Z-мир. 16. Иерархия факторов реализации

Иерархия факторов реализации (или «производства»)

Прежде всего хотелось бы обратить внимание вот на что: универсальность качественного (т.е. добротного) понятия позволяет искать рекомендации по изучению и применению сразу для ВСЕХ вещей, входящих в объем понятия. Введение нами универсального понятия «реализация» (вместо «производства») позволяет найти универсальный подход, общую систему базовых правил для осуществления любой цели – изготовление материального продукта, сбыт готового продукта, разработка какой-либо теории, рождение ребенка, разрушение здания, принуждение, написание поэмы, рождение новой идеи, нахождение организационного решения и т.д. и т.п. При отступлении от этих общих правил возникает большой риск того, что цель не будет реализована. Конечно, каждая конкретная цель требует для своей реализции и сугубо специфических средств, но, тем не менее, универсальный подход сразу дает нам готовую матрицу возможных решений – остается только заполнить уже логически обоснованные ячейки матрицы или программы. В решении поставленной нами задачи (нахождение универсального подхода к реализации) мы используем известные наработки в решении частной задачи реализации – материального производства как процесса изготовления материальных благ.

Общепринято, что в процессе материального производства участвуют три фактора: материал (сырье или полуфабрикат), инструмент (орудие труда) и труд. Попробуем эту формулу уточнить и распространить ее на реализацию («производство») любого целевого продукта (поскольку каждая новая вещь, появляющаяся по воле человека, реализуется, «производится»).

Вторая половина ХХ века позволила добавить к трем факторам производства еще четвертый, также основополагающий, – организацию (или управление). Без этой добавки традиционная политэкономическая формула применима лишь к примитивному простому производству-воспроизводству, где действия работника любого уровня от начала до конца запрограммированы (алгоритмизированы), а от управляющего производственным коллективом требуется лишь надзор за дисциплиной и количеством и качеством произведенной продукции.

Там же, где работник (имеющий хоть какую-то степень независимости в изменении своего процесса труда) или управляющий (также имеющий хоть какую-то степень независимости от вышестоящего руководства в изменении своего процесса труда) имеет свободу выбора производственных решений и он заинтересован в поиске лучших решений, он может использовать специфический интеллектуальный трудовой фактор – управление. Замечу, что может управлять не только поведением других людей, но и своим собственным, своей собственной деятельностью. УПРАВЛЕНИЕ – это выработка новых правил, предназначенных для изменения какого-то устоявшегося порядка и содержания операций.

Так вот, результативность сложного (индивидуального или коллективного) производства в первую очередь зависит от качества управления. Если в "развитом" капиталистическом государстве капитал в 10 млн. долларов дает прибыль в 10% годовых, то таким капиталом может управлять и «мнимый управляющий» (т.е. на основе заранее составленных инструкций; обращаю ваше внимание на интересный пример явления «отчуждения»: автор инструкций может быть уже мертв, а управление осуществляется!); посредственное управление дает 30%, толковое – 100, талантливое – 300, гениальное – 600% и больше. (Интересно, какую наибольшую норму прибыли достиг человек за всю историю?)

А так как способность к высокоэффективному управлению не дается человеку с его рождением, то эту вещь (способность, умение) приходится ему создать, произвести, для чего – в благодатных условиях –опять-таки требуются четыре вышеуказанных фактора.

При осознании этого процесса бросается в глаза как бы парадоксально экстраординарное обстоятельство (в математическом смысле в применении к множествам): для реализации способности к ТАЛАНТЛИВОМУ управлению (как цели) человек уже должен ею владеть – хотя бы в зачатке! К счастью, сознательное развитие управленческих способностей обладает свойством саморазвития: какой-либо уже освоенный организационный принцип на следующем витке развития организационных способностей включается в качестве инструмента в процесс реализации цели – «способности талантливо управлять».

