58. Персональные выставки Эль Лисицкого

На Западе об Эль Лисицком никогда не забывали. Его первые персональные выставки состоялись ещё в 1922 году в Ганновере, в 1924-м — в Берлине и в 1925-м — в Дрездене.

К берлинской выставке был издан прекрасный каталог, оформленный самим художником.

В годы фашизма Эль Лисицкий был для нацистов одним из представителей «дегенеративного искусства». После войны его творчество вновь стало востребованным.

В 1958 году в Кельне вышла в свет книга Хорста Рихтера, названная знаменательно: «Эль Лисицкий. Победа над солнцем». Персональные выставки художника состоялись в 1965 году в Базеле и в Ганновере, в 1966 году — в Лондоне.

«София Лисицкая-Кюпперс сохранила наследие мужа, и когда в строящемся Академгородке, в Доме учёных, открылась картинная галерея – одной из первых выставок галереи стала выставка Эль Лисицкого.

Это стоит особо подчеркнуть – первая полноценная послевоенная выставка Эль Лисицкого на родине состоялась в 1967 году, в картинной галерее Доме учёных Академгородка (двумя годами раньше небольшая выставка прошла в Москве, в Музее архитектуры, но там была показана только печатная графика, а в Новосибирске были представлены несколько десятков оригинальных работ Эль Лисицкого из собрания семьи). Она положила начало возвращению имени и наследия Эль Лисицкого в СССР. В Новосибирске вдова художника также написала книгу об Эль Лисицком, вышедшую затем в ГДР».

В 1967 году в Дрездене был издан подготовленный Софи Лисицкой-Кюпперс альбом «Эль Лисицкий. Художник, архитектор, типограф, фотограф», в котором были в цвете репродуцированы основные работы художника. Среди них и книга «Для голоса», правда, в сильно уменьшенном размере. В 1977 году в Дрездене же был опубликован сборник избранных сочинений Л.М. Лисицкого, однако статьи, связанные с искусством книги, в него почему-то не вошли.

Работы о Лисицком издаются за рубежом и сегодня, и, возможно, последняя из них появилась в Ганновере в 1999 году 

Собственной персональной выставки Лазарь Маркович Лисицкий в России при жизни не дождался — она была проведена лишь в 1960 году в Музее Маяковского. Её подготовили коллекционер Николай Иванович Харджиев и книговед д.и.н. Ефим Абрамович Динерштейн. Но на этой выставке «с наибольшей полнотой устроителям <…> удалось собрать произведения Лисицкого-полиграфиста», хотя он, как они сами пишут, был «живописцем, архитектором, полиграфистом, фотописцем и оформителем выставок».

Следующая персональная выставка была проведена уже у нас, в Доме учёных СО АН в 1967 году. Эту выставку, как и другие в те годы, организовал Михаил Янович Макаренко, директор картинной галереи Дома учёных. Сегодня можно гордиться тем, что творчество Эль Лисицкого удалось широко представить на его персональной выставке.

Далее выставки состоялись только в 1990-1991 годах и были приурочены к 100-летию со дня рождения художника.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/30/1085


Рецензии