УАЗ, УралАЗ и ШААЗ 75 лет в строю

       Три почтенных автозавода празднуют своё 75-летие: Ульяновский, Уральский и Шадринский. 30 ноября 1941 решением Государственного комитета обороны станки с московского Завода имени Сталина было решено отправить в Ульяновск, Миасс  и Шадринск. Спустя некоторое время на свет появились УльЗИС, УралЗИС и Шадринский Автоагрегатный Завод.
История трёх заводов началась с Захара Иваныча — советского грузовика ЗиС-5.
Ульяновск собирал грузовики с 1942 по 1946, Миасс — с 1942 по 1944.
       УралЗИС-5 воевал на фронтах Великой Отечественной, а УралЗИС-355М, выпускавшийся с 1958 по 1965, принимал самое активное участие в освоении целинных земель Урала, Сибири и  Казахстана. В 1962  завод изменил название с «УралЗИС» на «УралАЗ». В 1966 — награждён орденом Трудового Красного Знамени. А 21 января 1986 был выпущен миллионный автомобиль.
       Отдельно хотелось бы выделить всем знакомый Ульяновский. Не все помнят, что всё начиналось с грузовика. Сначала здесь делали запчасти к ЗиС-5, потом в 1944 собрали УльЗИС-253. С 1954 начался выпуск ГАЗ-69, С 1966 — легендарную «буханку», а с 1972 с конвейера сошёл УАЗ-469. Темпы производства постоянно увеличивались, и уже в феврале  1974 с конвейера сошёл миллионный автомобиль. Его собирали и во Вьетнаме, и на Кубе, и… в США! В городе Пасадина. В 2003 на смену «Козлику» пришёл Hunter, а в 2005 к нему добавился Patriot, заменивший большинство устаревших автомобилей на государственной службе. Дважды в 1966 и 1976 Ульяновский завод был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
       Россия гордится своими внедорожниками, способными проехать по любому покрытию. Они несут доблестную службу в рядах вооружённых сил и даже поставляются на экспорт. В особо удалённых районах выполняют функции машин Скорой Помощи, а на севере ещё и маршруток. 
История ШААЗ менее известна, но не менее важна для нашей страны. Здесь, в городе Шадринске Курганской области производили радиаторы, подогреватели, отопители для грузовиков, а также боеприпасы для фронта! Выпускаемая продукция поставляется на «КАМАЗ», АЗ «Урал», «МАЗ», «ГАЗ», «ПАЗ», «ЗИЛ», «УАЗ», «ЛиАЗ», «КАВЗ». А с 2014 Шадринский завод создаёт цех по модернизации тепловозов.
       Вот такая история. Три юбиляра. Три русских богатыря. Всех, работающих и работавших, всех, кто сидел за рулём УАЗов и УРАЛов, поздравляю с памятной датой, 75-летним юбилеем наших замечательных автозаводов!

Опубликовано на портале "Наследники Победы" 2.12.16


Рецензии