Великодушие отрока

 

                В Е Л И К О Д У Ш И Е   ОТРОКА

Всё произошло спонтанно: пенсионерка – Фаина Семёновна утром проглотила последнюю пилюлю и подумала:
«Надо сходить за очередным стандартом этого лекарства, а то не дай Бог – схватит сердце, а успокоить его – нечем». 
По окончании мысли, поднялась со стула, в прихожей одела кофту, закрыла дверь, вышла из подъезда и пошла в аптеку, находившаяся в квартале  от их дома, в которой ей всегда отпускали эти бесплатные лекарства – предписанные кардиологом.  Провизор, давно знавшая Фаину Семёновну, покачала головой и сказала: 
- К сожалению, нам на этот месяц не выделили это лекарство, поскольку его нет и на складе. Единственное, что могу подсказать, за рекой в аптеке эти лекарства имеются в наличии и, цена у них девяносто пять рублей.   
– И что же нам теперь делать,- спросила сердечница,- Фаина?
- Либо ехать покупать,  либо ложиться помирать,- съязвила безжалостная провизор.   Кстати, я только что   Григорию, как там его по батюшке, ну вашему соседу по дому сказала тоже, самое, он зло выругался, плюнул, а выходя, произнёс:
«Теперь надо идти домой за книжкой, а потом в Сбербанк деньги снимать и только потом туда ехать, за проклятым лекарством, чтоб им на том свете?..»   
- Расстроенная пенсионерка вернулась домой, не зная, как быть? Войдя в дом по запаху поняла – дочь пришла на обед, увидев мать со слезами на глазах, спросила: 
 - Что случилось? Тебе нельзя расстраиваться,- невзирая на суровый характер и нрав дочери, порой доходивший до деспотизма, она любила мать, чтила и старалась уберечь от невзгод и бед.       
- Тонечка доченька, мне отказали в лекарстве, его нет даже на складах; аптекарша сказала, что оно есть за рекой, но стоит бешеных денег, вот почему я расстроилась. 
 – Сейчас я позову своего сорванца – Витька, дам денег, а ты дашь ему упаковку от твоих таблеток с  названием  лекарства, расскажешь адрес аптеки, и пошлём его за ним. Так, что нечего преждевременно расстраиваться.
Выглянув в окно – дочь крикнула:   
- Сынок – бегом домой.         
Прибежал запыхавшийся Витек и начал смотреть, то на мать, то на бабушку пытаясь предугадать, зачем он им понадобился.   
– Подойди ко мне внучок,- как только он подошел, бабушка обняла его – протянула  упаковку и начала инструктировать, рядом стояла мать, молча слушала, как только бабушка закончила, мать протянула сто рублёвую банкноту со словами,- давай – “Одна нога там, другая здесь”.       
Витек подбегая к остановке – увидел, как отъезжает нужный ему автобус.  Дождавшись следующего автобуса, запрыгнул и сел у окна.  В пятом подъезде этого же дома, в семье пенсионеров  Зеряновых у Марии  произошла, почти аналогичная ситуация с таким же лекарством, но у нее, благодаря рассудительности, этих таблеток оставалось ещё на три дня и не взирая на это она послала за ними Григория.   Григорий вернулся домой злой весь издерганный и всё время кого-то ругал. Когда жена Мария спросила, в чём дело, ответ последовал с матом. 
 – В нашей аптеке нет этого лекарства и не предвидеться в ближайший месяц, а дама прозирша,- так он называл – аптекаршу, сказала:
 «Поезжайте за реку там есть».
Теперь мне надо идти в Сбербанк  снимать деньги и покупать тебе лекарство.
 – Ладно, Гриша не психуй,  чёрт с ними с деньгами – не помирать же мне из-за этого. Поезжай, – и уже у  раскрытой двери Григорий услышал голос Мария,-  купи два стандарта, один надо вернуть родне – Парфёновым, второй мне, пока завезут в аптеку- это распроклятое лекарство. 
