в шахматы и рассказал о нем Айнуру. И в том 2014м мы опять составили дружнейшую команду – поистине интернациональную – и затащили в турнире. «Самый невозмутимый армянин» взял нужное количество очков в своих партиях, также вписав свое имя в историю, успев вскочить с Элей на подножку уходящего поезда.
Саша Морозова в 2015 году вынуждена была в одиночку набирать команды и если девушки удержались в тройке, заняв второе место, то парни оплошали очень сильно. Уже не было ни Айнура, ни Ильгиза, ни Сурена, которые ни на что не отвлекались ни до, ни во время турниров. Меня тоже тогда уже не было. Новость о непопадании в тройку команды юношей стала для меня шоком. Предпосылки к этому были, потому что весь костяк «золотой» команды, вышел в один год. Но хотя бы третьими. Но нет.
Эта новость застала меня уже в Ижевске, где я вовсю играл в турнире по быстрым шахматам, а именно – Кубке Республики. Проходил он по воскресеньям, то есть от поиска работы нисколько не отвлекал.
Именно на этом турнире я познакомился с большим количеством шахматистов, о которых считаю себя обязанным рассказать как можно более полно.
Итак, с самым первым из ижевчан я познакомился с детским тренером, соорганизатором турнира, имя которого – Дмитрий Васильев. Естественно, соблюдая субординацию, обращался к нему «Дмитрий Львович». Мало кто слышал о венгерской династии шахматистов по фамилии Полгар. Так вот, именно Васильев является самым, что ни на есть, российским, ижевским прототипом того тренера, быть может даже Полгару стоило бы сравниваться с Дмитрием Львовичем. Дело в том, что у Васильева три очаровательных дочки -  и все играют в шахматы. Нелли, Катя, Зоя – покруче будут, чем Софи, Жужа и Юдит Полгары. Пусть вторые и играют на мировом уровне. Зато первые эстетически гораздо более обаятельные. Кто их знает, те бы поняли. Дмитрий Львович потрясающе знает детскую психологию. Сам замечал, с каким удовольствием детишки приходят на его занятия. Он же изо всех сил старался посодействовать и моему трудоустройству шахматным детским тренером. Легкий на подъем характером, добрейшей души человек.
Самым крутым шахматистом из юной категории я считаю игрока, имя которого – Кирилл Козионов. Да, он так пока и не получил звание гроссмейстера, несмотря на 18 летний возраст, однако ж попробуйте-ка в 13 лет дать бой легендарному Каспарову. Слабо? Кириллу – вовсе нет. Все равно его успехи весомы и, главное, чтобы возможные упущения в достижениях Кирилл наверстал с лихвой. Не каждый в 25 лет способен играть так хладнокровно и изобретательно, как Кир в 18 лет. Васильев является одним из тренеров, под руководством которого Козионов делал свои  черно-белые шаги.
Еще одним тренером Кирилла является Константин Бронников – заслуженный тренер Удмуртии по итогам 2013 года. В данный момент тренирует посредством интернет технологий зарубежных желающих научиться мудрой игре. Неисчерпаемый оптимизм его смешивается с предельной серьезностью и сосредоточенностью. Видел его фото с партиями вслепую – жесть! Удмуртский Алехин или Пильсбери, не иначе. Счет личных встреч с ним для меня ужасный. Лишь в одной партии удалось потрепать нервы КМСу, но победитель был все равно ясен.
Близкий друг Кости – Андрей Кочнев – кандидат медицинских наук, очень похожий внешне на сериального врача доктора Быкова, правда при условии отсутствия усов. Человек настроения, играл на всероссийских соревнованиях. На турнире кубка УР по быстрым шахматам 15/16 занял третье место. Исключительно сосредоточен. Кажется, что фигуры сами начнут движение от его впивающегося взгляда изза стекол очков.
Виктор Несчетный – подданный Украины, переехавший в 18й регион России – сосредоточенный на игре, увлекающийся роком и спортивными играми молодой человек, который всегда украсит своим присутствием и игрой любую шахматную команду. Конечно, было жаль, что он перестал участвовать в турнире, который я запомню на всю жизнь. В числе фаворитов он был точно.
Александр Иванов – в простонародье Сан Саныч – один из тренеров шахматной школы, в которой проводятся многие турниры и обучаются шахматному искусству дети. Невозмутимый парень, который со всей серьезностью относится к чистоте шахматных правил. Предложил мне поручение по написанию статьи для претендентства шахматной школы на грант для проведения соревнований для людей с ограничениями зрения и детских турниров. Такому человеку не откажешь.
