Петушок

 
В жизни бывают встречи, которые невозможно забыть. Они на какое-то время исчезают из памяти, а потом всплывают неожиданно. И становится не по себе оттого, что не сделал то, что мог. Одна и та же мысль сверлит мозг. Но время прошло и ничего уже нельзя изменить.
Много лет назад я работала учительницей под Вышним Волочком. Школа находилась в трех километрах от маленького поселка, где я жила в общежитии. Утром относила годовалого сына в детские ясли и на попутной машине добиралась на работу. Но однажды решила пройтись пешком.
Стояла ранняя осень. Солнце светило ещё по-летнему ярко. Я шла и любовалась пестрой картиной леса по обеим сторонам дороги. Белоствольные березы в желтом наряде перемежались с зелеными соснами. Мое внимание привлек двухэтажный дом в глубине соснового бора справа от дороги. Возле него голубели качели, грибки песочниц. Это был детский дом, о котором мне рассказала соседка Вера, работавшая в нем нянечкой. Проходя вдоль штакетника, отгораживавшего территорию, я неожиданно услышала тоненький дрожавший голосочек:
- А ты моя мама?!
У открытой калитки стоял мальчик лет пяти. В сереньком пальтишке с капюшоном он был похож на взъерошенного воробушка. Его большие серые глаза были полны слез и робкой надежды. Я растерялась. Остановилась, поспешно открыла сумку и достала бутерброд с сыром.
- Угощайся, малыш. Это зайка передал из лесу.
- Правда?! – обрадовался он и заулыбался. – Серенький зайка, да?!
- Да, да, маленький, серенький, с хвостиком пушистым! Встретил меня вон за тем поворотом и попросил передать тебе гостинец – говорила я, сдерживая волнение. Мальчик взял бутерброд, вздохнул и вернул его мне.
- Не-е, гостинец мне брать нельзя. Мама Вера не разрешает.
- А ты здесь живешь?
- Ага, здесь, - опять вздохнул он. – Ничейный я. Так мама Вера говорит.
И его глаза наполнились слезами.
- Так ты моя мама?
Я не смогла сказать ему «нет». Присела на корточки, прижала к себе. Он обнял меня за шею и замер. Я чувствовала тепло его дыхания.
- Петушок, ты снова здесь?! – раздался знакомый женский голос. К нам подошла Вера. – А мы тебя обыскались. Ну-ка, бегом в столовую, а то завтрак остынет!
Мальчик молча отстранился от меня, опустил голову и пошел по дорожке. Вера проводила его сочувственным взглядом:
- Ох, горемыка! Все маму ждет. А откуда ей взяться. Его месячным на вокзале нашли.
- Вера, а почему он тебя мамой зовет?
- А наши малыши всех нас папами и мамами называют, - взглянув на часы, она поторопила меня.
- Шагай быстрее, а то на урок опоздаешь!
Я шла и думала: «Как можно бросить ребенка на вокзале?! Какой нелюдью надо быть, чтобы совершить такое святотатство?!» Краски погожего дня померкли для меня. Я думала об этом и на уроках, и когда в яслях взяла на руки своего сына. Он что-то лопотал, смешно щурился от солнца. Прижимала его к груди и подумала о том ничейном, который ушел от меня, сгорбившись, как маленький старичок.
На следующий день я положила в сумку плюшевого медведя и отправилась на работу пешком. Петушок стоял у калитки. Увидев меня, раскинул руки и побежал навстречу. Я обняла его, подняла на руки:
- А к тебе медведь из лесу пришел!
- Ко мне?! – его глазенки округлились от удивления и счастья. Он взял игрушку и спросил: - Ты на работу идешь? Деток учить? Так мама Вера сказала.
Помедлив, добавил: - А завтра придешь ко мне?
- Приду, Петушок! Обязательно приду, иди!
- А я вовсе не Петушок! Это мама Вера так меня дразнит. Я – Петя! – он засмеялся и побежал к дому.
Следующий день был пасмурный. Нудно моросил мелкий дождик. Но я, не раздумывая, вышла на дорогу. Что-то подсказывало, что нужно идти. Еще издали увидела у калитки маленькую съежившуюся фигурку Петушка. Схватила его на руки и побежала к детдому. А он, уцепившись мокрыми ручонками за мою шею, повторял:
- Ты моя мама? Ты моя мама? Правда? Правда?
- Да, я твоя мама. Скоро заберу тебя, сынок! – произнесла я, и как будто камень свалился с моей души.
Вечером ко мне зашла Вера.
- А наш-то Петушок заболел. В больницу положили с воспалением легких.
- Это я виновата! – расстроилась я.
- Да ты что?! – попыталась успокоить меня она. – Просто воспаление. Он и раньше в дождь к калитке выбегал.
Вера ушла. Позже я пожалела, что не сказала ей тогда о своем решении усыновить Петушка. А через несколько дней сын заболел корью. Пришлось отправиться в инфекционное отделение районной больницы.
Лишь через месяц я подошла к детдому. У калитки было пусто. Хотя я успокоила себя, что на улице холодно, и мальчика после болезни не выпускают, но сердце сжалось от предчувствия. В вестибюле столкнулась с Верой.
- А у нас радость-то, какая! Петушка только что проводили, - улыбаясь, сказала она.
- Куда? – заволновалась я.
- К родителям. Его бездетные супруги-врачи усыновили. Это они Петушка от воспаления легких вылечили.
Я расплакалась.
- Ты чего?! – удивилась Вера. Ничего, не ответив, я повернулась и вышла. На улице шел снег. Я шла по дороге,  не оглядываясь. На повороте не выдержала и оглянулась. У калитки никого не было, и только шумели от ветра сосны.


Рецензии