67-5. Офорт Покаяние Раскольникова
Наконец, произвёл на меня сильное впечатление рисунок «Покаяние Раскольникова»
Он лежит лицом вниз с распластанными руками, а толпа смеётся над ним. Она не принимает смерть…
Возможно, я запомнил всё это, потому что на рисунках был мой чёрно-белый Петербург: мой до боли, с его чернильным небом и темными водами Невы.
Впоследствии мне попалась на глаза фраза Д.С. Лихачёва: «Искусство Шемякина – это искусство обнажения», – и я подумал, что это как раз об этих иллюстрациях к Достоевскому.
Ведь самую-самую глубину русскую ассоциируют с Достоевским, не боявшимся показывать в русском самое чёрное, но – во имя самого светлого. А Шемякин же поступает наоборот!
И ещё одна мысль мелькнула у меня тогда. Если Достоевский не боялся показывать всё самое чёрное, что есть в душе, то вот, этого-то, пожалуй, у Шемякина и нет!
Написав всё это, я решил проверить мои воспоминания и спросил Римму Алексеевну Немировскую, что она помнит об этой выставке. И она помнила!
Проходила выставка на 2 этаже, в фойе Малого зала. Экспозиция, как я помню, выглядела так: справа, по ходу лестницы, т.е. напротив окон – живопись и графика; по-моему, там же – иллюстрации к Достоевскому.
А в самом фойе – большие полотна «Мяса».
То, что это была его, 25-летнего, первая персональная выставка, известно.
Из 150 (где-то прочла) привезённых работ была представлена часть из них, определял, что показать, наверное, Макаренко.
Память Риммы Алексеевны удивительна ¬ ведь прошло 50 лет с момента проведения этой выставки, а она даже помнит, где и что висело!
Я обратился ещё к нескольким людям, побывавшим на выставке, но больше никто никаких деталей не помнит.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/12/01/581
Свидетельство о публикации №216120100571