Главным заводилой шахматной федерации республики является Александр Ватлин, который в содействии с другом детства сделал все для возрождения шахмат в республике и в Ижевске и организовал муниципальный шахматный клуб с шикарной планировкой и отделкой. Как игрок потрясающе мастеровитый, играет на уровне КМСов. Вот – настоящий пример для подражания в плане отношения к игре! Очень ценит дисциплину и терпеть не может идиотов (о главном из которых, посвящу вторую часть «Шахматных рассказов»), пишущих кляузы на уважаемую шахматную федерацию. Строгий мужик и в то же время приветливый к окружающим.
Артур Арзамасцев – победитель турнира по быстрым шахматам, обладающий невероятным для меня спокойствием, шахматным интеллектом и твердостью характера. Я считал фаворитом финала Кирилла, но Артур был, как оказалось, в лучшем расположении духа и победил заслуженно.
Владимир Сутягин – с ним играли и на турнирах и на секциях в СХА. Разрядник по настольному теннису, также владеет вторым шахматным разрядом. Непонятна его неявка на последние два этапа, ибо он был в числе первой восьмерки. Любитель играть ферзевый гамбит, рассудителен, не боится играть на победу с гораздо более сильными игроками...
Виталий Полетаев – кандидат в мастера, балагур, шутник и победитель по натуре характера. Самый эмоциональный игрок любых Ижевских турниров, на мой взгляд. Особенно горит его взгляд при виде выползающей из принтера бумаги с турнирной таблицей.
Кирилл Шумилов – самый загадочный игрок, которого мне довелось узнать. Нелегко переживает поражения, игрок настроения. Оно то и подвело его в суперфинале. Классно играет блиц. Возможно, увлекается уличными кулачными боями.
Тимур Шайхутдинов – вечный изобретатель, идейщик и вообще студент УдГУ, родившийся в середине 90х. Спокойный и в то же время азартный игрок в шахматы. Ответственно берется за любое задуманное дело. Рассудителен и эрудирован.
И, конечно же, не могу не рассказать о представительницах женского пола - участницах турниров в Ижевске. Итак, шахматы Удмуртии особенно прекрасны, когда в них играют Елена Сироткина и Альбина Червякова. Обе – юные. Обе брюнетки с серьезными милыми личиками. Никого не боятся. Играют в свою игру. Отвлечься от их игры на их красоту – значит либо к вдохновению и победе на его основе, либо к зевку, вызванному исключительным вниманием на их девичьи фигуры, а не на шахматные.
Возвращаясь к теме шахматных знакомств времен студенчества, я просто обязан вспомнить славную шахматную семью, получавшую образование и игравшую в шахматы за принципиального соперника БашГУ – НМК. Это Евгений Сагитов и Лиана Сагитова. На редкость обаятельная шахматная пара, как принято говорить, «Король и Королева». Самые любимые сердцу автора игроки из «противоположного шахматного лагеря». Увлекаются футболом. Благодаря их увлечению и дружбе с Еленой, имел честь познакомиться с легендой БашГУ по шахматам эпохи «до Садикова», имя которому -  Роберт Нургаянов. Именно с его нахождением в универе связаны первые большие успехи юношей БГУ. Знакомы лично с ним с 2013 года, а следующим годом он был свидетелем и помощником осуществления футбольной мечты автора рассказа.
Помимо этого, в списке лучших шахматных знакомств отмечу молодого преподавателя Вострецова Александра Ильича – вечно юморного, который с радостью сдержал обещание о микроматче. Под надзором Исламова Фларита Фатиховича, даже легким подсказом его Александру Ильичу, сыграли три партии, в которых я еле выполз живым с кафедры со своим преимуществом.
Да, список игроков, достаточно внушительный, что и говорить. Да, никто из них не борется за мировой титул. Но не всегда имеют значение достижения. Важно то, что каждый из вышеперечисленных игроков, охваченных в данном рассказе, легенда душою. Каждый по-своему интересен. И о каждом я вспомню только самыми теплыми словами. Не факт, что когда то с кем-либо из них я еще увижусь, но запомнил я их совершенно точно. Спасибо Вам за теплые воспоминания. Сердечный душевный респект. Играйте в шахматы.


Рецензии
Долго ждала)Дождалась)Мои мысли оправдались! Интересно и увлекательно!
С уважением,
Элла Нелс

Элла Нелс   29.11.2016 15:06     Заявить о нарушении
Спасибо большое, красота Вы ненаглядная😘

Слава Быков   29.11.2016 15:31   Заявить о нарушении