Снимается кино
Здесь, как в Риме, есть всё. Вокзал, стадион, зоопарк, тюрьма - в центре города, между прочим. Театры, университеты, концертные залы, кафе и рестораны, узкие улочки и широкие проспекты, скверы, сады и парки. Замки, дворцы, костёлы, церкви, синагога, кирха – всё красоты необыкновенной. Кладбища: православное, католическое, лютеранское, еврейское и интернациональное. Иностранные консульства, государственная граница и пограничный отряд. Особую живописность придает городу ландшафт – холмистый, изрезанный оврагами, по которым маленькие извилистые речки сбегают вниз к большой реке. Неман делит город почти пополам, а две эти части связывают четыре моста. Вплотную к городу и к реке подступают сосновые леса.
Неудивительно, что этот чудом сохранивший свою старину и самобытность город киношники послевоенного времени облюбовали как площадку для натурных съемок. Первым фильмом, снятым на его улицах и в пригороде, стал «Миколка-паровоз», 1956 год. Об одном его эпизоде, снимавшемся на моих глазах, я расскажу. А пока бегло напомню самые известные фильмы, которые снимали в Гродно. Думаю, старшее поколение их видело:
«Девочка ищет отца» с 5-летней Аней Каменковой,
«Красные литья» с Ией Арепиной и Эдвардсом Павулсом,
«Я родом из детства» с Высоцким и Ниной Ургант,
«Кортик» и «Бронзовая птица» по книгам Анатолия Рыбакова,
«Рудобельская республика» с Виторганом и Будрайтисом,
«Приступить к ликвидации» с Лановым, Юматовым и Олегом Стриженовым,
«Белые росы» с Караченцовым, Санаевым, Новиковым и Польских,
«Кооператив «Политбюро» с Алексеем Петренко в роли Сталина,
«Смерш» с Антоном Макарским, на съемках которого мне тоже довелось побывать.
Помню, как отца вместе с другими ветеранами МВД и КГБ приглашали для консультации съемочной группы фильма «Приступить к ликвидации». Действие его разворачивалось в Гродно и окрестностях, где сразу после войны свирепствовала скрывавшаяся в лесах банда. Живых свидетелей операций по ее обезвреживанию уже оставалось мало. А создателей фильма интересовало, какими были обмундирование, оружие, транспорт как милиционеров и чекистов той поры, так и бандитов, всё вплоть до бытовых мелочей. Интересовало, какие хитрые ходы и подробности тех послевоенных схваток с лесными братьями помнят былые оперативники. А схватки те были не на жизнь, а на смерть. Сколько людей в милицейских и чекистских погонах, уцелев на фронте, погибли в мирное послевоенное время, ценой своей жизни остановив бандитизм.
МАГАЗИН «ИГРУШКИ»
Но сначала я расскажу о самой первой киносъемке, на которой я побывала и даже в ней поучаствовала.
Середина 1950-х годов. Папа принес с работы известие: завтра утром открывается после реконструкции магазин «Игрушки», в самом центре города, на его главном перекрестке. Никакой рекламы или другого афиширования этого события не было – тогда это не было принято. Но мы с мамой засобирались и назавтра утром в сопровождении папы уже были у входа в обновленный магазин. Мне было лет семь, сестре – четыре. На улице стояла снежная зима, мы обе были в черных цигейковых шубках, а мама – в черной кроличьей, которую почему-то называли «под котик».
Первым сильным впечатлением стали большие уличные витрины магазина. В одной стояли пятнистые олени, которые тащили по снежному пригорку из ваты маленькие санки, а в тех сидели куклы и плюшевые звери. В соседней витрине завораживал другой сказочный сюжет. Мы глаз не могли оторвать, но вслед за мамой поспешили внутрь магазина, а папа отправился на работу.
Людей внутри было совсем немного, отделов - не более трех, и мы направились к тому, где на стеллажах плечо к плечу теснились куклы и мягкие игрушки, а на нижних полках лежали коробки с настольными играми и разными комплектами: кукольной посуды, миниатюрной кухонной утвари для девочек, столярных инструментов для мальчиков.
