72. Альманах Аполлон-77

НА СНИМКЕ: Обложка Альманаха "Аполлон-77"


Живя в Париже, Михаил Шемякин сумел издать альманах «Аполлон 77», который стал, как пишут, коллективным манифестом русского художественного «андерграунда».

Его выход называют самой громкой художественной акцией Третьей волны эмиграции. На его обложке рисунок Шемякина: человек с содранной кожей, рот которого завязан его же сухожилиями и только несчастные глаза вопят о боли и насилии.

Михаил Шемякин проделал титаническую работу: подготовил, проиллюстрировал и даже сам оплатил издание альманаха. У эмигрантов первой волны он вызвал бурю возмущения. А в СССР посчитали его выпуск опасным для режима. Поэтому типография, где должен был печататься альманах, сгорела посреди ночи.

Тем не менее, в начале 1977 года избежавший пламени Аполлон попал в руки читателей. И он останется в истории как памятник советскому авангарду, нонконформизму, подпольному искусству и несломленной литературе.

Одна из статей альманаха посвящена Михаилу Яновичу Макаренко, который к тому времени освободился из мест заключения и был выдворен из СССР. Статья, видимо, была написана под рассказы Михаила Макаренко о себе, а он явно выступал под Барона Мюнхгаузена.

Я упоминаю об альманахе и статье, прежде всего, потому, что в нём рассказывается коротко и о первой персональной выставке Шемякина, которая была проведена в новосибирском Академгородке.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/12/02/527


Рецензии