 По пути в Сбербанк он подумал:
«Правильно мыслит Мария,- немного успокоившись, подумал Григорий,- да провались они пропадом эти деньги, лишь бы подруга всей моей жизни не померла, без неё мне худо будет».
 В Сбербанке он быстро управился, получив нужную сумму денег, посмотрел на остаток своих сбережений, сунул книжку в карман и вышел из него – вдали увидел едущий к нему рейсовый автобус № 21; из-за которого пришлось ему ускорить шаг в направлении, остановки, в результате у которой они оба одновременно остановились.   Войдя в салон транспортного средства, осмотрелся, свободных мест не оказалось.  Какой-то странный парень стоял у первой входной двери, держась за стойку, подозрительно осматривал всех, в тоже время мешал входить и выходить пассажирам. Григорий остановился в середине салона между двухрядными сиденьями, как вдруг почувствовал слабое подёргивание за полу пиджака, оглянулся и увидел подростка с их двора – Витька озорника и любителя посмеяться, иногда даже без повода. 
– Садитесь, дедушка Григорий, а я постою,- произнёс подросток. 
– Ты что тут делаешь, варнак, спросил Григорий?   
- Еду за лекарством бабушке, так как в нашей аптеке нет таких пилюль, а ей – нужно срочно, чтобы  сердце не болело.
– А ты, что  сольно любишь бабушку?   
- Да люблю, она меня вынянчила, когда папа  долго был в командировке.         
Тем временем за разговорами не заметили, как автобус подъезжал к остановке “Переулок челночный”, у стойки передней двери продолжал стоять, всё тот же на вид двадцати летний парень, все так же вертел головой по сторонам.  Рядом с парнем стояла девушка, ожидала сдачу от кондуктора-копуши. 
И в это же время сидевшая на переднем сидении женщина с двумя детьми, двух и пяти лет,  левой рукой протягивала кондуктору пятисотрублёвую купюру, чтобы рассчитаться.  Как по сценарию в этот момент автобус подъехал к остановке, остановился, водитель открыл обе двери, и в эту минуту парень всё время стоявший у двери, выхватил из рук  пассажирки, пятисотку, выскочил из автобуса, перебежал дорогу, пробежал вдоль трамвайной линии и скрылся в переулке.  Гнаться за ним никто не стал, да и некому было, так как в автобусе остались, старики, женщины и дети. Девушка собрала с полу мелочь, выбитую из рук толчком беглеца, вышла и пошла: водитель, закрыл двери, продолжил движение по маршруту. А в салоне начался бедлам, женщина с детьми начала плакать и причитать:  «Ограбили меня и моих детей, чем я теперь их буду кормить, и т.д. и т.п.
А кондуктор начала  требовать с несчастной пассажирки деньги за проезд, следующими словами: 
- Гражданочка давайте рассчитаемся за проезд, и те, кто ещё не успел – подходите, чтобы на предпоследней остановке не толпиться.   
Рассчитав Витька и Григория, кондуктор вновь переключилась на несчастную, плачущую, мать двоих детей, со словами:    
- Гражданочка хватит выть и причитать, вы будете платить за проезд или мне отвезти вас в полицию, чтобы там вас  оштрафовали?   
- Гражданочка проводник на ваших глазах, у меня из рук вырвали последнюю купюру, которой я хотела с вами рассчитаться, вы долго возились, набирая мелкие деньги для девушки, а у меня отобрали последнюю деньгу, мне теперь детей нечем кормить, чем я должна рассчитаться с вами, детьми что ли?   
 - Госпожа проводник,  оставьте эту несчастную в покое, Вы видите, что ей и без того плохо, её на глазах у всех отняли, пятьсот рублей, она не знает чем будет детей кормить, мы не можем ей помочь, а Вы требуете какие-то несчастные копейки.    
- Вы пассажир помолчите, я не с вами разговариваю, а с ней, она не оплатила проезд,- кондуктор резко оборвала пожилого мужчину - вступившийся  за несчастную. 
