Свиток и сапог. Глава 77

1. В прошлой главе мы начали разбор второго(организационного)AB и третьего (продуктивного)FH шагов алгоритма идентичности, обозначенных в восьмом и девятом стихах восемнадцатого псалма. При этом мы уделили внимание прежде всего второму шагу и основной для него теме свидетельства/откровения и мудрости/понимания,  для уяснения которой  мы использовали ряд других библейских текстов, в особенности 24 псалом. В этой главе мы сосредоточимся на разборе третьего (продуктивного) шага алгоритма идентичности, совпадающего с центральной  вертикальной осью  FH матричного квадрата, которая соединяет верхнее контекстное поле субьекта власти F с нижним контекстным полем работников/обьектов/ценностей. Иными словами речь пойдет о внутренней работе.

2. Для анализа проблем и тем, связанных с реализацией третьего шага  основного алгоритма идентичности, нам снова  понадобится 24й псалом текст которого (в синодальном переводе я привожу ниже), а также посвященная этой теме притча Иисуса о неправедном  судье в восемнадцатой главе Евангелия от Луки, текст  которой я также воспроизвожу ниже.


1. Псалом Давида. К Тебе, Господи, возношу душу мою.
2. Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь, да не восторжествуют надо мною враги мои,
3. да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.
4. Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.
5. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.
6. Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.
7. Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!
8. Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,
9. направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.
10. Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.
11. Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.
12. Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.
13. Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.
14. Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.
15. Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои.
16. Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен.
17. Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих,
18. призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои.
19. Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня.
20. Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.
21. Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.
22. Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.
(Псалтирь 24:1-22)


1. Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2. говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5. но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8. Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
(Евангелие от Луки 18:1-8)

3. Нужно сказать что еврейский  текст 24го псалма (в еврейской Псалтири этот псалом 25 по счету)составлен очень тщательно. Это алфавитный псалом, то есть  каждые один или два стиха начинаются или во всяком случае разрабатывают одну из букв еврейского алфавита и расположены в алфавитном порядке.

4. Если посмотреть на этот псалом в плане матричного анализа, то можно заметить, что основное движение здесь идет по центральной вертикали снизу вверх, то есть из точки Н где находится предпринимающий внутреннее усилие человек в точку F, где находится следящий за этим усилием Бог. Вместе с тем поскольку человек постоянно ориентируется с  одной стороны на милость Бога (конекстное поле конкретных жизненных форм В), а с другой стороны на истину и  справедливость Бога (контекстное поле общих принципов А)мы  можем  сказать что и центральная вертикаль FH (третий шаг алгоритма)и верхняя горизонталь AB ((второй шаг алгоритма)здесь тематизированы прежде всего в рамках гипономной парадигмы идентичности AHB. Однако это не единственная тематизация третьего и второго шага. О других значимых тематизациях речь пойдет ниже.

5. В ходе своего обращения к Богу этот человек постоянно активирует одну из двух групп контекстных факторов, расположенных на двух симметрично противопоставленных контекстных полях "своих" G и "чужих" E на центральной горизонтальной коммуникативной оси матричного квадрата. Среди этих факторов и человеческие образы "своих" ( то есть всех, кто, подобно ему старается соблюдать заповеди и обращается к Богу с просьбой о помощи см. 24.3) и тех,  кто занимается беззаконием (там же) и ненавидит самого этого человека (24.19). Однако внутри этих двух групп контекстных факторов находятся также благоприятные (например труд)и неблагоприятные обстоятельства (например одиночество, бедность и др.). 

6. В  дальнейшем мы будем называть совокупность благоприятных контекстных факторов интенсорами (поскольку  речь идет об интенсификации внутренней жизни), а совокупность  неблагоприятных контекстных факторов фрагменторами (поскольку речь идет о распаде личности этого человека и его дела).

7. Что же касается парадигмы идентичности, связанной с  использованием этих двух групп контекстных факторов, то, исходя из сказанного выше, можно полагать, что в данном случае мы имеем дело с исономикой FGHE (от греческого слова исос, что значит равный). Исономика, если ее разделить по вертикали  FH, в свою очередь состоит из двух половинок (левой и правой): 1) преферономики HGF и 2) реферономики HEF. А если исономику  разделить по центральной горизонтали GE то мы получим нижнюю половинку,  которая называется сенсономикой GHE и верхнюю половинку, которая называется рациономикой  GFE. Исономная контекстная группа и четыре ее части пригодятся нам для матричного анализа данных текстов и описанной в них ситуации.   