Однако можно подняться на ступень выше: специально заняться выяснением того, как можно сделать темпы развития организационно-управленческих способностей максимально высокими. И этот, пятый, фактор производства – я его называю сверхуправлением – является решающим для производства самой сложной вещи – сверхвысокого интеллекта, позволяющего решать практически любые задачи (разумеется, в границах объективной возможности), в частности – строить адекватные модели личностей, обществ и цивилизаций (как земных, так и внеземных), находить наилучшие организационные модели общества, формулировать оптимальные цели, выявлять самые сложные закономерности развития мира, решать сложнейшие логические задачи, создавать новые алгоритмы управления.

Понятно, что сломать компьютер несравненно проще, чем его изготовить, а стереть с лица земли город несравненно легче, чем его построить. Поэтому по причине наличия инстинкта к осуществлению каких-либо изменений в окружающей среде дети часто выбирают самый легкий (псевдоэффективный) путь: не изготовить что-либо, а сломать, разбить, разрушить. Но сверхуправление лежит на противоположном «конце» психики, и овладение им требует от человека ценностных ориентиров, существенно отклоняющихся от врожденных инстинктов разрушения. Творческие возможности человека ограничиваются склонностью человека к власти и тщеславию, ибо властвовать гораздо легче, чем управлять (и потому властителей тьма, а управленцев не видно). Замечу также, что тщеславие и властолюбие легче развивается в обществе, где эти качества привлекательны для многих членов.

В основе сверхуправления (т.е. полносистемного управления – см. главу «Субстанции человека») лежит активный процесс творчества ВО ВСЁМ. Сверхуправление является чрезвычайно сложной системой. Неподготовленному человеку трудно судить о ее могуществе по отдельным элементам – это могущество становится очевидным на достаточно высоком и полном уровне его освоения. Так, по выполнению работником единственной операции трудно определить уровень гибкости его управления своим процессом производства. Чтобы сверхуправление могло проявить свое могущество в полную меру, оно должно быть поставлено в условия с большим разнообразием факторов (инструментов, исполнителей, свободой действия…) – случай, надо сказать, исключительный. Поэтому большинство людей, думается, плохо представляет себе ценность сверхуправления и, следовательно, не имеет стимула к его освоению и использованию. И если сверхуправление где-либо приведет к колоссальному экономическому успеху, то обычный человек, не имея ни малейшего представления о сверхуправлении, будет объяснять этот успех совсем иными причинами (например, бесчестностью, политическими интригами, везением).

Сегодня, когда сверхуправление практически все еще не допускается (пространственно и физически) к материально-финансовой базе, позволяющей доказать свою невероятно высокую экономическую эффективность, ему трудно найти своих сторонников. Но тот, кто попал в поле его действия, уже не в силах от него отказаться, ибо по сравнению с любым решением он предлагает несравненно лучшее. С точки зрения его системы ценностей, конечно. В А-обществе сверхинтеллект не обязательно приводит к большому материальному успеху; однако умеренный успех он обеспечить способен. Но что гораздо важнее: он позволяет адекватно понимать по существу все и вся, выяснять причины неудач и, не теряя самообладания, спокойно относиться к объективно невозможному.

Таким образом, все факторы производства можно расположить следующим иерархическим (от простого к сложному) образом:

0. Энергия.
1. Сырье.
2. Полуфабрикат (выполняющий функцию сырья на предприятиях последующих уровней).
3. Инструменты в самом широком смысле этого слова. (Замечу, что инструменты могут быть как материальными, так и информационными.)
4. Нетворческий труд (опять же – как физический, так и умственный).
5. Управление контролирующее (надзор).
6. Управление решающее (находящее решения).
7. Надуправление (контроль за соответствием процесса реализации и производства высшим ценностям и закону).
8. Сверхуправление (управление за развитием управления).
9. Запредельный уровень управления (это где-то на уровне философии духа и смысла существования).

Вот предварительный набросок иерархии средств реализации, производства и управления. Есть над чем подумать…

(2016)


Рецензии