После её наглых слов все пассажиры возмутились, и в салоне движущегося автобуса насупил хаос, продолжавшийся до остановки “Льнокомбинат”.  В конце концов, водитель не выдержал и рявкнул, на свою напарницу. 
 – Соня отстань, она же не виновата, что у неё вырвали деньги, которые она держала, чтобы рассчитаться с тобой, а тот парень гнида, видимо наркоман – вырвал и побежал за дозой. Между прочим, кто-то в зале тебе правильное замечание сделал тебе: «Надо по  быстрее обслуживать пассажиров, а не копаться, словно вшей ищешь в волосах.   
После этих слов, раздался громкий хохот. 
– Нет, пусть она оплатит проезд, а то у меня недостача будет.   
– Недостачу одного без билетного пассажира я подтвержу,- громко сказал водитель.
– Нет и нет, это у них сговор, так они и ездят по городу целый день – бесплатно. 
– Ну, какая же ты Соня, зануда, видимо всех под одну гребёнку, равняешь по себе,  упрекнул её водитель?
– Да чтобы  я, хоть одну копейку взяла, ни за что. 
– Хватит трепаться, я знаю - сколько ты ежедневно выручки сдаёшь, сегодня на одного пассажирскую выручку меньше, положишь себе в карман.   
После этих слов, она сникла и отстала от несчастной мать с детьми, тем временем автобус остановился на предпоследней остановке – “льнокомбинат” все пассажиры вышли, и водитель погнал транспорт  в отстойник, коротать время до начала следующего рейса.  Выйдя из автобуса, Григорий и Витек стали утешать женщину с детьми, которая продолжая плакать и причитать: 
- Не знаю, чем я теперь буду детей кормить, сегодня и завтра, мужа нет, а моя мать кормилица приедет только завтра ночью? 
 Тогда Витек вынул из кармана сторублёвую банкноту и протянул её женщине, та от неожиданности отступила назад, а отрок с умоляющей мимикой сказал: 
- Возьмите пожалуйста, накормите детей, они плачут от того что кушать хотят, берите, берите.   Женщина стояла в нерешительности, затем подняла заплаканное лицо и, глядя Григорию в глаза спросила:    
- Вы разрешаете ему отдать мне эти деньги? 
- Я им не командую, он мне никто, этот отрок самостоятельный взрослый мужчина, раз отдаёт деньги. – Мальчик это твои деньги или они предназначены для покупки чего-то,- спросила она?
- Деньги не мои мама дала, чтобы я купил бабушке лекарство в этой аптеке.
 – Тогда я не возьму.
 Отдавая женщине деньги, он понимал, если приедет без лекарства, последствия будут чреваты.  Махнув рукой подумал: 
«А, будь, что будет?»
 А эта самая несчастная мать продолжала отказываться от денег. Тогда, он сунул сторублёвку женщине в карман, а сам схватил деда Григория за рукав, потянул за собой. В аптеке, Григорий стал перед Витьком, и спросил: 
 - Ну и на какие, шиши теперь ты бабушке купишь лекарство, а если она без него умрёт? тогда  ты всю оставшуюся жизнь будешь проклинать себя за то, что из-за отданных ста рублей погубил бабушку. 
Слушая последние слова  деда Григория, глаза Витька переполнялись  слезами, казалось ещё мгновенье  и они ручьём потекут на курточку.  Последние слова особенно омрачили настроение отрока до такой степени, что он готов был кинуться за женщиной и вернуть деньги, купить лекарство, и потом рассказать бабушке  о несчастной женщине с детьми, дабы она дала денег для этой несчастной. Немного погодя он взял руку Григория, склонив голову жалобным тоном попросил: 
- Дедушка Григорий дайте мне сто рублей на лекарство, куплю его тогда вместе поедим домой, зайдём к нам, и я бабушке всё расскажу, она вам вернёт деньги с благодарностью.   
