Глб. 6. Почему? или зачем?

  Картина сущего и портрет человека в интерьере Ничего - ответ на вопрос "что это?"Вектор становления сущего - от простого к сложному - производит впечатление процесса роста, становления. Философы усматривали драйвер развития в жизненной силе, в мировой воле, присущих самому сущему.
  Современное представление "среда - система", как методика анализа действительности, остаётся верна этому  "естественно-научному" мировоззрению.
  Сущее - это среда,в которой элементы местами сгущаются и возникают системы: звёздные, биологические, человеческие...
  Из космической пыли образовались планеты.Из океанской воды, богатой минералами,   
выделились микроорганизмы, губки, кораллы, рачки,рыбки... Каких только существ не наплодилось в солёной толще морей! И вся экосистема разрослась от червя до акулы.Росла как получилось. Так дерево растёт на просторе.
  А почему из среды выделяются системы?
  Солнце пригрело, вот они и выпали в осадок - движение вещества и энергии.
  А "почемучка" продолжает: а почему энергия, вещество, движение?
  Сегодня физики по-прежнему задаются очередными вопросами: А почему во Вселенной наблюдается асимметрия вещества и антивещества? Почему численные параметры частиц именно такие?
  Чтобы ответить на эти вопросы в рамках физики, настроили сложные сооружения - коллайдеры и на них измельчают вещество, надеясь обнаружить первопричину сущего.
  В рамках физики объяснить Вселенную - суровая задача!
  А в тени их недоумений многие склонны по модели "среда - система"  думать, что народы могут существовать лишь в поте лица и в кровавой борьбе за ресурсы планеты, а когда исчерпают её, будут добывать их в космосе, разумеется, в жестокой конкуренции.
  С этой точки зрения, все разговоры о глобализации - демагогия, которой пытаются прикрыть соперничество.
  Конечно, кооперация в освоении космоса идёт, на орбите трудятся международные коллективы учёных...Но не учёные будут определять как использовать их информацию!   
  Так что, глобализация - это форма вечной борьбы за мировое господство!
  Такова логика и выводы материалистов.
   Какой вывод следует из этой теории для человека, размышляющего о своём назначении, о личных целях? "Не жди жалости к себе и сам никого не жалей! Волк -
вот твоя сущность и судьба!"
  А что могут противопоставить этой философии метафизики?
  Тоже начнём с фундамента - со Вселенной. Но не будем твердить "почему?" Зайдём с другой стороны. Верней, сперва закроем этот вопрос, хотя бы на то время пока физики что-либо откопают. Скажем: мир и человек возникли по воле Бога.
  Обезвредив главный смысловой импульс науки, призадумаемся теперь:"Зачем? Богу-то к чему такие хлопоты?"
  Вот мы и вернулись в состояние Екклесиаста.
  Всякий вопрос выражает наше внимание, наш поиск смысла - значения некоего объекта для наших потребностей. Что мы выясняем вопросом  "зачем?" Корректно он ставится по поводу чьей-либо деятельности и её результата. Полно он звучит "с какой целью?"
  Имеется в виду что действиям предшествовал замысел, план, проект - т.е. полагание цели, как феномен сознания, а точней - интеллекта.
  Такое знание может быть мне полезно - имеет для меня смысл, и я занесу его в свою картину мира.
  А учёный тут как тут со своей причинностью:
   - Почему ты ищешь в сущем умысел, причину?
  Я думаю, что, конечно же, срабатывает инерция первобытного мышления - анимизм.
Кроме того, к этому подталкивает нас опыт - все мы прежде,чем приступить к делу, намечаем цель. А в-третьих... неопределённость Пространства. Она лишает нас уверенности что-либо знать. Мы стоим перед ним, как перед "Священным колодцем" в Чечен-Ице, цепенея от мысли о своей судьбе.
  Наши наблюдения за длительными процессами, дающими нам плоды, и наше собственное планирование и достижение желанных целей, смешиваясь в густой коктейль, рождают в нашем сознании подозрение, что и космос, и жизнь на земле, и моя судьба подчинены  некоей внешней силе, непонятной и необоримой.
  Какова цель этой силы? Зачем она господствует надо мной?
  Этого томления духа, однако, чурались многие философы.
  Святой Августин требовал положиться на волю Божию,на Его провидение. Всеблагой даровал нам жизнь, а что может быть дороже этого дара?!
  Рене Декарт ещё более категорично утверждал:"Мы не станем также обсуждать какие цели Бог поставил Себе, создавая мир"( АМФ,т.2,с.245).
  А вот И.Кант полагал, что мудрость высшей причины заложена в механизме природы, направленной к созданию разума, и цель природы, её тайный план - "совершенное гражданское объединение человеческого рода"(АМФ,т.3,с.101).



 
 








 


 


Рецензии