Новогодняя очередь

На встречу нового 1984 года нас пригласили приятели, которые жили буквально через дом. Просто двор перейти, и ты уже в гостях. Мы решили пойти попозже, чтоб не мучить ребёнка сиденьем за столом. Андрейке тогда было три с половиной года, но шустряк он был ещё тот... Он первым выскочил за дверь, я чуть задержалась, а папу нашего мы решили подождать на улице, он любил себя разглядывать в зеркало долго и придирчиво.
     Выхожу во двор и вижу кучу людей. В темноте двора, толпа, стоящая на высоком бетонном крыльце и вокруг него, на земле, выглядела именно кучей из людей. И что они все там толпятся? Догадываюсь, ведь это чёрный ход в продуктовый магазин там разгружают машины с продуктами. Магазин уже закрыт, время позднее, до нового года осталось всего полтора часа. Все должны бы уже сидеть за столами и провожать старый год. 
     Слышу голос Андрейки: « Колбаса, мама, колбаса!». Время тогда было голодное, колбаса вкусная, копчёная была редким удовольствием. Сестрёнка моя  работала в торговле и Андрей хорошо знал, что такое колбаса и очень её любил, особенно копчёную. Все вылезающие из очереди держали в руках по три палки колбасы. Бегая вокруг очереди ребёнок стал громко орать: « Хочу колбасу! Хочу колбасу!». Я бегала за ним и пыталась уговорить пойти в гости, где нас ждут подарки, ёлочка, где конфеты и торт. Бесполезно.
     Тут вдруг один мужчина из очереди схватил Андрейку, поднял высоко над головой и с возгласом: « Парень хочет колбасы...» передал ребёнка другому, тот третьему. И поплыл мой Андрей на вытянутых руках толпы, над головами очереди прямо к прилавку.
     Недовольных таким грубым нарушением порядка очереди не было ни одного. Всем было очень даже весело. Одна я волновалась: « как бы не уронили ребёнка».
     Буквально через минуту Андрей стоял передо мной, обнимая три палки колбасы. Мордочка такая довольная. Боже мой, он даже не испугался! К удовольствию толпы Андрейка гордо заявил: « Моя колбаса!».
     Одна я была растеряна. Даже забыла про деньги, но тут из очереди донеслось: « С ребёнка за колбасу три рубля 30 копеек». Я тут же под фонарём отсчитала деньги и протянула первому попавшему очереднику. Деньги за колбасу передавались вверх к прилавку, как плата за проезд в битком набитом автобусе. Слышно было, как люди передавали деньги со словами: « За мальчишку».
     Половина нашей жизни в то время проходила в очередях. Я видела очереди длинные, витиеватые, где люди стояли в затылок друг другу. Видела очередь толпу, когда в огромное помещение магазина было не втиснуться, но там всё равно существовала строгая очерёдность, которую нарушить было невозможно. За соблюдением порядка обычно следили бабки. Надо сказать, что самые злые и жестокие были именно старухи, видимо генетическая память о голоде давала о себе знать. Иногда из очереди выносили павших без сознания за кусок колбасы или масла. В очередях знакомились, влюблялись, дрались. Иногда это был просто митинг у прилавка.
         Обычно очередь гудела и шипела, как потревоженный улей, а эта очередь была весёлой и доброжелательной. Вдруг всё стало ясно. Люди знали, что в Новый год желания детей должны сбываться и каждый почувствовал себя немножко дедом Морозом. Это была Новогодняя ночь!


Рецензии