70. Ленинград годы учёбы и становления

С Санкт-Петербургом у художника связано многое:

– Петербург воспитал меня как художника и человека. Помог создать свой мир – мир карнавалов, мир моих натюрмортов, который зарождался во мне в те далёкие шестидесятые годы, - говорит он.

Здесь он учился в средней Художественной школе при Академии художеств и был отчислен из неё ввиду того, что «его художественное мировоззрение не соответствовало нормам социалистического реализма».

Приведу рассказ Шемякина на радио «Свобода» в 1975 году о ленинградском периоде его жизни:

Михаил Шемякин: Моя творческая судьба сложилась так, что я пошёл работать сначала почтальоном, потом грузчиком в Ленинграде. В общей сложности я проработал 9 лет на уличных работах. Я работал грузчиком-такелажником в Эрмитаже пять лет, до Эрмитажа я работал дворником, а по ночам я занимался живописью. Перед своей первой выставкой я был вызван в Комитет Государственной Безопасности по заявке Союза художников.

Фатима Салказанова: Эта первая выставка должна была состояться где?
Михаил Шемякин: Это выставка состоялась. Она состоялась в Клубе журнала «Звезда»

– они организовывали выставки молодых художников, в частности, два раза они организовали мою выставку. А перед выставкой я был вызван, как я уже сказал, в Комитет Государственной Безопасности, со мной беседовало несколько сотрудников, задавали абсолютно глупые вопросы, в основном, на тему современного авангарда, на тему религиозных моих убеждений, и на следующее утро я был помещён в психиатрическую больницу на полгода на принудительное лечение.

Фатима Салказанова: До вашей первой выставки?

– До первой выставки, да.

Фатима Салказанова: Несмотря на это выставка состоялась?

– Да. После того, как я вышел, у меня было шесть выставок в России и все шесть были арестованы. Приблизительно на второй или на третий день. Выставки всегда были запрограммированы на две недели организаторами выставки, а закрывались они сотрудниками госбезопасности, по заявке Союза художников, на второй на третий день. Самая скандальная была выставка в Эрмитаже в 1964 году, когда работникам хозяйственной части, такелажникам, предложили выставиться на встречу юбилея Эрмитажа. Когда мы выставили наши полотна, выяснилось, что день вернисажа совпал с годичным юбилеем выступления Хрущёва, когда он громил Манеж, и наша выставка была объявлена «идеологической диверсией». Когда мы пришли утром в Эрмитаж, мы увидели только верёвочки от картин - всё было срезано и увезено в неизвестном направлении.

Фатима Салказанова: Эти картины возвращались вам потом?

– Да, спустя несколько месяцев нам их вернули в потрепанном состоянии.
Фатима Салказанова: Как вам объясняли, почему закрываются выставки?
– Обычно нас вызывали в КГБ и говорили, что наша выставка является «идеологической диверсией».

Фатима Салказанова: Но люди, которые разрешали эти выставки, не несли ответственность?

– Люди несли ответственность. В частности, директор Эрмитажа Артамонов был снят через неделю после закрытия нашей выставки со своего довольно значительного поста. А те люди, которые оставили свои отзывы, большей частью восторженные, КГБ изъял у нас эту книгу отзывов, и люди получали выговоры, а некоторые снимались с работы прямо по этой книге отзывов. Вы хвалили – так извольте получить.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/12/01/622


Рецензии