C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

53. Попытки критики Эль Лисицкого в СССР

НА СНИМКЕ: Хрущёв, Суслов, Шелепин и другие руководители партии и правительства на выставке в Манеже 1 декабря 1962 г.


В 30-е годы прошлого века художники авангардного искусства были в СССР фактически «закрыты». Они считались последовательными выразителями модернизма, который знаменовал в официальной критике «полный упадок буржуазного искусства». Это в полной мере относится ко всему русскому авангарду. Точно так же подверглись гонениям художники- абстракционисты в фашистской Германии.

Для идеологии фашизма и тоталитаризма авангард был предметом острой критики. Официальная пропаганда называла такое искусство возмутительным и недопустимым. Партийные идеологи его люто ненавидели. На первый взгляд, может показаться, что его критиковали за то, что они сами его не понимали. Но при этом ссылались на народ:

«Народ вас не понимает. Ему, народу, такое искусство не требуется».

На самом же деле, его критиковали за то, что авангардное искусство, как никакое другое, было честным, неподдельным, искренним и жизненным.

Авангард в начале ХХ века — был результатом поиска новой народившейся интеллигенции, мечтавшей о свободе. Эта интеллигенция объединялась тогда в группы и кружки, сегодня ставшие знаменитыми, чтобы создавать некие новые объекты, которые лишь внешне должны были напоминать традиционные картины, статуи, плакаты, обложки книг, здания и предметы домашнего обихода, а также, с тем же успехом, обычные тексты, и классическую музыку.

Они, эти новые объекты, провоцируя воображение, должны были будить инстинкты и пробуждает чувства. Кто-то, мне помнится, сказал, что они «…должны оживлять интеллектуальные и чувственные стороны бытия».

Эль Лисицкий, в отличие от других представителей русского авангарда легко совершил дальнейшую экспансию авангарда и проник в мир архитектуры, дизайна, полиграфии, техники, политики, и культурной традиции. Именно он вёл в это время непрерывный диалог с обыденной жизнью. И именно его работы были альтернативны ей. А вот об этом подавляющее большинство идеологов "социалистического реализма" и не догадывалось, хотя и ощущало враждебность его творчества.

Эль Лисицкий не стал лауреатом Сталинской премии, но и официально не критиковался. Он, к счастью, занимал ответственные посты, и был необходим стране, поскольку лучше него никто не смог бы пропагандировать за рубежом достижения Страны Советов. Но фактически Эль Лисицкий ходил по лезвию бритвы. Не тронули его и в 37-м году. Видимо, сказалось то, что во второй половине 20-х и в 30-е годы он уже был не художником, создававшим картины, а дизайнером, основателем дизайнерского искусства, и никто не осмеливался указывать ему, как следует оформлять книги, журналы, плакаты или выставки.

И все же в работах по истории и искусству советской книги творчество Л.М. Лисицкого иногда оценивали отрицательно.

Пытаясь идти в ногу с партией, критикующей «абстрактное», «формалистическое» искусство, некоторые искусствоведы нередко «примерялись» к Эль Лисицкому, критикуя его в отдельных статьях, особенно в хрущёвский период.

Вот, например, один из образцов этой критики.

На страницах юбилейного двухтомника «400 лет русского книгопечатания», 1564-1964 [1] Г.В. Алямовская написала:

Примером «бессмысленных формотворческих экспериментов» является «одно из заумнейших изданий — «Про два квадрата» Л. Лисицкого (1922), где он пытается в абстрактно геометрической форме изобразить не что иное, как революцию» [2].

Здесь же область книжного искусства, в которой работал Лисицкий, была охарактеризована Алямовской следующим образом: «Чаще всего конструктивные искания сводились к сугубо внешним формальным затеям; нередко при этом страница книги превращалась в заумный ребус...

В области иллюстрирования конструктивизм не дал ничего положительного. Неприятный натурализм фотомонтажей, скука производственных, не согретых человечностью, сюжетов, обнажённость и нарочитость композиционных схем, дробность и непонятность условных пятен и плашек — все это, как правило, производило сумбурное впечатление и затрудняло восприятие содержания книги».

Как видите, эта критика довольно близка к доносу. Заметьте, книга вышла в 1964 году, почти сразу после посещения руководителями страны выставки в Манеже и последующих разгромных «совещаний» идеологов партии с творческой интеллигенцией.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/30/958
----------------------------------------------
   1. Юбилейный двухтомник «400 лет русского книгопечатания», 1564-1964 (т.2. Книгоиздательство в СССР. 1917-1964. М., 1964. С. 472)   
   2. Компьюарт. 11.2003. Художник книги Эль Лисицкий. Взято с сайта http://www.compuart.ru/article.aspx?id=9290&iid=393).


Рецензии