Александр Нилл Школа Саммерхилл - воспитание свобо

На книгу «Саммерхил» я наткнулась совсем не случайно. Самой лучшей рекомендацией к прочтению стали цитаты, приведенные из книги моим другом в разговоре о воспитании детей. В книге говорится об образовательном учреждении, наверное, единственном в своем роде, где у детей есть возможность быть самими собой, воспитываться и получать образование в условиях самой настоящей свободы и самоорганизации. Прочитав эту книгу, я была просто поражена тем, насколько отличались мои представления о воспитании, навязанные авторитарным обществом, от методов воспитания, описанных автором.
 
В этой школе, основанной Александром Ниллом в 1921 году в Англии, изначально воспитанниками были преимущественно так называемые «трудные» дети, самые отъявленные хулиганы, воры и поджигатели, не желающие учиться. В процессе воспитания они становились во всех отношениях психически здоровыми, интересными и по-настоящему любознательными ребятишками. Здесь приводятся конкретные примеры конкретных детей, их психологические травмы и неврозы, из которых на протяжении достаточно долгого времени в «Саммерхиле» детей старались вывести.
 
Все взаимоотношения в этой чудесной школе построены на равенстве детей и взрослых, взаимном уважении и самоуправлении. Самоуправление в школе (я имею ввиду настоящее самоуправление) – это когда дети решают вопросы наравне со взрослыми и каждый голос важен. Нилл приводит массу примеров, когда его предложения не проходили на голосовании, так как ученики были против. Дети сами решают на какие уроки они будут ходить, что им одевать и как проводить свободное время. Персонал школы и дети общаются исключительно на «ты».
 
 Многие родители думают, что если дать детям полную свободу, то они не смогут получить хорошее образование, и не смогут устроиться в жизни. Но практика «Саммерхила» доказывает обратное. Наоборот, свобода и конкурентная среда между воспитанниками побуждает их обучаться самостоятельно, без пинков и наставлений. Автор советует родителям в первую очередь не путать свободу со вседозволенностью. Разница обычной школы и «Саммерхилом» в том, что «Саммерхил» выпускает людей, уверенных в себе, добрых и по-настоящему искренних, с определенным багажом знаний, которые им действительно были интересны, и которых они не забудут, когда после звонка пойдут на перемену. Такого мнение автора.
 
Сам Нилл говорит в своей книге «Не бывает трудных подростков, бывают трудные родители».  Он много пишет о детской психологии, и о том, как в период от самого рождения ребенок, получая неправильное воспитание, в условиях страха и подчинения взрослым, зарабатывает множество комплексов, сопровождающих его на протяжении всей жизни. Также Автор считает, что современное образование скорее направлено на подавление индивидуальности ребенка, а жесткая муштра убивает в маленьких людях любознательность, и превращает их в агрессивных, непослушных, неуправляемых «бесят» или наоборот забитых и тихих аутсайдеров.
 
Также в книге очень много внимания уделяется вопросу о детской сексуальности, разнообразных табу, запретам и унижениям, связанным с этой темой, которым подвергается ребенок во время взросления. Психолог считает, что из-за подавления сексуальности и недостатка сексуального образования в детстве у людей возникает множество неврозов, что приводит к различным дисфункциям. От комплекса кастрации, приводящем к импотенции в раннем возрасте до садистских наклонностей, связанных с сексом у мужчин, и фригидности и ненависти к собственному телу у женщин.
 
За 95 лет существования школы, не было ни одного случая драки между учениками, ни одного случая смерти или серьезного травматизма у детей. Скептически настроенная инспекция, после неоднократных проверок оставляла достаточно лестные отзывы. Инспектора были поражены искренностью, добротой и хорошими манерами учеников, что и отражалось в их докладах.  Школа никогда не прекращала свое существования. Дети выходили с довольно приличными показателями, и только один ребенок так и не посетил ни одного занятия, а это очень хорошая статистика.
 
Александр Сазерленд Нилл до 80 лет был директором в этой школе, после смерти автора школой заведует его дочь Зои. В книге описано много интересного о психологии детей, о том какие ошибки допускают родители и педагоги, и как их можно избежать. Его взгляд на обучение и воспитание является поистине новаторским и прогрессивным и на сегодняшний день. Многие вещи из его практики шокируют консервативных родителей и учителей и порицаются общественным мнением. Сам же Нилл считает, что консервативное образование является жизнеотрицающим, что несчастные закомплексованные дети не способны сделать наш мир гуманнее и лучше, когда станут взрослыми. Он возлагает надежды на новое поколение, более свободных детей и родителей, счастливых и добрых. Так как по-настоящему счастливым может быть только свободный человек.


Рецензии