- Витек у меня нет лишних денег, чтобы одолжить тебе.  Отводя взгляд в сторону,- ответил Григорий.
- Когда автобус подъезжал к остановке, в который вы садились, я в окно видел, как Вы выходил из Сбербанка, тогда понял, что - там снимали деньги,- сказал Витек. 
- Нет, Варнак я не получал денег, просто товарища проводил в Сбербанк, вновь соврал Григорий; а то количество снятых им денег, хватило бы на двадцать стандартов такого лекарства, но он из каких-то соображений не дал денег в заём, а Витек  даже не мог предположить, что этот старик сильно зажимистый.  После отказа, отрок развернулся - вышел и направился к остановке. На обратную дорогу у него были другие деньги. Забравшись в автобус, он забился в угол заднего сидения и начал думать: «Что же теперь со мной будет. Когда он придёт домой без лекарства? 
Хорошо бы прийти домой до прихода мамы с работы, пройти к бабушке всё подробно рассказать, почему не купил лекарство. Она поймёт меня,  даст денег, чтобы я вновь поехал за лекарством, а вдруг у бабушки не окажется денег и ей придётся дожидаться с работы маму и просить у неё денег, а мама спросит:
- Зачем тебе деньги, если бабушка скажет на лекарство, тогда она спросит, а куда подевались  те сто рублей, которые я дала Витьку. 
Стоп ведь бабушка ходила в аптеку за лекарством, до прихода мамы на обед, значит, у неё есть деньги.  Стоп, стоп, бабушка всегда ходила за лекарством только с рецептом, ей не нужны были деньги. Значит деньги только у мамы, а она меня спросит, так как, мне лично давала их. Тогда мне придётся рассказать ей всё досканально, а посему это дело без порки не обойдётся. И выпорет, как сидорову козу. Тот раз за десять рублей выпорола, что неделю не мог на ней сидеть нормально.
А это же сто рублей –  скорее всего – убьёт.
- Эх, сейчас меня мог бы выручить только старик Хатабыч, и добавил так же вслух,- это сказка, а всякая сказка лож, а намёк мне не поможет. 
Витек давно уже вышел с автобуса и словно на автомате, шаткой походкой, шел домой, опустив голу,  предчувствуя не ладное приключение на пятую точку. И чем ближе подходил к дому, тем больше унынье его одолевало. Вот если бы отец вернулся из командировки, тогда бы я был спасён, от порки. Экзекуция не страшна, обидно, что она подвергает унижению моё мужское достоинство и характер, но мой характер нелегко сломить, я не подвержен ломке. Здесь вернулась мысль о бабушке, как же теперь она без лекарства, что же делать?    И тут отрок от отчаяния, неожиданно  – прокричал громко:
- Папа, где ты?
И вдруг, словно из поднебесья донёсся слабый голос отца.
 – Я здесь сынок.
В первый момент он не поверил, но голос вновь повторился.
- Я здесь сынок.
 Витек резко обернулся, увидел идущего к нему отца с чемоданом - кинулся ему на встречу с распростёртыми руками.   
- Ты чего здесь разгуливаешь?
Тут он отцу начал рассказывать, что с ним приключилось за время поездки за бабушкиным лекарством. Отец прослушал рассказ сына, прижал его к себе, а в мыслях мелькнула фраза: 
- Хороший парень растёт, с такими задатками, настоящим человеком будет, ,- и добавил, обращаясь к сыну.
- Ты молодец, правильно поступи, по-мужски.
 - А как же с лекарством быть для бабушки, она же может умереть без лекарства?- глядя отцу в глаза проговорил отрок.
 - А давай-ка вместе смотаемся за ним?
– Ура! - Крикнул отрок и, взяв отца за руку, шел рядом гордый и счастливый, как никогда в жизни.      


Рецензии
Здравствуйте, Николай Иосифович!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2017/03/05/1517 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   24.03.2017 10:18     Заявить о нарушении