8. Начнем с первой пары, а именно с преферономики и реферономики. Преферономика HGF образована двумя угловыми диагоналями: избирательной HG и позиционной GF в сочетании с центральной инструментальной осью HF. В 24 псалме тематизация/активация этой парадигмы происходит несколько раз, но в первую очередь речь о ней идет в шестом стихе: "Вспомни щедроты Твои Господи и милости Твои ибо они от века"

9. Может быть щедроты можно связывать с нижней избирательной линией HG, которая вводит трудящегося человека Н в контекстное поле "своих" то есть благоприятных факторов или, используя только что обозначенный новый термин, интенсоров. Милость предполагает большую близость и ее поэтому можно отождествить с верхней угловой позиционной связкой GF.

10. Что же касается реферономики HEF, то эта парадигма идентичности образуется двумя угловыми диагоналями: снабжающей/супплементальной НЕ и обязательственной/облигативной EF, в сочетании с той же центральной инструментальной вертикалью HF.
Указание на реферономику можно видеть в пятом стихе 24 псалма: " Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего, на тебя надеюсь всякий день". Одно уточнение: конец стиха в еврейском тексте скорее надо переводить " надеюсь на Тебя весь день" (otkha kiviti kol hayom), т. е. речь идет о постоянной повседневной устремленности к Богу.

11. Характерно, что реферономика, то есть внутренняя ориентация человека на правду и справедливость (контекстное поле А) и связанные с этим обязательства (угловая обязательственная диагональ ЕF, которая связана с углом А)упоминается раньше, чем преферономика, и это неудивительно. Человек не собирается взывать к божественному милосердию, не выполнив собственных обязательств перед людьми Е и перед Богом F.

12. Как можно видеть из этого текста человек не отчаивается несмотря на грехи, бедность, одиночество и ненависть со стороны личных врагов, но вместо этого старается использовать эти негативные, неблагоприятные для него аспекты своей ситуации как дополнительные ступеньки на пути к Богу, как причину стараться убедить Бога в том, что требуется Его вмешательство, поскольку ни на кого и ни на что больше рассчитывать не приходится. Иными словами герой 24 псалма поступает также как та надоедливая вдова, на поведение которой Иисус указывает своим ученикам, как на образец для подражания в приведенной выше притче.

13. Посмотрим теперь на эту притчу с точки зрения матричного анализа. Вдова (контекстное поле "своих" G ) и судья (контекстное поле "чужих" Е) находятся в своего рода диалоге (коммуникативная линия GE) относительно определенного предмета (контекстное поле объектов Н), а именно нанесенной вдове обиды. Судья вполне отчужден, он равнодушен, старается игнорировать вдову и не заботится ни о Боге, ни о справедливости, ни даже о своей репутации в глазах общества.

14. Однако горизонтальная сенсономная парадигма идентичности GHE, внутри которой складывается это одностороннее "отношение" между женщиной и судьей позволяет ей продолжать действовать ему на нервы, а просто прогнать ее и запретить ей доступ к нему он не хочет, поскольку он все таки судья. Таким образом единственным эффективным способом избавиться от этого давления, оставаясь в рамках своей социальной роли оказывается дать этому делу ход и выполнить пожелание вдовы. Итак судья оказывается вынужденным перейти от нижней коммуникативной парадигмы сенсономики к верхней коммуникативной парадигме рациономики EFG, то есть использовать свой авторитет судьи и данные ему обществом полномочия (контекстное поле субъекта власти F) чтобы выполнить просьбу вдовы и защитить ее от обидчика.

15. И в 24 псалме и в этой евангельской притче мы видим как настойчивость постепенно нейтрализует неблагоприятные обстоятельства (фрагменторы) или даже превращает их в дополнительные интенсоры. Эти активные действия человеческих персонажей находятся в сфере действия в актуальности, которая занимает среднее положение между поверхностной данностью явлений жизни, общества и природы и их глубинными принципами и страуктурами (реальностью).

16. Эти факторы человеческой активности или отказа от нее/ее подмены чем нибудь другим, например в рамках эскапизма внутри процесса актуализации заслуживают собственного названия и анализа. Мы будем называть их реверсорами, если они обращены на то чтобы изменить неблагоприятные аспекты ситуации и редукторами, если они представляют собой попытку так или иначе уйти от проблемы и приспособиться к дурной ситуации вместо того, чтобы изменить ее.

17. Теперь попробуем обобщить наши наблюдения и сформулируем в виде рабочей гипотезы первый принцип внутренней динамики основного алгоритма идентичности: степень интенсивности(количество и качество интенсоров), будучи разделена на степень фрагментации (количество и влияние фрагменторов)и умножена на степень актуализации дает нам представление об уровне(степени) реализации данного шага алгоритма идентичности. Иными словами она эквивалентна или по крайней мере пропорциональна степени реализации.

18. Что же касается актуализации, то ее уровень можно измерить разделив количество и влияние реверсоров на количество и влияние редукторов. Разумеется эта формула остается очень приблизительной и условной. Тем не менее я думаю что она дает хорошее представление о некоторых важных аспектах динамики идентичности внутри изучаемой нами эпохи и области культурной активности.


Рецензии