Автору нужен редактор

Я издатель. Издаю книги с 1994 года. Имею опыт работы в крупном издательстве.  В 1998 году я зарегистрировала своё ООО и начала издавать книги самостоятельно. За эти годы мне удалось не только выпустить в свет сотни изданий, но и обрести устойчивый статус,  потому что ещё и типографию приобрела за эти годы. И на сегодня имею возможность издавать качественные книги по очень доступной цене.

И все бы хорошо, но сегодня мне не повезло: состоялся очередной разговор с заказчицей. Она уже несколько лет издаёт литературный альманах «в авторской редакции».  Что такое авторская редакция — все читатели знают не понаслышке, многие сами практиковали — это проверка орфографии в World или «Орфограммке», или в другой доступной автору программе. Спасибо, конечно, авторам этих разработок. Без них было бы гораздо хуже. Но и с ними не здорово. Практически все программы, прекрасно справляются с орфографией. Загруженные электронные словари поддерживают сотни тысяч слов. Но они практически беспомощны, когда речь заходит о стилистической или пунктуационной правке текста.

И наши авторы надеются на это чудо техники. И многие уверены, что четвёрка по русскому языку в восьмом классе — гарантия грамотности. И мы получаем тексты в авторской редакции:
«Петр Алексеев и Надежда Федорова в себя вобрали судьбы нескольких человек. Которые были участниками тех событий.
Глава 1.
Петр спал. Чей - то голос звучал громче и громче. Он пытался проснуться, что бы прогнать страшный сон. Но сон возвращался к нему с неумолимой быстротой. Он за рулём машины, в составе колонны они медленно поднимались на гору. Ему казалось, высокие горы двигались навстречу ему, как живые. Поднимаясь на перевал, Петр почувствовал, дорогу подморозило, колёса машины буксовали. Он посмотрел на  лево, за обочиной глубокое ущелье. Ему было страшно. Машина, постоянно буксуя, медленно поднялась на перевал. Двигатель перестал надрываться, значит, дорога стала спускаться в низ. Петр дёргал ногами, стараясь нащупать педаль газа, тормоза, чтобы сбросить скорость. Перед ним шёл тягач на гусеничном ходу, на его глазах тягач пошл юзом. Петр остановил машину. Тягач выровнял движение. Пошёл медленно под гору. Колонна вошла в туннель.            
От выхлопных газов, особенно дизельных двигателей, в кабине нечем было дышать. Чей-то голос громко звучит в ушах, одеть противогазы». Это фрагмент повести, изданной в авторской редакции за счет автора.

На самом деле автор хороший. С богатым жизненным опытом. Пишет о том, что пережил сам. Читаешь, сердце сжимается. Но этот текст нужно дорабатывать. Он требует большой работы редакции. И до книги этому произведению ещё… работать и работать.
 
*****
Аргументы, которые авторы приводят в пользу нередактированных текстов, однотипные. Например: «Мама и жена читали — им очень понравилось». Вариации: друг или подруга, или коллеги по работе… Опасно доверять судьбу детища своего — литературного труда — близким и любящим вас людям. Когда они читают ваш труд, то просто гордятся тем, что Вы писатель, а также чувствуют свою причастность, как вдохновителей. Мнение их даже не субъективно. Они заинтересованные лица.

Разумеется, отсутствие корректорской правки — это первое, что бросается в глаза читателю произведения, выпущенного «в авторской редакции». Все остальные огрехи ложатся на автора произведения.

Я попробую кратко описать, в чём состоит польза редактора не только для автора, но и для книги в целом.

Современный редактор в издательстве — это специалист, который охватывает все процессы и действия, обеспечивающие не только создание, но и распространение книги. Все действия редактора подчиняются некоторой системе, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В работе над книгой редактор формирует редакторскую концепцию издания. Концепция возникает в результате аналитической и методической работы редактора над книгой.
 
В процессе обоснования концепции редактор, по сути, выступает в роли проектировщика книги. Далее, с учётом этой концепции, он оценивает авторский оригинал произведения и ведёт работу по его совершенствованию. С участием художественного редактора, художника-оформителя решает вопросы иллюстрирования и оформления книги. Осуществляет необходимый состав книжного аппарата и ведёт его подготовку: систематизирует элементы издания и формирует издательский оригинал. В работе над оригинал-макетом издания к работе привлекаются различные технические специалисты: корректор, верстальщик и  т. д.  Редактор ведёт редакционно-издательский процесс, добиваясь создания книги в соответствии с выработанной концепцией.

И не нужно думать, что роль автора в процессе подготовки книги к изданию сводится к роли молчаливого наблюдателя. Совсем нет! Работа над совершенствованием авторского оригинала ведётся совместно с автором. Все решения по изменению текста  принимаются солидарно с автором. Варианты: редактор предлагает — автор утверждает; автор предлагает — редактор утверждает. Бывают произведения, где автору впору ставить свою фамилию рядом с автором на обложке. Но редактор деликатно этого не делает. Разумеется, авторство достаётся только писателю. Более того, все внесённые правки в произведение редакцией, утверждаются автором в обязательном порядке, т. к.  несогласованные правки расцениваются российским законодательством как нарушение личного (неимущественного права) на неприкосновенность произведения. Это значит, что никто, в том числе и редактор, не может  без согласия автора вносить изменения. И редактор всегда помнит об этом.

Решение большинства издательских задач не может быть решено без согласования с автором. Редактор принимает участие в составлении плана-проспекта произведения, обсуждает иллюстрации, варианты оформления издания, оснащения книги справочным аппаратом и т. д. Кроме того, редактор совместно с автором вырабатывает программу продвижения книги, планируют совместные мероприятия по продвижению и пропаганде книги. Редактор согласовывает с автором рекламную политику книги.

После выхода тиража из типографии автор осуществляет контроль над заключением договоров о продаже книги, её присутствием в библиотеках.

Вы скажете, что не встречали таких редакторов? Увы, многие маленькие издательства сократили давно ставку редактора и приглашают для корректуры фрилансеров. Однако наше издательство по-прежнему придерживается культуры книгоиздания. Мы любим КНИГУ и уважаем АВТОРА.

И я очень сожалею, когда узнаю, что хорошие произведения, изданные автором в «авторской редакции за свой счёт» тихо пылятся и умирают где-нибудь в шкафу или под кроватью…


Рецензии