Встречи с музыкой. Антон Брукнер
Над музыкой Антона Брукнера простирается Всевышний.
Брукнер – композитор духовной мощи и непреклонного стремления к Отцу Небесному.
Симфонии Брукнера всей своей совокупностью образуют картину сотворения Божьего мира.
Для Брукнера природа – Божий храм, в котором человек возносит хвалу Творцу мира.
На музыкальной скрижали Антона Брукнера начертано: «Бог и Родина!
2. Империя
Собранные вместе симфонии Брукнера являются памятником Священной Римской империи.
Брукнер – австрийский колосс. В симфониях он создаёт миф о великой стране, обречённой на гибель. Вот чем объясняется трагедийный характер его музыки.
Тяжёлое, свинцовое небо над гибнущей империей – таково содержание Девятой (неоконченной) симфонии Брукнера. Композитор не завершает своё грандиозное творение, видимо, потому, что ещё не наступил роковой час для страны.
Брукнеру представляется, что Австрия, глядя в зеркало, поправляет императорскую корону в печальной задумчивости.
Музыка Брукнера передаёт красоту природы, изящество движений и жестов танцующих парна сельских праздниках.
3. Апокалипсис
Брукнер – пророк из народной среды, вроде старца Григория Распутина. Оба пользуются монаршим благоволением. Оба предвещают «конец света», с именами обоих связано падение империи! Немецкий композитор и русский «святой» предсказывают наступление апокалипсиса!
Симфонии Брукнера поднимают трудные и мучительные вопросы о судьбе родины – некогда великой державы. Проходят века славной истории, теперь же Австрия оказывается на краю пропасти.
Мощным органным звучанием, сотрясающим вселенную, нельзя предохранить страну от катастрофы! Видимо, Брукнер не понимает тщетность своих усилий.
4. Имена
Симфонический Антон Брукнер – антипод оперному Рихарду Вагнеру. Их грандиозные произведения имеют противоположную идейную направленность: Брукнер предчувствует близкий конец Великой державы, Вагнер осознаёт необходимость объединения немецких княжеств в единое государство. Не случайно Вагнер успевает завершить тетралогию «Кольцо Нибелунга», строит оперный театр, где осуществляет её постановку, тогда как Брукнеру не удаётся закончить монументальную Девятую симфонию.
Выдающийся органист Антон Брукнер продолжает баховские традиции создания нравственной и духовной музыки.
Антон Брукнер – композитор бетховенской воли и бетховенского духа, музыка которого взывает людей к разуму!
Антон Брукнер, подобно Сезару Франку, в первую очередь гений труда и настойчивости и только потом – гений музыки.
Антон Брукнер и Сезар Франк – корифеи глубокой, духовной музыки, выдающиеся органисты и мужественные борцы за собственное творчество, чья музыка признаётся общественностью только на склоне их жизни.
Симфонии Антона Брукнера и Густава Малера венчают эпоху романтизма в музыке. Духовный мир композиторов – это торжество царственной природы, гимн человеческой свободе. Их дух обнимает Божественно совершенное и прекрасное мироздание.
В симфониях Антона Брукнера оркестр органный, а не оркестровый. Австрийский композитор – плоть от плоти – органист. Напротив его соотечественник Густав Малер – гений оркестра!
Австрия, её великое прошлое и трагическое настоящее – таково содержание грандиозных симфоний Антона Брукнера и Густава Малера. В симфониях Брукнера отображается трагедийный, Малера – экспрессивно-трагедийный героизм. Дистанция между ними огромная, ибо разница их возраста составляет 36 лет. Музыка величия духа позволяет Брукнеру прожить 72 года, творчество Малера, утратившего идеалы, сводит его в могилу в 50 лет. Нельзя отрицать связь между судьбой композитора и эпохой, в которой он живёт.
В симфониях Антона Брукнера звучат трубы отчаяния, Александра Скрябина – трубы борьбы и надежды!
Антон Брукнер и Эйтор Вилла-Лобос – геркулесовы столбы, за которыми открывается неведомый мир.
Свидетельство о публикации №216120100048