17. Керосиновые лампы и керосинки

17. Керосиновые лампы и керосинки

      После войны с электричеством были сплошные проблемы: то выбивало пробки, то где-то происходило замыкание, и вырубали свет во всём квартале, то птицы садились на провода, и возникали новые осложнения. Именно поэтому в каждой семье на случай отключения света существовали керосиновые лампы. Устройство их было чрезвычайно простым: металлический резервуар для керосина с отверстием, через которое наливался керосин, и с крышкой. С резервуаром соединялась металлическая головка, в прорези которой вставлялся хлопчатобумажный или асбестовый фитиль, один конец которого опускался в керосин, а второй выводился наружу и регулировался рычажком. Фитиль зажигали, он загорался, регулировали пламя и в прорези по окружности головки вставляли стекло.

     Лампа равномерно освещала комнату. Керосиновые лампы выпускались настольные, подвесные с крючком и настенные, с задней металлической пластинкой для защиты стены от нагревания и крючком. Это было удобно. Лампа висела на своём постоянном месте. И если свет гас, то легко было её найти в темноте и зажечь.

     Анна Павловна керосиновую лампу и спички убирала на полку. Лизе не разрешалось пользоваться спичками, только Алику. Он был на четыре года старше Лизы и учился в седьмом классе. Всё свободное время он или занимался музыкой в музыкальном кружке, или находился в квартире Карташовых. Он хорошо лояльно общался с ними, и его искренне полюбили как брата девочки и их брат. Со Светой он был одного возраста и очень ей нравился. А он дружил с её братом, а Свету считал хорошим другом. Там он учил уроки, потом много времени они беседовали о музыке. В семье очень любили музыку. Света хорошо пела. И часто играли в карты просто так – в «дурака», в «подкидного», в «пьяницу», в «Акулину» и в другие.
     Лиза часто оставалась дома одна. Алику с ней было не интересно. Леля и Люся пришли к ней делать домашние задания по русскому языку. Все девочки сидели за квадратным дубовым столом, выполняли задания, советовались друг с другом, как написать правильно. Оставалось совсем немного сделать, как вдруг погас свет. Девочки замерли от неожиданности, сидеть в темноте было неприятно и страшно. «Лиза, зажги лампу», - попросили они подругу. «Не могу, - ответила Лиза, - мама не разрешает мне прикасаться к спичкам» - «Так, мы так и будем сидеть в темноте?» - спросила Леля. Она встала и подошла к окну, откинула занавеску, за окном стояла кромешная тьма. «Значит, во всём квартале отключили свет», - заключила она.

     Вдруг девочки в темноте услышали, как скребётся мышь. «Ой!» - закричала Лиза и вскочила на Лелин стул. Люся прыснула со смеху: «Да я пошутила». «Я, пожалуй, пойду домой, в темноте не охота сидеть», - засобиралась Леля. «Ладно, я вас провожу. Втроём не так страшно» - «А ты посиди у нас, пока мама не придёт» - «Нет, я подожду маму дома». Девочки взяли тетрадки и ушли домой. Лиза их проводила. Только вернулась домой, и пришла мама и тотчас же, не раздеваясь, зажгла лампу. «Вот теперь сразу стало веселее. Как ты тут одна в темноте?» - «У меня девочки были, делали вместе уроки» - «Это хорошо», - сказала Анна Павловна и стала раздеваться. И тут зажегся свет.

     Леля дома обнаружила, что взяла тетрадку Лизы и побежала к ней за своей. Лиза увидела, что у неё тетрадка Люси, побежала к Люсе. Леля прибежала к Лизе, но её не застала, поговорила с Анной Павловной, что взяла по ошибке в темноте её тетрадку. Пока она разговаривала с Анной Павловной, вернулась Лиза, а Люся в это время побежала наверх к Леле относить её тетрадку. Люся вышла в коридор, и свет погас опять, она стала спускаться вниз по лестнице, а Леля в это время поднималась вверх, и вдруг девочки в темноте столкнулись лбами, посыпались из глаз искры, от страха и боли они закричали. Потом узнали друг друга и засмеялись. «Леля, твоя тетрадка у тебя дома, я отнесла, по ошибке захватила в темноте» - «Хорошо, спасибо. Я тоже по ошибке Лизину тетрадку взяла. Пока», - и девочки разбежались. Домашнее задание девочки дописывали при свете керосиновых ламп. А Света и Алик вместе решали какие-то трудные примеры по алгебре. У Карташовых в каждой комнате горела керосиновая лампа. Много было народу.
    
     Анна Павловна разделась и пошла на кухню. На плите стояла керосинка, а рядом соседский керогаз Мирьи Хюппи. Женщина сняла верхнюю часть керосинки – корпус с конфоркой - и зажгла два широких фитиля, отрегулировала рычажками пламя и поставила корпус на место. Корпус был из металла, а по центру, с одной стороны корпуса, на нём было вырезано окошечко, залепленное мусковитом – слюдой. Через слюду мерцало пламя. 

