Исцеление псалмом

Эта история случилась в далеком северном монастыре, куда я, будучи студенткой филологического факультета университета, отправилась с целью ознакомления с монастырской жизнью, а также с жизнью Русского Севера, который манит меня до сих пор.

Монастырь затерялся в бескрайних лесах и холмах … Зимой там почти все время была ночь. Странно и сказочно было видеть эти могучие раскидистые горы-холмы псковской земли, толстые стены церквей, похожих на крепкие грибы-боровики. И сосны, а также дубы - настолько широкие в обхвате, что невольно я думала, глядя на них, о героях святоотеческого предания и вспоминала невероятную былинную стойкость русских богатырей.

Подобно ангельским очам горели над здешним мирозданием огромные бриллиантовые звезды. В центре монастыря, куда я приехала, стоял величественный каменный храм в честь Архистратига Михаила, а вокруг него потонули в снегах немногочисленные келии инокинь. Гостей в монастыре было немного – я одна. И меня тут же определили помогать на кухню, которой заведовала старенькая монахиня Анфиса. Я готовилась перед поездкой к трудностям, но все-таки они застали меня врасплох.
 
С утра до вечера я мыла и чистила овощи, таскала воду и дрова, мыла посуду, пол, выполняя на кухне всю грязную работу,приобщаясь к трудной жизни затерянных в глуши подвижников. А ведь я к тому времени изучила старославянский язык, могла читать и петь, неплохо знала церковную службу, что можно было сказать не про всех насельников.

Мне, конечно, хотелось бы тоже помогать в храме, но туда меня не звали. Да и матушка Анфиса была совсем неразговорчива.

И вот, однажды, все инокини во главе с настоятельницей уехали по приглашению в другой монастырь. Остались лишь молодой священник, да те из старушек - насельниц, которые никуда уже не ездили. Я, жительница более теплого региона, даже не подозревала, как крепки псковские морозы. Мои ботиночки и пальтишко (зато черное) никак не могли помочь с ними справится. И я простыла, да так, как не простывала еще никогда.

Стою я на своей кухне, чихаю без остановки, слезы текут, из носа течет могучим потоком, горло как наждачка, пятый платок в руках совершенно мокрый, а я стараюсь работать. Анфиса молчит.

Тут заходит к нам молодой священник.

- Анфиса, к нам же сегодня люди придут из окрестных деревень, Дмитровская суббота начинается! Службу-то читать некому!

- Я вообще неграмотная, отвечает Анфиса.

- А Иулия наша-то говорила, что службу читать может! Тут Отец Трифон посмотрел на меня, - пусть она и читает, отпусти ее с кухни!

- Отец Трифон, говорю чуть не плача, - я ничего не могу читать, - я совсем заболела.

Пауза.

- Анфиса, так вылечи ее! Читать-то сегодня совсем некому!

- Как мне ее лечить? Она сама не молится. Вот ее бес-то и мучает…

- Ну, это ты уж как знаешь, а надо, чтоб к четырем часам она читала…

Тут уж я не выдержала:
- Анфиса! Ну какой еще бес? При чем тут молитвы? Ты же видишь, я мерзну, лучше бы валенки мне дала… Слезы теперь уже не на шутку жгли мне глаза. Черствость старой монахини меня просто поразила. Себя было ужасно жалко.

Поворчав еще немного, Анфиса усадила меня у печки. Дала свои валенки и свои четки:
- Читай, горе наше, девяносто раз 90-й псалом.

- И чем мне это поможет? А чаю горячего?

- Читай и не болтай, - был ответ.

И я стала читать, передвигая пальцы по бесконечным монашеским четкам. Много ли, мало ли времени прошло…

- Анфиса, я все прочитала. И, кажется, поправилась.

Болезни во мне не было и следа. Зато, неведомо откуда, появились силы.

- А я что говорю... Ну, иди уже в храм, люди собираются, - ответила монахиня.
Службу я прочитала здоровым голосом и ни разу не чихнула. Да и потом долго еще не болела.

А суровая матушка Анфиса с тех пор стала казаться мне добрейшим человеком!
Прошли годы, прежде чем я поняла, какой именно «бес» тогда меня мучил. Я его не видела в себе, а старая неграмотная, но опытная монахиня распознала сразу: имя этому бесу – гордость или гордыня.

В православной практике этот «бес» изгоняется смирением, а научиться настоящему смирению – целая наука!

Многовековой опыт подвижничества научил православных иноков и инокинь бороться с ним мягко, не унижая человека. Такой опыт часто описывается в монастырских патериках. Вот только читать истории чужого смирения - очень интересно... совсем другое - оказаться самому на месте незадачливого паломника.


Рецензии
Здравствуйте, Юленька! Всегда говорили, что 90-й псалом царя Давида самая сильная молитва. И как часто мы об этом забываем и ленимся читать, когда случается какая-то беда или болезнь. И во время поста особенно надо читать Псалтырь хотя бы по одной главе, но эти враги нагружают разными делами, только бы не прикоснулись к священным книгам. И вот с кем надо бороться! А для этого надо очень сильно верить и научиться смирению. Но, как Вы правильно пишите, для этого нужна целая жизнь. Спасибо за рассказ.
С уважением, Надежда.

Надежда Комарова 3   27.12.2016 19:19     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Надежда! Рада, что читаю отзыв единомышленника!

Юлия Долматович   29.12.2016 12:50   Заявить о нарушении