Сказочная быль

Маленький Костя сидел на берегу небольшого пруда. Чего он там делал? Рыбу ловил целый день, а сейчас чего-то пригорюнился и просто мечтал, глядя на бесшумную гладь воды.
Квакали лягушки, начинали кусать комары и мальчик быстро смотал удочки и потопал домой.
Впереди был лесок. К нему вела исхоженая-перехоженая тропинка. Вечер быстро вступал в свои права и пока мальчишка доковылял до первых деревьев лесной тропки, вокруг стало темно, и даже немного страшно.
Но, Костя был смелый мальчик. Он вошел в лес... прошёл метров десять... испугался и присел прямо на тропинку, на корточки. Так страшно ему ещё никогда не было. Что называется — жутко.
Костя заплакал. Не столько от страха, сколько от обиды. Он считал себя смелым, а тут, такая неприятная история. Расскажи он кому в классе, что испугался темноты, его засмеют. Но он испугался темноты. Он вообще боялся темноты. Говорят, что у всех есть свои слабости. Так вот у Кости была темнота.
В темноте жили чудовища, привидения, злые ведьмы и разная нечисть. Так ему казалось. И вокруг как раз было темно... А сверчки вокруг, как назло, так громко трещали, что аж в ушах стоял писк и скрежет...
Как назло дома никого не было. И Костя точно знал, что искать его не пойдут. Папа и мама уехали в город, бабушка была старенькая и вообще жила не с ними, а на другом конце посёлка. А друзья вряд ли спохватятся заблукавшего десятилетнего мальчишку в тёмном леске...
Эх... страх совсем овладел и телом, и душой, и Костя не мог даже пошевелиться....
- Эй... ты чего тут расселся? - услыхал Костя сзади и чья-то рука коснулась его плеча.
- А! - вскрикнул Костя и подскочил.
Ему в прямо в лицо смотрели весёлые глаза кудрявого мальчишки, которого ярко освещал лунный свет.
- Ты чего? - рассмеялся мальчик, держа в руках самодельную удочку и ведёрко, а котором плескались серебристые краснопёрки.
- Ой... прости... я не хотел тебя напугать... - заговорил Костя, пытаясь найти в темноте свой новенький спиннинг.
- Да ладно тебе, - сказал мальчик и протянул Косте его потерянную вещь, - ты не это ищешь?
- Это, - кивнул Костя благодарно, - спасибо... я не видел тебя на пруду.
- Ой, а я тебя не видел, и что с того?
- А ты где столько наловил? - указал Костя на ведёрко.
- На пирсах, в камышах, - ответил мальчик.
- Мда... - вздохнул Костя, - а я на мыске только двух мальков поймал. И отпустил. И так целый день.
- Целый день??? - рассмеялся мальчик, - ну на мыске можно только старый сапог вытащить!
- Ага... - вздохнул Костя и мальчики медленно пошли в сторону посёлка, - а ты наверное приезжий? Из города?
- Нет, - сказал мальчик, - я тут живу. В посёлке.
- А почему я тебя не видел? Ни на улице, ни в школе. Я со всеми дружу. Или ты не ходишь в школу?
- В школу? В которую школу? Ту, которая за пригорком, или при синагоге?
Костя остановился.
- Ты вообще о чём...
- Ну ты спросил, хожу ли я в школу? - так же остановился мальчик и глянул на Костю.
- Ну да... но у нас только одна школа... И про пригорок... ты имеешь ввиду Комсомольскую Горку?
- Какую ещё Ком.. Комсо-моль-скую, - еле выговорил мальчик, - пригорок, он Малой Могилой зовётся, отродясь....
Костя начал подумывать, что его новый друг немного со странностями, или много знает, или он сам, Костя, совсем ничего не знает о том, что происходит в его родном посёлке.
- Я не знаю, - ответил Костя. - бабушка называет его Комсомольской Горкой, и в школе учительница его называет Комсомольской Горкой.
- Гм, - усмехнулся мальчик, - к нам приехала учительница? Надо сказать папе, что теперь можно и Розу, мою сестрёнку, учить. Я не думал, что пан Людвиг долго будет один работать. Детей много, он не справляется один, чтобы уследить за нами всеми.
- Пан... Людвиг? - совсем было ушло в пятки сердце Кости, но он отмахнул дурацкие мысли и мальчики пошли дальше.
- А ты кто? - спросил мальчик, - я ведь тоже, раньше, как-то не замечал тебя.
- Да я... я живу тут. Меня Костя зовут.
- А меня Яков, - помахал ладошкой мальчик, - а кто твои родители? Я их знаю?
- Наверное, - кивнул Костя, - папа на тракторе работает, а мама дояркой на ферме.
- Ух ты! - обрадовался мальчик, - так Януш твой отец? Вот не знал... надо папе сказать, что у Януша и и тёти Брони есть сын! Я рад с тобой познакомиться!
- Я тоже... - улыбнулся первый раз, за всё это время Костя.
