Введение в современную теорию движения

       Понимание источника движения есть понимание основ всего.
       А что такое "движение"? А кто не понимает?
       Спросите школьника, студента или какого-нибудь умника. Ведь это всем же известно! Скажут они вам!
       Ну да. На то они и "Умники". И про время они всё знают. И про пространство... Умники Зенон, Лоренц, Пуанкаре и даже Эйнштейн точно и исчерпывающе не знали что это такое. А любой шофёр точно знает!
       Но не все же на Земле шофёры и умники. Встречаются и нормальные люди. Типа Эйнштейна.
      "Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей."
Пушкин. Наше всё! 1825.
       Аристотель считал, что движение вызывается некоей силой.
Без воздействия этой силы на объект движение прекращается. Эмпирический факт. Так и есть. Кто наблюдал за движением, тот всё понял! Эта вложенная в тело сила, поддерживающая его движение была названа в XIV в. импетусом.
       Настоящий учёный  Галилей посчитал что движение всегда есть, если на тело не действуют никакие силы. Итальянский ученый, один из основателей естествознания, свое первое открытие – закон колебания маятника – сделал еще в юности.
       С 1589 Галилей  читал лекции в Пизанском университете и, по существу, создал методологию современной науки.
       В 1590 Галилей пишет трактат "О движении", в котором выступает с резкими возражениями против воззрений Аристотеля и открывает, что ускорение свободного падения тел не зависит от их массы. В 1592 Галилей получает кафедру университета в Падуе. Кто бы сейчас за это дал кафедру?
       Важнейшим достижением Галилея в представлении о движение тел в пространстве было создание принципа относительности, ставшего основой современной теории относительности.
       Отказавшись от умозрительных представлений Аристотеля о движении, вызываемом какой-то действующей на тело внешней силой, Галилей пришел к выводу, что движение (имеются в виду только механические процессы) относительно,- то есть нельзя говорить о движении, не уточнив, по отношению к какому "телу отсчета" оно рассматривается. За это Галилея чуть не сожгли или не повесили просвещённые европейцы. Ему, бедному, пришлось отказаться от своего понимания движения Земли...
       Законы движения безотносительны (в том смысле, что на физические законы само равномерное и прямолинейное движение не оказывает никакого влияния), и поэтому, находясь в закрытой кабине (он образно писал "в закрытом помещении под палубой корабля"), нельзя никакими опытами установить, покоится ли эта кабина или же движется равномерно и прямолинейно ("без толчков", по выражению Галилея).
       Ньютон принял эту гипотезу, хотя и утверждал, что "гипотез не измышляет", - но он имел в виду совсем другое... - и дал количественные выражения для механических движений тел. Законы движения  Ньютона.
       Пуанкаре и Эйнштейн относительность движения постулировали как  принцип и закон природы.
       Лоренц разработал математический аппарат сложения скоростей, основываясь на гипотезе, что ничто не может двигаться быстрее света. Эйнштейн все эти гипотезы гармонично, целостно, с учётом электромагнитных законов Максвелла, оформил в теорию СТО. Специальную теорию относительности. Не очень удачное название. Но Эйнштейн не виноват. Свою теорию он опубликовал в 1905 году, а термин был введен в 1906 году Максом Планком с целью подчеркнуть роль принципа относительности в подходе Эйнштейна, опубликованным  в 1905 году в статье "К электродинамике движущихся тел" (Albert Einstein - Zur Elektrodynamik bewegter K;rper. Annalen der Physik, IV. Folge 17. Seite 891-921. Juni 1905). И не надо пенять Эйнштейну на плагиат принципа относительности у Пуанкаре и преобразований Лоренца - лично Пуанкаре давал отзыв на право публикации в журнале статьи Эйнштейна!
       Пора дополнить. До сих пор парадоксы (апории) Зенона, и особенно, парадокс  об Ахилле и черепахе рационально не решён. Физики не желают понимать до сих пор всей глубины проблем движения!
       Мною этот парадокс был преодолён адекватно с учётом квантовомеханических эффектов и теории относительности Эйнштейна. См. "Химия и жизнь", 1978 год, N5 в разделе "А ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?" : А.Н.Ивашкевич, "Почему Ахиллес догоняет черепаху?" Попытка решения парадокса Зенона методами квантовой механики и теории относительности."
       Сейчас стало понятным, что любое изменение движения в нашем мире, есть результат взаимодействия объектов между собой. Это абсолютный закон. Закон сохранения количества движения (импульса). Правы в определённом смысле и Аристотель, и Галилей, и Эйнштейн. Только они особо не задумывались о природе движения и не напрягали себя философскими размышлениями что это такое есть по своей сути. В те времена им хватало иных проблем движения.
       Механическое движение обязательно возникает под воздействием каких-то внешних сил и поэтому оно  всегда есть продукт воздействия одного объекта на другой (давайте назовём это законом Аристотеля).
       Без внешнего воздействия на тело никакого изменения состояния его движения не происходит: тело само по себе не может начать движение или остановиться и будет продолжать беспрерывно находится в определённом состоянии, называемом нами относительным покоем или перемещением(закон Галилея-Ньютона).
       Механическое движение, как наблюдаемое нами изменение положения данного тела в пространстве, относительно другого тела - произвольно выбранного внешнего объекта оценки этого движения (системы отсчёта) абсолютно относительно – в том смысле, что его нет как такового вообще – закон Галилея-Пуанкаре-Эйнштейна.
       Покой и равномерное прямолинейное движение тела – это всегда абсолютная относительность к каким-то другим телам, принятым  нами за систему отсчёта оценивания этого изменения (или неизменности) состояния рассматриваемого тела.
       Рассмотрим любой материальный объект. В нём всегда имеются атомы, ионы, молекулы - включая электроны, протоны, нейтроны и кварки,- которые взаимодействуют между собой и, соответственно, движутся относительно друг друга. Их движение и взаимодействие и составляют всю внутреннюю энергию объекта.
       У любого объекта всегда есть центр. Относительно которого движутся все составляющие его части.
       Центр есть и у вселенной! Раз она когда-то возникла из некой точечной области.
       Во всём есть центр!
       Относительно этого центра всё можно уже считать абсолютно!
       Вне центра всё относительно.
       Любой объект мы можем рассматривать как относительно его центра тяжести (абсолютность), так и относительно любого другого объекта (относительность). Физики этот аспект состояния природы игнорируют. У них пока нет желания разбираться в таких "философских" аспектах бытия. Современным физикам пока достаточно умений пользоваться математическими формулами для расчёта практически важных параметров состояния тел. Чистый прагматизм.
       Любой объект или систему всегда можно рассматривать как из нутрии, относительно их центра – абсолютно,- так и из вне – относительно.
       В этом относительном рассмотрении и состоит заведомая двойственность нашего восприятия и описания мира (любого объекта).
       Осмысленно учитывать это - принципиально иной физический подход, который позволит снять многие парадоксы и апории "движения", сформулированные Зеноном её 2500 лет тому обратно!
       Как нибудь расскажу… Считайте это пролегоменами будущей теории движения...
       "Движущая сила всех естественных процессов" http://www.proza.ru/2016/02/27/2142
       "Основной закон движения и изменения" http://www.proza.ru/2013/09/29/1580


Рецензии