Просить купить ту или иную игрушку мы не привыкли, могли лишь выбрать из того, что предлагали родители. Глаза, конечно, разбегались и у нас, и у мамы. Наконец она решила, что лучше всего нам подойдет кукольная посуда, и предложила на выбор кухонную либо сервиз. Один комплект на двоих. Хотелось, конечно, оба. Сестра молча уступила право выбора мне. Я выбрала кухонный набор – там было столько всего: кастрюльки разных размеров, сковородки, мисочки, кофейник, ковшик, поварёшка. Продавщица протянула нам картонную коробку с прозрачным верхом, под которым красовалась блестящая металлическая посудка…
И тут мы почувствовали какое-то оживление в зале, а обернувшись, увидели, что поодаль от нас какие-то люди устанавливают непонятные приборы на высоких ножках, пробуют их включать, и тогда вспыхивает яркий свет – короче, в магазине поднялась суета, хотя народу было совсем немного. Скоро к маме подошел мужчина, отделившийся от группы с непонятными приборами, и попросил ее сделать покупку заново. Оказалось, это студия документальных фильмов из Минска снимала репортаж об открытии магазина игрушек для «Новостей дня», которые тогда показывали перед каждым киносеансом.
Пришлось и нам, и продавщице поучаствовать не в одном дубле первой покупки в новом магазине. Натуральнее всех вела себя моя младшая сестра – она вообще слабо понимала, что происходит, но, готовая вот-вот заплакать, не выпускала из виду коробку с кастрюльками, которая то уплывала от нас на стеллаж, то опять возвращалась к нам.
Тот репортаж мы так и не видели, да и в кино ходили не часто. Возможно, он не сохранился в архивах документального кино. Но остался в нашей памяти.
На месте того замечательного магазина, который так любила городская детвора, а расположен он был в красивом здании 19-го века, спустя пару десятилетий возвели 9-этажную коробку облисполкома. С тех пор одна из лучших старинных улиц города потеряла свою аутентичность – подлинность.
А исчезнувший игрушечный магазин мне еще долго виделся во снах…
"МИКОЛКА-ПАРОВОЗ"
Спустя два года в пионерском лагере наш отряд отправился в небольшой поход, вернуться должны были к обеду. Мы шли по тропинкам соснового леса, который тянулся вдоль высокого берега над Неманом, тут и там попадались канавы, заросшие травой вперемежку с поспевшей земляникой, - окопы и траншеи, оставшиеся после войны. Самые крупные и вкусные ягоды прятались на дне. Скользя по траве, мы спускались вниз, увлеченно собирая ягоды в ладошку, в рот и нанизывая на тонкие травинки – как бусы, про запас. Пахло земляникой и хвоей – этот запах навсегда связался у меня с воспоминаниями о лагере.
Вдруг мы услышали хлопки, похожие на выстрелы. Они доносились из оврага в глубине леса. Вожатый сделал предостерегающий жест, и мы осторожно и медленно стали подкрадываться к оврагу. То, что мы увидели, привело в замешательство. Книг про войну и партизан мы к тому времени уже начитались вдоволь. Укрывшись за стволами сосен и кустами, мы разглядели на дне оврага матроса в тельняшке со связанными за спиной руками, напротив него – солдаты с винтовками, которые целятся в моряка. Что это?!.
Тут мы заметили, что по краям оврага сидят такие же, как мы, девчонки и мальчишки и, словно в театре, наблюдают за расстрелом. Поодаль стоят кинокамеры и прожекторы. Какой-то человек остановил расстрел и что-то объясняет солдатам во вражеской форме. Вот оно что! Это кино снимают! Про войну.
Еще мы заметили затаившихся наверху оврага, там, где не было зрителей, седого старика с бородой и с ним мальчишку. Потом они не раз и не два как бы незаметно подползали к матросу, развязывали ему руки и вместе убегали. Только один этот эпизод бесконечно репетировали и снимали участники съемочной группы, а мы всё не уставали смотреть на необычное, волшебное действо.
На обед в лагерь мы опоздали, но нас всё равно накормили. А главное – мы увидели, как снимается кино!
Весь фильм «Миколка-паровоз» снимался в Гродно, в основном на территории вокзала, подъездных путей, пакгаузов. События в нем происходят в годы революции и Первой мировой войны.
На съемках фильма "Покушение" в пригороде Гродно.
Фото автора.
Свидетельство о публикации №216113001373
Наталия Гурина-Корбова 03.12.2016 12:54 Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове, Наташа!
Татьяна Никитина 7 04.12.2016 17:33 Заявить о нарушении