Костиного отца звали Ян Сергеевич, а маму Бронислава Станиславовна. Костя успокоился. Его друг был не сумасшедший, но немного странный...
Мальчики шли и разговаривали обо всём на свете, шутили, и Костя совсем перестал бояться. Впереди показались огни посёлка. Мальчики вышли на пригорок, откуда, ночными огнями, как новогодняя иллюминация, светился родной посёлок...
- Красиво, - прошептал Костя
- Очень, - согласился Яков...
- Видишь, как огни светятся? Это Боруны себе поставили зелёные фонари во дворе, чтобы глаза не болели от яркого света.
- Боруны? Так там вроде некому ставить. Старая баба и куча детворы.
Костя удивлённо посмотрел на Якова.
- Почему? Дед, тётя Маша, дядя Сергей, Лизка и Рита, и детей... у них нет детей...
Яков нахмурился.
- Ну что ты говоришь такое... Всевышний благословил Борунов...
- Т... ты странно говоришь как-то, - ответил Костя, - ну да ладно.... Я про огни хотел.... я просто сказал, что посёлок красиво с горы, ночью, светится...
- Наш посёлок? - удивился Яков, - да о чём ты вообще? Он только лунным светом ночью подсвечен. Красиво, да, вон башенка на синагоге. Будто серебром горит.
- Но у нас нет синагоги... - удивился Костя.
- Как же нет? Глянь туда? Видишь, на площади, возле базара! - Яков указал на посёлок и повернул Костю лицом в сторону, куда указывал.
- На площади только автостанция, и два магазинчика... - опустил глаза Костя.
- Но у нас не два магазинчика! У нас ведь только сапожника два, и у них по лавке. А ещё кожевник дядя Абрам, портные дядя Миша и дедушка Лейзор, пшеницей и мукой торгует мельник, дядя Лев со своим сыном. А пекари? Ты разве не покупаешь булочки у пекаря,  дяди Рувима...
- Ты о чём? - прервал его Костя... - я никогда не слышал этих имён...
- Ой... да ты, наверное, болен? А я тебя так... - извиняясь проговорил Яков.
- Нет! Я не болен! - чуть не вскрикнул Костя. - кто ты?
- Я живу тут... с мамой, папой и сестрёнкой... наш дом на Рогу... там... - показал Яков на излучину реки, где она круто гнулась, образуя небольшой полуостровок.
- Но там ничего нет! Там только пустырь и... и руины... - отступил Костя.
- Да о чём ты говоришь! - подступил к нему мальчик и подтянув к себе, снова повернул лицо Кости в сторону излучины, - глянь, вон моя мама вышла от коровы, несёт молоко домой, ждут ужинать. Видишь? У нас самый большой дом на посёлке!
- Я не вижу там ничего... там пустырь... и руины... - ответил Костя.
Он посмотрел на своего странного друга и показал рукой на посёлок.
- Видишь те красные огни, на вышке, которая стоит на площади и самая высокая в нашем районе?
- Где? - удивился мальчик.
- Ну вон же! Вон она! - Костя указывал Яковы на вышку сотовой связи, стоящую прямо посреди посёлка, горящую красными сигнальными огнями для вертолётчиков.
- Я не вижу ничего... посёлок тёмный... там отродясь никакой вышки не было. Только синагога...
- Да нет там синагоги, уже с сорок первого года!
- Какого года? - переспросил Яков.
- Одна тысяча девятьсот сорок первого! - чуть не закричал Костя.
- Гы... - то ли усмехнулся, то ли всплакнул Яков, - до сорок первого ещё три года...
- Что? - не понял Костя
- Три года ещё, до сорок первого. Какой сейчас год? Ты хоть знаешь? - спросил Яков.
- Две тысячи шестнадцатый!
- Что? - Яков отступил и выронил удочку.
- Две тысячи шестнадцатый... завтра двадцать второе июня, - повторил Костя.
Яков оглянулся на излучину, потом глянул на посёлок...
- Наверное Всевышний... наверное он. Зачем-то познакомил нас...
- Я слышал, что такое бывает, - ответил Костя.
- А что будет в сорок первом? - спросил Яков.
- Придут немцы и всех убьют... - проговорил Костя, и крик вырвался у него из груди, - вам надо бежать! Уезжайте, на восток, в Россию! Аж за Москву!
- Не кричи, - тихо ответил Яков, - мы ещё увидимся?
- Наверное... - ответил Костя, - если ты придёшь.
- А ты?
- А я не знаю как...
- Увидимся, - улыбнулся Яков и пошёл в сторону излучины, медленно превращаясь в ночной туман...
Костя проводил взглядом своего исчезающего друга и вдруг, сорвавшись с места побежал домой. Едва он коснулся ручки калитки, как сильный взрыв отбросил его назад... Мальчик упал на дорогу и приподнявшись увидел, что освещён ярким пламенем... Его дом горел. Весь. Крышу разнесло, а к дому сбегались соседи... Чьи-то руки подняли его оттянули подальше от горящего дома...