    Керосинка напоминала по устройству керосиновую лампу. Только фитилей было два, и они были широкие, и корпус был широкий и высокий. Анна Павловна поджарила варёную картошку с луком на сливочном масле и на растительном масле – три кусочка лосося. Тогда он продавался в нарезке на вес. Лиза выполнила все домашние задания и убрала тетрадь и учебники в школьную сумку. Мама накрыла на стол и велела Лизе позвать Алика.

     Он быстро прибежал домой есть. «Помой руки», - сказала ему мама. «Они у меня чистые», - ответил Алик. «Не чистые, а грязные», - заметила Лиза. «А тебя никто не спрашивает, пигалица» - «Я не пигалица, а девочка» - «Вечно лезешь не в своё дело», - раздражённо ответил Алик. «Руки помыл?» - переспросила мама. «Сейчас», - сказал Алик, встал и показал язык сестре. И пошёл мыть руки, ворча: «Целый день только и мой их, зачем? Ведь и так чистые» - «Он не любит мыть руки», - сказала Лиза. «Зато ты любишь молоть языком лишнее» - «Я сказала только правду» - «В твоей правде никто не нуждается» - «Видишь, как приятно сидеть за столом с чистыми руками» - «Да, уймёшься ты наконец? Дай спокойно поесть. Прилипла, как банный лист» - «Почему ты вечно обижаешься на меня?» Алик показал ей под столом увесистый кулак. «Мама, Алик показал мне кулак. Он собирается меня бить», - закричала Лиза.

     «Ребята, перестаньте ссориться. Лиза, Алик – твой старший брат, ты должна слушаться его» - «Так, он собирается бить меня» - «Алик, перестань Лизу пугать. Ты же брат. Она меньше тебя, и ты должен её защищать» - «От кого? От неё самой? От её вредности? Пусть не вредничает» - «Я не вредничаю, - не согласилась с ним Лиза, - Я только говорю правду. А она тебе не нравится» - «Твоя правда никому не нужна» - «Ребята, перестаньте пререкаться! Лиза!» - строго сказала Анна Павловна. «А что он?», - ответила Лиза.
   
     Опять погас свет. «Алик, зажги лампу и проверь у Лизы таблицу умножения.» - «А что у неё проверять, она не может выучить, сколько будет дважды пять» - «Ничего подобного. Десять. Вот» - «Надо же, знает. Зато она не помнит, сколько будет пятью два». Лиза задумалась, а Алик засмеялся. «Что ты смеёшься? – спросила Лиза. – Задаёшь глупые вопросы для первоклашки и ждёшь, чтобы я на них отвечала» - «Ладно, проверим твои глубокие знания»,-  сказал примирительно Алик и начал гонять её по всей таблице умножения. Лиза отвечала правильно и уверенно, только один раз ошиблась: семью четыре - у неё получилось – двадцать четыре. Алик хохотал и издевался над ней. В заключение он вынес свой неутешительный вердикт: «Удовлетворительно. На пятёрку не тянешь» - «Я ошиблась всего один раз» - «Всего один раз, - передразнил её Алик, - Представь себе, что ты идёшь через пропасть, и один раз поставишь неправильно ногу, и всё – нет тебя, улетела в пропасть – погибла» - «А я ошиблась и не погибла, назло тебе».

     В это время на кухне зашумел керогаз соседки Марии Хюппи. Иметь керогаз тогда считалось делом престижным. Он стоил в три раза дороже керосинки, и эффективность его была намного выше: четыре литра воды он нагревал за тридцать – тридцать пять минут. А на керосинке можно было вскипятить не больше двух литров воды. Работал керогаз на жидком топливе: спирте, керосине или бензине. В нём тоже был фитиль, но по всей окружности керогаза.

     Сам керогаз состоял из резервуара с поддоном, питательной трубки с горелкой и газосмесителем, на котором и сгорали пары керосина. Вмещалось в резервуар семьсот пятьдесят миллилитров жидкости. Расход керосина был экономным: около двухсот граммов в час. В использовании керогаза были свои минусы. Ребята видели, как соседка долго его разжигает. Сам процесс зажигания требовал большой осторожности и терпения. Сначала Мария снимала конфорку и газосмеситель, затем зажигала фитиль. Пламя она регулировала поворотом фитиля, потом ставила конфорку и газосмеситель на место и шла мыть руки. Она их мыла тщательно и вытирала каждый пальчик, потому что, при зажигании руки покрывались копотью и пахли керосином, и если их не вымыть, то вся еда приобретала запах керосина. Десять минут как раз уходили на то, чтобы прогрелся газосмеситель. Тогда только она ставила кастрюлю, сковородку или чайник на конфорку.

