Записки обывателя

ЗАПИСКИ ОБЫВАТЕЛЯ
К РАССКАЗУ АНДРЕЯ ВОРОБЬЕВЪ’А «ВЫШЕЛ ХОХЛЕВ НА КРЫЛЬЦО...»


Я не профессиональный литератор и умных речей терминами вести не умею. Просто в глаза бросилось:

" И тут налетает на поэта «Осенняя грусть», когда

 «...Осень дождливой слезою
 Размывает дорожную хлябь...
 Под туманную сырость небес».

 Но, позвольте, если сия слеза дождлива и, действительно, способна размыть дорожную хлябь, то откуда одновременно взялась «туманная сырость», неужели лишь для красного словца? А если речь идет лишь о тумане, то как умудрилась «дорожная хлябь размыться»? – Неясно…"

А теперь посмотрим оригинал:

"Снова осень дождливой слезою
размывает дорожную хлябь,
и взамен краткосрочному зною
небо холодом веет опять.

Нет желания выйти из дома
под туманную сырость небес,
и уставшего тела истома
не пускает с корзинкою в лес.

Печь, поющая треском поленьев,
с ароматом сушеных грибов
распускает тепло. Предвкушенье
крепких дрем и загадочных снов.

Я спокоен в любви ожидании,
мне приятна осенняя грусть.
Я люблю в своем верном призвании.
А ответа все нет...
 Ну и пусть!"

Тут даже простой обыватель замечает явно вырванные из контекста и переиначенные строки. Автор стихотворения говорит о переменчивой осенней погоде, когда дожди размывают землю, создавая те самые хляби дорожные - глубокие и топкие грязевые лужи повсюду. Общий средний тип осенней погоды в среднерусской полосе: дожди и грязь.  Далее Автор продолжает уже о себе, о своем нежелании !сейчас! выходить на улицу в туманную сырость, которая тоже !сейчас! там туманится. Потому, что осень - дожди чередуются с туманами, а грязь вечна до грядущих заморозков. Неужели не видно разницы между описанием погоды вообще осенью и погоды сегодня, в момент совершения действия и окружающих его событий, о которых говорится дальше (не состоявшийся сейчас поход за грибами, печка, сушеные собранные ранее грибы и меланхоличные думы Автора)?

Критик явно предпочел проигнорировать эти обстоятельства, подтасовав в удобной себе манере строчки стихотворения, удалив все лишнее, что могло бы рассказать об истинном, что имел ввиду Автор. И если не потрудиться прочитать стихотворение целиком в первоначальном варианте, действительно можно поверить - все так, как заявляет здесь уважаемый Критик.

Смотрим дальше:

" Еще замечательная «жемчужина»:
 «Вся под снегом майским вишня,
 Облетают лепестки...
 Пробивается трава.
 – За зиму земля устала,
 Ей оттаять бы сперва».

 Надо ли в этой связи замечать, что вишня – не черемуха, отцветает, когда трава, как говорится, в полный рост, а земля достаточно прогрелась?.. Ну, да зачем поэту обращать внимание на подобные мелочи..."

А теперь смотрим оригинал:

"НАЧАЛО СЕЗОНА
Вся под снегом майским вишня,
Облетают лепестки,
Как снежинки. На двор вышли –
Веет холодом с реки.

Лето будто бы настало,
Пробивается трава.
– Но земля еще устала,
Ей оттаять бы сперва…

– Мы потерпим, ты права."

Смотрим в справочнике, что вишня цветет в конце апреля - начале мая. Смотрим календарь примет о погоде:

"Май – последний месяц весны, погода в мае изменчива, даже иногда выпадает снег. Теплые дни чаще бывают в начале месяца, а в конце, как правило, наступает похолодание. Древнерусское название месяца – «травень»."

Травень - потому, что травы идут в рост (но еще не выросли до максимума, процесс на старте). Где раньше, где позже - зависит от освещенности, влажности, состава почвы и все той же температуры.

В стихотворении Автор говорит, что на улице идет снег, и пытающаяся зацвести по графику природы вишня сбрасывает незрелый цвет от заморозков - пока все логично и возможно. "Веет холодом с реки", т.е. погода точно не жаркая. И трава, которая пытается расти, но еще не вошла в сочную дикую летнюю пору - мы же помним, что погода стоит холодная и снег выпал - та самая трава только пробивается из холодной, не оттаявшей толком земли. Почему нет?

Критик же прямо игнорирует описание погодных условий, при которых возможно такое сочетание растительной жизни. Он сам цитирует про "замерзшую, не оттаявшую землю" и тут же удивляется "как так, если земля прогрелась"? Аууу! Или лыжи не едут, или...?

