Глава 33. Запоздалые почет и уважение

                «Они старались прославиться
                не словами, а делами».
                М. Монтень. Опыты.               

Напряжение последних дней вымотало наших героев настолько, что стюардесса еле разбудила их, чтобы предложить поздний завтрак или ранний обед. Закончив трапезу, Клим собирался еще подремать. Но Трофиму не терпелось узнать, почему его успешный друг потерпел фиаско на любовном фронте. Раньше такого не случалось.
- Что же заставило отказаться от уз Гименея? Неужели тебя красавца, успешного бизнесмена отвергли? Не могу поверить?
- Издеваешься, да. Я и сам не ожидал, что удастся сравнительно легко вырваться из заготовленной западни. Представляешь, мы встретились прямо в рождественскую ночь, чтобы вручить друг другу подарки. Кстати, ты хоть что-то подарил Мад?
- Да, конечно. Как я мог ослушаться наставника в любовных делах. Мы провели чудесный вечер. Кажется, Мад очень довольна. А чем же ты не угодил невесте?
- В том-то и дело, что подарок ей очень понравился. Но вслед за ответным презентом мне выкатили такой сюрприз, от которого я до сих пор не могу очухаться.

Невеста с каким-то знакомым юристом подготовила брачный контракт и заявила, что пока я его не подпишу, замуж не пойдет.
- Пойми, я не против цивилизованных отношений. Если здесь так принято, то готов принять это условие. Но не терплю ультиматумов, даже от любимой женщины. Мельком пробежав текст, увидел, что он кабальный. Видимо, из-за ненадежности моего статуса в Канаде. Когда же я сказал, что мне нужно посоветоваться с моим юристом, мне заявили, что в контракте нельзя менять ни буквы, ни запятой.
- Что бы ты сделал после этого? Правильно. Я принял такое же решение, как ты в свое время со Светланой. Конечно, были слезы, битая посуда. Но мое решение окончательное.
- Пока будем в России скандал потихоньку угаснет. С меня пока игр в Ромео и Джульетту хватит. Делом нужно заниматься.

- Смотри-ка подлетаем. Спасибо твоей Мад. Она так все рассчитала, что, пожалуй, сегодня будем дома.
- Вовсе она не моя. Если погода будет нормальная, - возразил Трофим.
- Погода в доме зависит от обоюдного согласия.
- Тьфу на тебя. Я имел в виду погоду в нашем городе. И хватит меня сватать. Особенно теперь, когда сам споткнулся на чужих обычаях.
Через несколько часов они прилетели в родной город. Их не встречали. Никто не знал о приезде. Сразу разъехались по домам, договорившись встретиться пару дней спустя.

Не будем описывать встречи с близкими людьми. Слезы радости от приезда перемежались слезами горечи от скорого расставания. Родители не верили, что у них все хорошо, потому, что там, на чужбине, ни у кого не может быть нормальной жизни. На приглашение приехать в гости, чтобы увидеть все своими глазами, а тем более переселиться к сыновьям, отреагировали, как черт на ладан.
- Горите вы там в геенне огненной, но нас на старости лет в преисподнюю не завлекайте, - примерно так рассуждали пожилые члены семьи. Крепко вбила советская власть представления об ужасах заграничной жизни. И эти убеждения уйдут в небытие только вместе с поколением.

…Вернувшись в город, друзья поселились в гостинице недалеко от университета. Первый визит совершили к профессору N., которого считали неформальным научным руководителем. Старик не скрывал радости от встречи, навернулась даже сентиментальная слеза. Когда же молодые ученые рассказали о достигнутых успехах, то наставник ужаснулся, что такие таланты на родине не только не оценили, но запросто могли угробить.
- Надеюсь, вы меня не собираетесь тестировать? – лукаво спросил он.
- Ну что вы, - ответили хором. Для подтверждения Трофим вынул прибор из кармана и показал, что он выключен.

Профессор повертел в руках довольно миниатюрное устройство. В глазах пожилого человека засверкали шальные огоньки.
- Не могу ли я воспользоваться вашим изобретением в практических целях? У меня тут завелся аспирант. Вежливый до приторности, льстивый до неприязни. Никогда такого не было. Не верю я в его искренность. Но и обижать не хочется. Вдруг ошибаюсь. Хотелось бы понять его истинный характер. Поможете?
- Обязательно, - ответил Трофим, - когда нам подойти. Мы хотели бы совершить еще несколько визитов.
- У ректора уже были?
- Нет, мы к вам первому.
- Спасибо, уважали старика. Но обиды теперь не избежать.
- Мы свободные люди. Куда считаем нужным туда и идем, - задиристо ответил Клим.
- Понимаю. Значит возвращаться не собираетесь?
- Упаси Боже. Бодаться здесь с Николаем Ивановичем вместо того, чтобы заниматься делом? – воскликнул Клим.

