Громовой колодец

Эта давняя история всплыла в моей памяти. Когда пришла в храм в день Святой Пасхи. Он мне запомнился, потому что я впервые присутствовала на службе моего сына-священника. Когда он вышел из алтаря и стал читать проповедь перед прихожанами, тут я и вспомнила историю с Громовым колодцем. Потому что она касалась и будущего моего сына, который тогда был должен только родиться.
После окончания пединститута я работала учителем в глубинном селе Студёное. При распределении я выбрала его наугад, лишь бы домой к родителям было ездить поближе. И даже не задумывалась, что это край области, куда пришлось добираться из города на самолёте. Это в райцентр. А потом оттуда, побывав на приёме у заведующего районным отделом народного образования, вместе с директором школы, куда я получила направление, отправились на железнодорожный вокзал. Нужно было, ещё ехать рабочим поездом до станции Студёное. А село с таким же названием располагалось в трёх километрах от станции на горе. Идти нужно было пешком или добираться на попутном транспорте. Нас встретил школьный завхоз на двухколёсном тарантасе, запряжённым в него тихим мерином. Я поселилась у одной пожилой женщины, которая брала на квартиру учителей, приезжавших, как и я, на работу в школу. Анна Михайловна была человеком добрым и покладистым. В деньгах она не нуждалась, потому как получала хорошую пенсию. К тому же ей помогал материально сын-офицер. Она встретила меня радушно, отдала мне отдельную комнату с железной кроватью, периной и подушками. В школе меня приняли хорошо. Я с удовольствием преподавала немецкий язык. Вскоре ко мне перешла жить старшая вожатая нашей школы Инна. Мы с ней подружились с первого дня знакомства. Она меня и созвала участвовать в художественной самодеятельности при сельском клубе. Мне дали классное руководство, в пятом классе. Особенность этого ученического коллектива состояла в том, что все ученики были не из Студёного,  а из хутора Баранчик, расположенного в трёх километрах от села.
В первое посещение своих учеников дома я попросила пойти со мной Инну. Она охотно согласилась. Сентябрьский день был солнечным и тёплым. Мы оживлённо беседовали по дороге в Баранчик. Шли с горы вниз к ручью. И тут моё внимание привлекли несколько берёз. Они стояли полукругом на пригорке. Я залюбовалась их золотистой листвой. Инна неожиданно остановилась и перекрестилась в сторону берёзок. Я с удивлением смотрела на неё. В нашей семье так крестились только бабушка и дедушка. Они были верующими людьми. Отец и мать были атеистами. Если мы в большие святые праздники ходили к бабушке в гости, то отец никогда с нами не принимал участия в этом. Я спросила у Инны:
— Ты верующая?
— Да. И тебе советую перекреститься, прежде чем мы с тобой подойдём к этим золотистым берёзкам.
— Я не умею, — смутилась я.
— Тогда повторяй за мной молитву «Отче наш…»
Инна стала читать молитву. А я повторяла за ней. Так мы с молитвой и свернули к пригорку с берёзками. Когда подошли поближе, увидела сруб колодца. Возле него стоял большой деревянный крест. Вокруг колодца росли кем-то посаженные цветы. На срубе висел ковшик. Когда я заглянула в колодец, то вода была близко совсем — так что можно было, нагнувшись, зачерпнуть её. Инна так и сделала. Но я даже не заметила, что она мне подавала ковш с водой. Мой изумлённый взор остановился на иконе Божией Матери на дне колодца.
— Что это?! — воскликнула я.
— Мы с тобой находимся у Святого источника, который в народе называют «Громовой колодец», — пояснила мне Инна, перекрестилась, попила воды из ковшика и даже умылась ею. Она подала мне ковш. И тут я даже не заметила, как перекрестилась и стала пить воду. Она была холодной и на вкус приятной.
— Ты помнишь картину Перова «Крестный ход на Пасху в Орловской губернии?
— Конечно, помню.
Так это как раз был крестный ход к Громовому колодцу. Предание гласит, что в восемнадцатом веке молния вдарила в этот пригорок. После этого здесь стал бить родник
Впервые его увидел местный пастух, пасший недалеко коров. Он был свидетелем, как вдарила молния в землю. Она была большой и мохнатой. Пастух от страха при сильных громовых раскатах стал на колени и стал читать молитву. А когда гроза закончилась, он подошёл к этому месту и увидел родник. Заглянул в яму, пробитую молнией, а там, через прозрачную и чистую воду смотрела на него с иконы Божия Мать. Пастух снова упал на колени и долго молился. Пригнав вечером коров в село, рассказал о чуде. На другой день все жители Студёного пошли крестным ходом к роднику. А там уже умельцы поставили сруб и с благословения священника - большой дубовый крест. И нарекли этот Святой источник Громовым колодцем. Слава о нём пошла по всей Руси. И приходили сюда люди пешком. И молились Божией матери. А в селе у нас есть старинное поверье. Если девушка искренне хочет видеть своего первенца ещё до замужества, то ей надо стать на колени возле Громового колодца, прочитать молитву и попросить Божию мать об этом. И увидит она судьбу будущего своего ребёнка.
Мы несколько минут молчали. А потом я робко спросила: — А я могу это сделать?
— Можешь, и сделай это обязательно.
— Да я ни одной молитвы не знаю!
— Я тебе буду говорить. А ты повторяй за мной. Становись на колени. Читай молитвы и смотри на икону Божией Матери.
Я опустилась на колени и стала повторять за Инной молитву за молитвой. Икона под лучами полуденного солнца играла всеми цветами радуги. И вдруг вода закружилась водоворотом, и я увидела в нём младенца. Это был мальчик. Шли картины его жизни. Некоторые были перечёркнуты чёрной полосой. Были и яркие сполохи, как будто война. И потом вода в Святом Источнике снова стала прозрачной. И я увидела своего сына в золотистом облачении священника. Он что-то говорил. А вокруг стояли люди и крестились. И виден был старинный храм.
Как раз в это время и произошел странный случай с Громовым колодцем. Я пришла из школы домой. А жила я тогда с маленьким сыном у свёкора со свекровью. Свекровь куда-то торопилась и попросила меня загнать овец. Я вопросительно посмотрела на неё. Она замялась, а потом и выпалила: — Пойду с бабами спасать Громовой колодец. Его хотят до Пасхи засыпать бульдозером. Не было её до позднего вечера. Она пришла заплаканная. Молчала долго. Я ушла в свою комнату к своему малышу. Вскоре пришла свекровь и рассказала, что было возле Громового колодца. Человек пятьдесят женщин с пением молитв окружили Громовой колодец и заслоняли собой от надвигавшегося бульдозера. Повторив попытку раз восемь, бульдозерист вылез из кабины, обругал представителя райкома партии и ушёл в село. Представитель тоже уехал. И женщины расплакались от радости, что спасли Громовой колодец. А на рассвете постучала в окно соседка и сказала, ночью засыпали всё же Громовой колодец. Целый день и до позднего вечера наряд милиции не подпускал людей туда. И вот наступил день Святой Пасхи. Люди, не сговариваясь, двинулись к Громовому колодцу. Они шли с иконами в руках и пели молитвы. Наряд милиции молча укатил на машине в сторону райцентра. И каково было удивление людей, когда они увидели, что колодец стоит, цел и невредим. Только сруб был новый. И я вспомнила, что свёкор ночью куда-то ходил с соседом. Впрочем, это было уже неважно. Святой Источник радовал людей. И они искренне молились возле него. Потому что старинная церковь в селе была взорвана коммунистами.


Рецензии