Покрова IV

   По приглашению руководителя и одного из организаторов IV Международного фестиваля духовной поэзии «Покрова», доктора гуманитарных наук Эляны Суодене 16 октября я отправился в г.Каунас. Фактически это было настоящее паломничество! Из Риги глубокой ночью я выехал в Каунас на автобусе с пересадкой в Паневежисе. В дороге поспать не пришлось. Вокзальные суета, ожидания, осенний ночной холод не дали мне расслабиться и на мгновение. По приезду я с автовокзала отправился к Воскресенской церкви.
   Утро было холодным и пасмурным. Я брёл по пустынным улицам Каунаса, вдоль которых стояли, словно часовые, высокие клёны. Тротуары были усеяны пышным ковром из опавших кленовых листьев. Вспомнились музыка и слова из песни нашей поэтессы Л.Плотниеце: «А листья кружатся, кружатся…» Осень в полном разгаре! Жёлтые, коричневые, тёмно-зелёные, бордовые и красные краски – вот яркий, впитавший в себя когда-то и жаркое солнце, букет листопада. А какой аромат исходил от пожухлой, шуршащей под моими ногами листвы! Картина из далёких лет моей юности. Радостную, пронзительную тоску она вызвала в моём сердце. Необыкновенная осенняя красота каунасского утра приятно взволновала душу и я ощутил себя в каком-то другом измерении.
   И вот, минуя парк, вхожу через узорную калитку во двор Воскресенской и Благовещенской церквей. И в этот момент вдруг, раздаётся божественный, льющийся сверху чистый и звонкий, будоражащий и волнующий всё моё существо звон. От необыкновенного, очищающего душу звука колоколов возбуждается, трепещет и парит в небесах каждая клеточка моего тела и души. Каждый новый удар и звон колокола пронизывал и очищал мою душу. Во мне рождалось ощущение лёгкости и бестелесности. Откуда-то сверху, из-за купола Воскресенской церкви, курился еле видимый дымок, и по церковному двору распространялся тонкий, сладковатый запах ладана. Трепетное, благостное состояние души не покидало меня. Казалось, ангелы встречают меня этим сумрачным, холодным октябрьским днём. И этот просветлённый звон, этот благовест – в мою честь?! Ведь, кроме двух прихожанок, убирающих паперть церкви, здесь никого нет – все люди находятся в церкви на Богослужении.
   Вы поставьте себя на моё место. Что почувствуете и какое воодушевление испытаете вы, когда после долгой дороги, после холода и бессонной беспокойной ночи, вдруг, в конечной точке её раздастся ясный, громкий и неожиданный, сладостный сердцу малиновый колокольный звон? Ощущение снизошедшей благодати не передать! И я поверю вам: это в вашу честь – наградой за долгий и трудный путь. Уже только ради одного такого трепетного и пронзительного колокольного звона стоило приехать сюда.
   До открытия фестиваля было ещё много времени, и я зашёл в Благовещенскую церковь на Божественную Литургию.
   В Воскресенской церкви встреча началась в 12.00. Открыл IV фестиваль духовной поэзии «Покрова» настоятель каунасской Благовещенской церкви отец Николай. Своим напутствующим словом он благословил участников на высокие духовные дерзания во имя торжества заветов Спасителя – непоколебимых нравственных устоев Священного Писания. В своём вступительном слове непосредственные руководители и организаторы фестиваля доктор гуманитарных наук Эляна Суодене и председатель Русского собрания Литвы Людмила Рябенко приветствовали собравшихся и, пожелав успехов в творчестве, пригласили поэтов к выступлению со своими стихотворениями. С амвона алтарной части церкви прозвучали стихи тридцати четырёх поэтов из Литвы, России, Латвии, Венгрии и США.
   Встречу поэтов вели Эляна Суодене и Г.Подколзин.
   С приветственным словом к присутствующим обратился и наш земляк, депутат Сейма Латвии поэт Александр Якимов. Затем выступили и другие поэты. Я в своём выступлении отметил значимость явления народу Покрова Пресвятой Богородицы. Отметил и то, что перед началом встречи погода ничем не радовала: было пасмурно, холодно и неуютно. В церкви по углам стоял полумрак. Но  сразу же с первыми словами обращения Отца Николая к участникам фестиваля – сквозь большие, высокие окна церкви, как по волшебству, блеснуло солнце. А потом солнце разгоралось всё ярче и ярче. И казалось: свет солнца только усиливается в церкви с каждым новым выступлением поэта. Не соотнести солнечный свет в Храме со светом покрова Богородицы было невозможно. Это покров, настоящий для нас Покров света, силы, поддержки и Божественной защиты! На встрече я с радостью передал привет и поздравления всем участникам фестиваля духовной поэзии «Покрова» от имени членов Латвийско-Российской Ассоциации сотрудничества и прочитал пять своих стихотворений. Вот одно из них:
                *   *   *
А колокол вновь, как живой!
Я глажу мощь чугунную,
Язык с тяжёлой бичевой
Лизнул дорожку лунную:
И просветлённый, гулкий гром
Пошёл гулять по городу:
– Бим-бом, бим-бом! Дили-бим-бом!
Слеза упала в бороду.
В ушах гудит. В ушах звенит…
– Вот это ж надо! Силища!..
По городу зажглись огни –
И ожило святилище.

   На фестивале мне был вручён именной благодарственный диплом Центра культуры им.Льва Карсавина при Благовещенской церкви г.Каунаса, клуба «Надежда» при Русском собрании Литвы «За вдохновенное служение Слову, осуществляя высокую духовную миссию поэта».
   Закончилась встреча в 17.00, после чего все перешли в трапезную Благовещенской церкви, где были накрыты столы для организаторов и гостей фестиваля духовной поэзии «Покрова». Фуршет удался на славу! Звучали слова благодарности организаторам фестиваля. Здесь состоялись и тесные знакомства поэтов, и обмен новостями литературной жизни и новыми изданиями книг, и просто задушевные беседы!


Рецензии