Глб. 6. Почему? или зачем?
Современное представление "среда - система", как методика анализа действительности, остаётся верна этому "естественно-научному" мировоззрению.
Сущее - это среда,в которой элементы местами сгущаются и возникают системы: звёздные, биологические, человеческие...
Из космической пыли образовались планеты.Из океанской воды, богатой минералами,
выделились микроорганизмы, губки, кораллы, рачки,рыбки... Каких только существ не наплодилось в солёной толще морей! И вся экосистема разрослась от червя до акулы.Росла как получилось. Так дерево растёт на просторе.
А почему из среды выделяются системы?
Солнце пригрело, вот они и выпали в осадок - движение вещества и энергии.
А "почемучка" продолжает: а почему энергия, вещество, движение?
Сегодня физики по-прежнему задаются очередными вопросами: А почему во Вселенной наблюдается асимметрия вещества и антивещества? Почему численные параметры частиц именно такие?
Чтобы ответить на эти вопросы в рамках физики, настроили сложные сооружения - коллайдеры и на них измельчают вещество, надеясь обнаружить первопричину сущего.
В рамках физики объяснить Вселенную - суровая задача!
А в тени их недоумений многие склонны по модели "среда - система" думать, что народы могут существовать лишь в поте лица и в кровавой борьбе за ресурсы планеты, а когда исчерпают её, будут добывать их в космосе, разумеется, в жестокой конкуренции.
С этой точки зрения, все разговоры о глобализации - демагогия, которой пытаются прикрыть соперничество.
Конечно, кооперация в освоении космоса идёт, на орбите трудятся международные коллективы учёных...Но не учёные будут определять как использовать их информацию!
Так что, глобализация - это форма вечной борьбы за мировое господство!
Такова логика и выводы материалистов.
Какой вывод следует из этой теории для человека, размышляющего о своём назначении, о личных целях? "Не жди жалости к себе и сам никого не жалей! Волк -
вот твоя сущность и судьба!"
А что могут противопоставить этой философии метафизики?
Тоже начнём с фундамента - со Вселенной. Но не будем твердить "почему?" Зайдём с другой стороны. Верней, сперва закроем этот вопрос, хотя бы на то время пока физики что-либо откопают. Скажем: мир и человек возникли по воле Бога.
Обезвредив главный смысловой импульс науки, призадумаемся теперь:"Зачем? Богу-то к чему такие хлопоты?"
Вот мы и вернулись в состояние Екклесиаста.
Всякий вопрос выражает наше внимание, наш поиск смысла - значения некоего объекта для наших потребностей. Что мы выясняем вопросом "зачем?" Корректно он ставится по поводу чьей-либо деятельности и её результата. Полно он звучит "с какой целью?"
Имеется в виду что действиям предшествовал замысел, план, проект - т.е. полагание цели, как феномен сознания, а точней - интеллекта.
Такое знание может быть мне полезно - имеет для меня смысл, и я занесу его в свою картину мира.
А учёный тут как тут со своей причинностью:
- Почему ты ищешь в сущем умысел, причину?
Я думаю, что, конечно же, срабатывает инерция первобытного мышления - анимизм.
Кроме того, к этому подталкивает нас опыт - все мы прежде,чем приступить к делу, намечаем цель. А в-третьих... неопределённость Пространства. Она лишает нас уверенности что-либо знать. Мы стоим перед ним, как перед "Священным колодцем" в Чечен-Ице, цепенея от мысли о своей судьбе.
Наши наблюдения за длительными процессами, дающими нам плоды, и наше собственное планирование и достижение желанных целей, смешиваясь в густой коктейль, рождают в нашем сознании подозрение, что и космос, и жизнь на земле, и моя судьба подчинены некоей внешней силе, непонятной и необоримой.
Какова цель этой силы? Зачем она господствует надо мной?
Этого томления духа, однако, чурались многие философы.
Святой Августин требовал положиться на волю Божию,на Его провидение. Всеблагой даровал нам жизнь, а что может быть дороже этого дара?!
Рене Декарт ещё более категорично утверждал:"Мы не станем также обсуждать какие цели Бог поставил Себе, создавая мир"( АМФ,т.2,с.245).
А вот И.Кант полагал, что мудрость высшей причины заложена в механизме природы, направленной к созданию разума, и цель природы, её тайный план - "совершенное гражданское объединение человеческого рода"(АМФ,т.3,с.101).
Свидетельство о публикации №216120101470