64-1. М. М. Шемякин о своей выставке 1967 года

НА СНИМКЕ: Картина Михаила Шемякина


Свои воспоминания о выставке в Доме учёных молодого художника Михаила Шемякина в декабре 1967 года я начну с его интервью, которое он дал искусствоведу Сергею Самойленко, когда приехал в Новосибирск на большую выставку «Миры Лисицкого» в качестве члена жюри [1].

Статья предваряется картиной Михаила Шемякина, название которой мне установить не удалось, она приведена на снимке.

Теперь отрывок из этого интервью:

С. Самойленко: Правда, что вы согласились участвовать в жюри конкурса только в память о Михаиле Макаренко, первом директоре картиной галереи Дома учёных Академгородка, где прошла ваша первая большая выставка?

М. Шемякин: Не просто директоре, хочу уточнить, но и создателе этой галереи. Без него не было бы ни галереи, ни всех тех выставок, которые там прошли за очень короткое время в конце 60-х — Филонова, Фалька, Эль Лисицкого, моей, наконец.

С.С.:Все, кто вспоминают о Михаиле Макаренко, называют его авантюристом, сравнивают то с Остапом Бендером, то с графом Калиостро. Как вы с ним познакомились?

М.Ш.: Миша был уже хорошо известен в среде коллекционеров, а у меня тогда прошла сначала первая выставка — крошечная, в редакции журнала «Звезда», и тоже появилась какая-то известность в андеграундных кругах. И результатом этой известности стало то, что местный Союз художников начал требовать расправы надо мной — именно художники, а вовсе не КГБ.

И в тот момент появился Макаренко, посмотрел мои работы и сказал, что сделает персональную выставку в Сибири. Я, конечно, не поверил. Но работы дал. И через некоторое время получил телеграмму от руководства Сибирского отделения Академии наук — меня приглашали в Новосибирск на открытие моей выставки, обещали оплатить дорогу на самолёте, говорилось о гостиничном номере с видом куда-то... Естественно, я был поражён.

Я работал чернорабочим, и для меня тогда полёт в Сибирь, гостиница — это было совершенно нереально.

Я радостно рассказал о приглашении супруге, но буквально через десять минут в коммуналку, в которой я тогда жил, из Новосибирска позвонил Макаренко и сказал: «Как ты понимаешь, это всё — полная ерунда, туфта. А телеграмма — чтоб ты мог просто показывать эту бумажку с печатью. На самом деле денег у нас нет, гостиницу тебе никто не заказывал, но бумажку держи у себя — она тебе пригодится при очередных обысках».

Поэтому я в Новосибирске на открытии своей выставки не был.

Михаил Шемякин рассказывал эту историю не один раз.

Продолжение следует:  http://www.proza.ru/2016/12/01/488
------------------------------------------
   1. Статья искусствоведа С. Самойленко «Отовсюду прёт город Глупов» опубликована на сайте интернет-издания «сиб.фм» 17 января 2013 года:


Рецензии