Утро...
Костя проснулся у бабушки, которая охала, ахала, причитала и в конце-концов присела рядом на кровать.
- Не могу представить, что бы могло быть, приди ты домой на одну минутку раньше, - сказала бабушка.
- Я не виноват... - чуть не заплакал, вспомнив все свои ночные приключения, мальчик.
- Да уж отругать бы надо, да тут не отругаешь, - ответила бабушка, - родители уже едут... Так что снова вся семья будет жить вместе. Пока дом не построите новый.
- А что случилось? - спросил Костя.
- Газ взорвался. Я ведь всегда говорила, что надо перекрывать газ, когда уезжаете, уходите. Ну да ладно... приедет мать — всё ей выскажу!
- Не надо... - испугался за маму Костя
- Да ну что там, - охнула бабушка, - наверное ты прав. Её сейчас пожалеть надо. Такая беда... Уж я то знаю, что значит, когда ни кола у тебя, ни двора, когда всё было и ничего не стало...
Костя только вздохнул и присел рядом с бабушкой.
Бабушка погладила внука по голове.
- Ну и где тебя носило?
- На пруду... - ответил Костя, - рыбу ловил.
- В пруду рыба?
- Угу... - кивнул мальчик и посмотрел на комод, где стояли старые фото.
Костя подскочил и схватив одну фотографию, подбежал к бабушке.
- Кто это!? - сунул фото бабушке в руки мальчик.
- Да угомонись ты, - взяла аккуратно фотографию бабушка, - это мой брат...
- Яков? - спросил Костя.
- Откуда ты знаешь? - глянула на внука бабушка, - я никогда тебе о нём не рассказывала.
- Так расскажи... - присел Костя возле бабушки.
- Он умный мальчик был, шустрый, вроде тебя. Вы даже похожи с ним, чем-то... Помню он рассказывал, что видел ангела, который всем сказал бежать...
- Стой, бабушка! - остановил её Костя, - ангел был! Он сказал всем бежать за Москву! Верно? Твой брат пришёл домой ночью, как и я, с пруда, с полным ведром краснопёрки, после того как.. как твоя мама принесла молоко... И ещё, у вас был самый большой дом на нашем посёлке и... и жили вы на Рогу, на излучине.... Верно?
- Откуда ты это знаешь? - глянула на внука бабушка, - матери я никогда не рассказывала ни про брата своего. Ни про то что мы жили там... про то что руины, это дом моих родителей...
- Что было дальше? - вопрошая присел перед бабушкой Костя.
- А что дальше было? - вздохнула бабушка, - Яшу сочли сумасшедшим.... и отправили в больницу, куда-то в Польшу... Больше я его не видела...
- Мне надо... - подскочил Костя, одеваясь на ходу.
- Ты куда? Ты тоже умом тронулся, как и твой дед? - подскочила бабушка следом за внуком.
- Я скоро вернусь! - только прокричал Костя с улицы и побежал на место ночной встречи...
С горы открывался вид менее красивый, чем он есть ночью, но не менее торжественный. Горелой раной зиял взорвавшийся дом родителей Кости.
Мальчик стоял и ждал... глядя на посёлок...
- Приди.... приди-приди-приди, - шептал Костя, зажмурив глаза и сжимая кулачки. - ну пожалуйста, дедушка...
Так прошло по часа... Потом ещё пол часа... Ещё пол часа... Наконец Костя увидел, как по пригорку поднимается бабушка, а с ней ещё несколько человек.
Мальчик сбежал вниз.
- Бабушка..! Ну зачем! Ты же старенькая...
- Здравствуй, Костя... - услышал он в ответ и остановившись, увидел рядом с бабушкой высокого старика, за которым прятался  маленький мальчик, а рядом стояли молодой парень и мужчина возраста Костиного папы.
- Ты не узнаёшь меня? - спросил старик.
- Яков? - переспросил Костя.
 - Подумал, что двадцать второго июня две тысячи шестнадцатого года, ты придёшь именно сюда. И не ошибся, - ответил старик.
- Так ты жив..? - ответил Костя.
- Конечно! - улыбнулся Яков, - я привёз показать тебе всех тех, кто родился только благодаря тебе. Ведь сегодня ночью ты спас жизнь очень многим людям...
Костя подошёл к старику и обнял его.
- Спасибо тебе... Яков...
- А мне за что?
- Если бы не ты... - начал было говорить Костя, но вдруг подумал совершенно о другом
- Но ведь ангел был? - улыбнулся мальчик глядя Якову в глаза, - и я знаю кто был этот ангел!
- И кто же?
- Ты...

Мудрец сказал, что тот кто спас одну жизнь — спас целый мир...

Все имеют свои... нет, не названия, а имена.  Все были названы по именам в те времена, которые и не дошли до нас в нашей памяти. И были забыты, как забудутся имена не помнящих...
Давайте же всех и вся назовём по именам...
Давайте же помнить то, что забыто и не забывать то, что мы помним...


Рецензии
Просто. И довольно размыслительно.

Иллайя Исмаил   02.12.2016 14:22     Заявить о нарушении