Встречи с музыкой. Иоганнес Брамс
Иоганнес Брамс – композитор-мудрец. Он ведёт разговор с самим мирозданием!
Лучший друг и собеседник Брамса – собственная музыка!
Музыка Брамса – это философия жизни в нотах!
Брамс – композитор-мыслитель, чья музыка является результатом серьёзной внутренней работы.
Брамс – странный композитор: пишет музыку не душой, не сердцем, не интеллектом, а глубоко чувствующей женской плотью, данной ему от природы.
Брамс – философ с пламенем страстей в груди. Его музыка либо созерцает мир, либо бушует, как океан.
Музыка Брамса имеет четыре области чувств и мыслей:
1. философское созерцание;
2. целомудренная лирика;
3. порывы страстей,
4. стихия народного танца.
2. Стиль
Без нескольких счастливых мелодий, созданных Брамсом,его музыка померкла бы навсегда.
Просветлённый романтизм Брамса очищает и успокаивает душу.
Уравновешенного Брамса любят те, кто готов следовать за его глубокими мыслями.
Музыкальная композиция Брамса держится на виртуозной мотивной разработке.
Оркестровые фактуры Брамса прозрачны, как тихое утреннее озеро, на дне которого видишь каждый камушек, каждую ракушку.
Музыкальные картины Брамса настолько яркие, что невольно представляешь себе усадьбы, селения, хутора по берегам спокойно текущего Дуная.
Иногда Брамс тривиальную музыку заключает в совершенные классические формы, отчего она кажется убедительной.
Брамс – мастер преобразования банальной музыки в настоящее искусство!
3. Интеллект и эмоции
Брамс – интеллектуально-эмоциональный композитор: он руководствуется либо логикой, либо чувствами.
Интеллект Брамса подобен интеллекту учёного-орнитолога в музыке.
Интеллект Брамса укрощает строптивые эмоции.
Брамс – рационалист-лодочник в опасной стремнине чувств.
В музыке Брамса интеллект управляет эмоциями, либо давая им волю, либо заключая в клетку.
В музыке Брамса интеллект сопровождает эмоции, иногда предоставляя им полную свободу.
Порой страсть, как огненная лава вырывается из оков сдержанной, рационалистической музыки Брамса. Тогда он всецело отдаётся эмоциям, цыганско-венгерской чувственности.
Когда музыка Брамса эмоционально взволнованная – это весеннее половодье, когда она интеллектуально сдержанная – её автор предстаёт, как музыкальный алхимик. Чтобы скрыть неблаговидную роль интеллекта, Брамс надевает маску глубокомыслия.
4. Лирика и любовь
В одухотворённой лирике Брамс воистину гениален, в частности, во 2-й части Первого фортепианного концерта и в 3-й части Третьей симфонии.
Фортепианная музыка Брамса трогает возвышенной лирикой. Она предназначается скорее для голоса или скрипки, нежели для рояля.
Можно не любить музыку Брамса, но нельзя отказать ему в кристально чистой лирике.
Лирика Брамса прозрачна и тверда, как алмаз.
Брамс – великий композитор в тех случаях, когда его лирика достигает высот небесной чистоты и нежности.
В симфонической лирике Брамса выражается вся глубина и вся полнота чувства любви.
Брамс – замкнутый в себе лирик: его любовь покоится в глубинах Рейна.
Мало кому из композиторов удаётся создать бессмертную мелодию любви. Среди таких счастливцев – Брамс.
Нежная и скорбная мелодия из Третьей симфонии Брамса выражает печаль по несбывшейся любви. Эта мелодия – символ Божественной красоты в музыке!
Страстность и нежность определяют характер музыки Брамса. Он желает любить властно и непререкаемо, но часто невольно отдаётся прекрасному чувству, даже тогда, когда прощается с женщиной одним лишь нежным прикосновением к её руке.
Задержав взгляд на Кларе Шуман, Брамс испытывает величайшее наслаждение. Тогда он словно готов сказать её мужу и своему другу Роберту Шуману: «Любовь – на миг, верность – навсегда!»
Как цветок, засушенный в книжке, пробуждает воспоминания о былом счастье, точно так же лирическая мелодия Брамса тревожит сердце мыслями о несбывшейся любви.
5. Параллели
В лучших мелодиях Брамс достигает лирико-трагедийных высот сонетов Франческо Петрарки.
Брамс и Петрарка заключают в строгую классическую форму пламя страстей.
Во французской живописи XIX века работают два антипода – классицист Жан-Огюст Энгр и романтик Эжен Делакруа. Но можно задаться вопросом, сколь труден путь художника, совмещающего в творчестве оба метода? Таким классическим романтиком или романтическим классиком является композитор Брамс.
Классицизм Брамса – это талантливая перелицовка музыки Людвига Ван Бетховена.
Не скажешь, что Брамс создаёт собственную оригинальную музыку, – он перевоссоздаёт на новый лад музыку Бетховена и Шумана.
Брамс обладает сильным бетховенским духом и нежной шумановской душой.
Имея в творческом багаже четыре симфонии, Брамс сочиняет ровно четыре замечательные мелодии: две бетховенские, бетховенско-шумановскую и чисто шумановскую. Возможно, Брамс понимает, что его музыкальный гений – плод Бетховена и Шумана.
Классические черты музыки Брамса – от Бетховена, романтические – от Шумана. Как архитектор и строитель Брамс – Бетховен, как поэт – Шуман.
Ручеёк музыки Франца Шуберта бежит в озеро Брамса: там и здесь вода кристально чистая.
Лирика Феликса Мендельсона-Бартольди уносится в Небесные своды, Брамса – достигает высот перистых облаков.
Силой эмоциональных всплесков Брамс не уступает ни Францу Листу, ни Рихарду Вагнеру, хотя не является сторонником программной музыки. Они принадлежат к разным течениям романтизма.
В ранних произведениях Брамс по-шумановски взволнован и порывист. На пороге зрелости он – более сдержан, более вдумчив и рационалистичен, в нём появляется баховская мудрость: его дух постигает первоосновы жизни.
Шуман в романтической музыке интеллектуал, Брамс – мудрец.
Насколько эмоционально насыщена музыка Вагнера, настолько она сдержанна у Брамса.
У Петра Чайковского и Жюля Массне лирика сладострастная, у Брамса - целомудренная.
Брамс обладает редкой способностью переделывать чужую музыку в свою. Иоганн Себастьян Бах и Николо Паганини у него – брамсовские.
Классицизм Брамса эмоциональный, романтический. В этом отношении Брамс сопоставим с Петром Ильичом Чайковским.
Брамс для Чайковского – родной по духу антипод, что особенно неприятно осознавать автору «Лебединого озера».
Лирическая музыка Брамса и Александра Глазунова возвышенная, по-осеннему золотая.
Так называемая «чистая музыка» нивелирует конкретные чувства и переживания, которые превращаются в общий эмоциональный поток. Это происходит в творчестве немецких композиторов Иоганнеса Брамса и Пауля Хиндемита.
Свидетельство о публикации №216120100043