У профессора зазвонил телефон. Молча выслушав, он сказал:
- Это вас ищут. Ректор готов прервать планерку, чтобы встретиться с вами. На меня страшно обижен, первыми пришли ко мне, а не к нему.
- Мы не дадим вас в обиду, - заявил Трофим.
В ответ старик гордо выпрямился:
- Я и сам могу постоять за себя. А вами горжусь. Не за то, что сразу пришли ко мне. За то, что не забыли. Для моего поколения великая ценность, когда помнят наши дела. К сожалению, в последнее время, это большая редкость. Норовят испоганить то, что связано с недавним прошлым.
- Поторопитесь, а то вас заждались, - усмехнулся он.
- Мы обязательно еще заглянем к вам. Проверить свой прибор и вашего аспиранта, - сказал на прощание Трофим.

Пока гости беседовали с наставником, весть о визите разнеслась со скоростью пожара в сухом лесу. С кем-то они поздоровались, кто-то их увидел и сарафанное радио заработало. Конечно, нашлась масса желающих лично сообщить ректору о сенсационной новости. Вдруг «собачья» преданность будет оценена на олимпе. Но не случилось. Шла планерка. Первое лицо было недоступно. Пришлось удовлетвориться общением с секретаршей. В итоге все лавры достались ей. Ах как обидно.

Когда возмутители спокойствия подходили к приемной, чиновный люд выходил с досрочно закончившегося совещания. Быстро сообразив, что стало причиной, молодых ученых начали обнимать, дружески похлопывать, хотя раньше многие в упор не замечали. Раскрыл объятия даже Николай Иванович, но ребята ловко обошли его с двух сторон. Показное радушие после сердечного общения с профессором N. было противно, испортило настроение. В высокий кабинет они вошли с кислой физиономией.
Интуитивно уловив настроение посетителей, Никодим Довлатович не стал лезть с объятиями. Вышел из-за стола, дружески пожал руки, предложил чаю. Не дал понять, что обижен невниманием. Вел себя, как охотник, боящийся неловким движением спугнуть драгоценную дичь. Большой мастер общения был опытный руководитель. Ни одной фальшивой ноты до сих пор не прозвучало.

Ректор начал беседу очень доброжелательно:
- Ну рассказывайте, беглецы, как ваши успехи? Не хочется ли вернуться домой?
Прибор у Трофима в кармане предательски пискнул. Гостеприимный хозяин подумал, что пришла смс-ка. Не возражал, чтобы Трофим прочитал ее. Это была неслыханная милость. Все знали, что с включенными телефонами к начальству входить категорически запрещалось. Ослушников мог выгнать в грубой форме.
Трофим извинился и, вытащив устройство, перевел на виброрежим. Как потом прочитали, в это время ректор подумал:
«Не просчитался ли я, пожертвовав этими ребятами? Может стоило дать им зеленый свет?»

Внешне был само внимание. Клим кратко рассказал об их работе, делая упор на практические результаты. Не отказал в удовольствии похвастаться тем, какой доход университету приносит учебно-научный центр.
«Это же сопоставимо с бюджетом нашего вуза, - отметил про себя. – Пожалуй, я дал маху, отпустив их в Канаду».
Из памяти как-то выпало, что именно он скрыл приглашение, что взвешивая, куда направить скудные, как и ныне деньги, отдал предпочтение спортсменам и ансамблю художественной самодеятельности.

Но самобичевание не было отличительной чертой ректора. Для свое-го оправдания он перенес гнев на проректора по научной работе. Не мог же он следить за всеми яркими студентами в университете. Это прямая обязанность Николая Ивановича – выискивать таланты. Придется спросить с него полной мерой. Но внутренний голос подсказывал, а кто же виноват, что на посту проректора оказался совершенно ничтожный человек.

Уважаемые читатели!
Информирую вас о выходе книги «Культ ничтожеств», опубликованной ранее на Прозе.ру, в существенно переработанном виде в издательстве Ridero.ru.
Тем, кто пожелает ознакомиться с содержанием, могу посоветовать скачать электронную версию (80 руб.) в интернет-магазинах Литрес, Ozon.ru, ТД "Москва" (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru), Bookz.ru, Lib.aldebaran.ru, iknigi.net, Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.,
Печатный вариант в формате принт-он-деманд (печати по требованию) (485 руб.) -  в интернет-магазине Ozon.ru (в поисковой строке «все разделы» набираете фамилию автора и название и переходите к электронному или печатному варианту или на сайте https://ridero.ru/books/kult_nichtozhestv/
Буду признателен за Ваши отзывы и пожелания, в том числе критические.
С уважением И. А.


Рецензии