Дедушка Моисей

Моего дедушку, маминого папу, также, как меня, звали Моисей. Вернее, меня назвали в память о нём. Со слов мамы я знал, что он был рабочим, погиб в начале революции во время стычки с одной из банд и похоронен на Куликовом поле, так называли большую площадь возле вокзала, в братской могиле. Я очень гордился этим. Я помню, ещё там стоял памятник жертвам революции и гражданской войны, высокая стела с соответствующими надписями. Когда Сталин умер, а я стал взрослее, я узнал, что всё было не совсем так. На самом деле дедушка владел заводом по производству сельтерской воды. Так считалось в то время. В действительности это была по теперешним понятиям небольшая мастерская, в которой работал дедушкин брат и несколько рабочих. Они заполняли баллоны углекислым газом и развозили их по всей Одессе. Находился этот завод на Большом Фонтане, так назывался один из пригородов Одессы.

По тем временам дедушка был довольно обеспеченным человеком. Он снимал большую многокомнатную квартиру в центре Одессы, старался дать детям хорошее светское образование. Мама, кстати, старшая из его детей, успела закончить семь классов гимназии. Перед началом первой мировой войны дедушка, опасаясь призыва в армию, оставил завод на брата и вместе с семьёй уехал за границу, сначала в Берлин, а затем в Лондон. Когда я узнал, что мама была за границей, я стал смотреть на неё совсем другими глазами. В то время среди моих знакомых я не знал никого, кто бывал бы за границей, тем более в Лондоне. К тому времени у дедушки было пятеро детей. Мама – старшая, ей было лет десять, два брата с разницей в два года и двое крошечных близнецов, которые вскоре умерли один за другим от какой-то болезни. Я помню фотографию тех лет. На фотографии дедушка и бабушка сидят, на руках у них по близнецу, а вокруг старшие дети. Интересно, что мама и её братья, то есть мои дяди, уже узнаваемы. Когда война началась, Англия, союзница России, решила призвать подданных  России в армию. Пришлось дедушке вернуться в Одессу. Пока он разъезжал туда сюда, война закончилась и началась революция.

В то время Одесса часто подвергалась нападению различных банд. Как-то к Одессе подошла банда, кажется, атамана Зелёного. Получив отпор от рабочих дружин и ополченцев, банда двинулась по окраинам, громя милицейские участки и заодно и евреев. Когда дедушка узнал о приближении банды, он на извозчике поехал на завод, чтобы предупредить брата. Но было уже поздно. Банда орудовала вовсю. Дедушка с братом спрятались на берегу под обрывом, но знакомый мальчишка выдал их. Так они погибли. Когда тела привезли домой, на теле дедушки нашли всего одну ранку от штыка в области сердца. На теле же его брата не было ни царапины. Вероятно, он умер от страха, глядя, как убивают дедушку. Власти решили похоронить погибших как героев на Куликовом поле в братской могиле. Бабушка же хотела похоронить дедушку по еврейским обычаям и на еврейском кладбище, что она и сделала.

После смерти дедушки деньги быстро кончились, пришлось всё распродать и уехать в Умань, откуда бабушка была родом и где у них был свой дом.

P.S. О погроме рассказывали родители. А вот, что я прочёл у Бунина в недавно вышедших воспоминаниях.

 
“2 мая 1919г.
Еврейский погром на Большом Фонтане, учиненный одесскими красноармейцами.
Были Овсянико Куликовский и писатель Кипен. Рассказывали подробности. На Б. Фонтане убито 14 комиссаров и человек 30 простых евреев. Разгромлено много лавочек. Врывались ночью, стаскивали с кроватей и убивали кого попало. Люди бежали в степь, бросались в море, а за ними гонялись и стреляли, – шла настоящая охота. Кипен спасся случайно, – ночевал, по счастью, не дома, а в санатории «Белый цветок». На рассвете туда нагрянул отряд красноармейцев, – «Есть тут жиды?» – спрашивают у сторожа. – «Нет, нету». – «Побожись!» – Сторож побожился, и красноармейцы поехали дальше.”

Мы уже многое знаем о фальсификациях советской власти. Так что ничего удивительного нет, что тот погром свалили на какую-то банду.


Рецензии