     Мария и её дочь Хелена гордились своим керогазом, потому что он был признаком достатка и благополучия семьи. Он не так пах, как керосинка, готовил еду быстро, но не стал для людей излюбленной принадлежностью и быстро вышел из моды. Мария восхваляла свой керогаз: какой он удобный, какой экономный. Но когда он вовсю шумел на кухне, на лицах соседок она ловила выражение иронии. Но это не смущало женщину, она была переполнена чувством огромной собственной важности. «Керогазы могут позволить себе только министры и мы», - говорила с гордостью она дочке Хелене. И это бахвальство объединяло дочку и маму в их низменном чувстве самодовольства. «Знаешь, - как-то сказала Хелена Лизе, - мама мне скоро купит дамский велосипед» - «Дашь покататься?» - «Конечно» - «А пока можешь покататься на нашем, он мужской» - «Я лучше подожду, когда мне купят собственный велосипед» - «Собственный, конечно, лучше», - согласилась Лиза.

     В некоторых семьях использовали для приготовления еды примусы. Примус – это бесфитилевый нагревательный прибор. Старики-карелы пользовались им. Они ели много рыбы, так как старик был знатным рыбаком. Примус работал по принципу паяльной лампы, нагревался на бензине или керосине. Но пламя через рассекатель направлялось вверх и вспыхивало на выходе из форсунки, при воспламенении паров жидкости горючего с воздухом.

     По-латински слово «примус» означает «первый», «лучший». На нём три – четыре литра воды нагревались за три – четыре минуты, мясо было готово через пять минут. В час примус расходовал всего семьдесят граммов горючего. И всё-таки, из всей гроссе-тройки самой популярной оказалась керосинка, хотя её презрительно называли «вонючей консервной банкой». Электричество было не дешёвым, хотя уже появились электрические плитки, и люди предпочитали керосинку всем нагревательным приборам.

     В пятом классе мама разрешила Лизе пользоваться спичками. И она научилась зажигать керосиновую лампу и керосинку, даже умела наливать аккуратно керосин в их резервуары. Анна Павловна часто уезжала в командировку, дети оставались с нянями-старушками. В последний раз они остались со знакомой старушкой. Все её звали «Андреевна». Милая мудрая женщина невысокого роста, с маленьким сморщенным, как яблоко, лицом. Она была карелкой и говорила русские слова с ударением на первый слог. К её речи надо было привыкнуть. Ей шёл уже восьмой десяток лет, и многие болезни не обошли её стороной. Она частенько прихварывала.

     В первые дни пребывания в доме ребят она имела довольно деловой вид, готовила еду, ходила в магазин, покупала продукты, кормила ребят. Но постепенно боевой дух старушки иссяк, и она стала предаваться унынию. Частенько лежала на своём топчане и охала. Лиза жалела её. И старушка догадалась привлечь Лизу к исполнению своих обязанностей.

     «Лизонька, - произнесла она ласково, - ты можешь мне помочь?» - «Конечно», - согласилась тут же Лиза. «Возьми кусок мяса, на столе лежит, помой его и положи в кастрюльку, налей воды и поставь на керосинку. Пусть покипит часок». Лиза всё исполнила. «Теперь возьми морковку и картошку и аккуратно почисти их ножиком. Смотри не порежься». Девочка научилась чистить овощи, также и лук, и чеснок. Когда овощи сварились, она велела Лизе положить в суп лавровый лист и несколько горошин чёрного перца. Суп был готов.

     Старушка научила Лизу варить не только суп, но и кашу, делать винегрет, салаты. Иногда у неё керосинка гасла, и девочка была в отчаянии, не знала, что делать. Андреевна показала ей, как надо откручивать вверх фитиль и обрезать сгоревшую часть фитиля ножницами. Старушка хорошо пекла калитки с картошкой из ржаной муки. Лиза подсмотрела, как она их печёт, но тесто делать не научилась.

     В следующий раз, когда Анна Павловна поехала в командировку, дети наотрез отказались от нянь. Заботу о приготовлении пищи взяла на себя Лиза. Она даже научилась растапливать на кухне плиту и готовить на ней еду. И было Лизе всего двенадцать лет. Теперь она сама приносила поленья, и берестой, и лучиной, и газетой растапливала плиту. Если поленья были толстыми, она брала топор и раскалывала их на более мелкие части. Но чаще она просила сделать это брата. Он тоже всё умел делать по хозяйству. Такое было время. Каждый чувствовал ответственность друг за друга. Не было случая, чтобы брат не выполнил просьбу сестры. Она теперь в доме была главная. Мама оставляла ей деньги на продукты. Лиза сама делала закупки, и все расходы записывала в тетрадку.

     Однажды керосинка сломалась, потекла, так как была очень старая. Лиза до самого приезда мамы готовила еду на плите. Соседка-карелка очень жалела Лизу и говорила, что она как Золушка, и что ей обязательно найдётся прекрасный принц. Лиза от души смеялась над этим сравнением. Она думала, что все дети умеют готовить себе еду.


Рецензии