И еще для разнообразия:

" А тем временем поэт вообще отождествляет себя со Всевышним:

 «Я...
 Как будто бы ночью последней распят...
 Пробитые руки и ноги саднят,
 Ребро кровоточит, шипы леденят».
 В детстве слышал похожий стишок:
 «Звездочки, косточки сложены в ряд –
 Трамвай переехал отряд октябрят».

 Но никогда не слышал, чтобы острый предмет, впивающийся во плоть, (у В. Хохлева, видимо, терновый венец) «леденил»."

Смотрим оригинал:

" Я высох до кости, до самых хрящей,
 И выпарил воду под вой палачей...
 Не муж и не сын, не отец и не брат.
 Как будто бы ночью последней распят.
 
 Мне холодно, жутко, вокруг пустота,
 Лопатками чувствую ложе креста,
 Пробитые руки и ноги саднят,
 Ребро кровоточит, шипы леденят.
 
 Где жизненной силы и духа набрать?
 Где тело согреть и поддержки искать?
 Где помощи ждать, у какого порога?
 У Бога. "

Положа руку на сердце, кто из нас никогда не погружался в пограничные состояния, которые могут иметь природу самую разную - от деструктивных депрессий по разным жизненным поводам, до аффектов в преддверии последнего рывка созидания? То, что в народе называлось: "присесть на дорожку", т.е. сделать паузу, еще раз обдумать и настроиться, а потом начать действовать. Человек творческий подвержен таким состояниям едва ли не в разы чаще, чем более прагматичный и менее эмоциональный обыватель. Эмоции - суть основа любого творчества. Поэт выражает свои эмоции стихами.

Что мы здесь видим в приведенном примере? Автор (или его лирический герой) переживает некоторое пограничное состояние, где он погружается в бездну одиночества – мысленный душевный отказ от социальных и семейных ролей, от близких людей. Автор ассоциирует себя с Творцом, где религиозный аспект с его атрибутами (одиночество среди толпы, крест, терновый венец, психосоматические ощущения согласно принятой легенде о прототипе - его Боге) легко перевести в более общий, там Творец - просто сам внутри себя главный и сам за все отвечает, Человек, внутреннее Я Автора. Автор (или его лирический герой) ощущает себя одиноким, без поддержки, потерянным, под давлением внешних обстоятельств. Такие состояния часто сопровождаются болезненностью и упадком сил - именно об этом подробно говорит Автор, подчеркивая свое эмоциональное восприятие происходящего с ним. Критик когда-нибудь имел дело с проникающими глубокими ранениями от острых металлических предметов? Скажу честно - ощущения те самые, крайне неприятные и холодящие. Почему придуманный терновый венец ощущается холодным, проникающим в тело металлом? Потому, что едва ли кто вспомнит, что терн изначально - живое растение с длинными колючками. В современном мире этот атрибут обычно отыгрывается скрученной металлической колючей проволокой, хорошо гармонирующей в сознании продукта современной культуры с металлом других атрибутов легенды - металлических гвоздей. Вспомним распространенные молодежные неформальные течения, где принят пирсинг (пробивание тела металлическими сережками и иглами) и еще более экзотическое его направление - подвешивание на крюках за пирсинговые специальные кольца. Так люди пытаются пережить свои эмоциональные состояния, стирая их болью физической с холодящим металлом в теле. Здесь же Автор выражает свое (или лирического героя) состояние родственным способом: умышленного травмирования себя, но всего лишь в буквенной форме, с параллелями к известной легенде.

Если Критик никогда и ничего не слышал обо всем вышеперечисленном, то я сильно ему завидую - столь идеальную жизнь и не менее идеальную психологическую устойчивость, полную невосприимчивость внешнего мира, встретить - редкая удача. Как с этой удачей соотнести момент кривляния с октябрятами – просто не знаю.

Всего три случайных примера на непрофессиональный взгляд простого обыватели. И - к уважаемому Критику почему-то возникает больше вопросов, чем к тщательно и с любовью проработанному им Автору.

Мелочь из интернета в тему:

"http://new.topos.ru/article/7387/printed

«Графоманы лезут во власть!» – этот слух пронесся по литературному Питеру. Вроде как некто Владимир Хохлев захотел возглавить городскую писательскую организацию. И все ринулись искать шедевры новоявленного лидера. Полистал новую книжечку стихов Владимира Хохлева «Уставший поэт» и я."

Явная пристрастность Критика на личном, не имеющем отношения непосредственно к стихам, уровне к Автору. Плюс отмеченные выше, боюсь, не единственные передергивания и домыслы на ровном месте.
Что с этим делать?


Рецензии