Фантики-конфеты

   
Все девчонки нашей деревенской улицы были подвержены жажде коллекционирования. Конечно, в силу юного возраста и проживания в глухой провинции мы тогда не понимали значения этого длинного определения - просто собирали конфетные обёртки, по-нашему, по-деревенски - "хвантики". У кого "хвантиков" оказывалось больше, тот и победитель. Долгое лидерство удерживала Галька Курдюмова. У неё была большущая стопка самых разнообразных конфетных обёрток-фантиков с красочными сюжетами из русских сказок. Тут тебе и "Красная шапочка", и "Гулливер", "Мишка на Севере", тот же "Мишка косолапый"... Некоторые названия мне были непонятны: "Радий", "Агат", Каракум", "Буревестник"...
Я с завистью глядела на перебираемые Галькой фантики шоколадных конфет, любуясь "Красным маком", "Ласточкой", "Весной", "Белочкой". Многие из них имели "рубашку" из тонкой золотистой фольги и прозрачной слюды. Иногда Галька удостаивала меня счастья разглаживать эти шуршащие бумажки ногтем большого пальца. У Гальки Курдюмовой был потрясающий нюх: не глядя на фантик, ещё хранивший запах конфеты, она угадывала её название. При таких "экспериментах" я сглатывала подступающий к горлу ком. Счастливая Галька! Её старшая сестра Зинаида работала в городе на кондитерской фабрике - что тут скажешь! И если Галька Курдюмова игнорировала фантики от карамели, то я, в основном, довольствовалась ею.
Для нас, троих дочек, мамкой покупались дешёвые "подушечки" и карамельки с фруктово-ягодной начинкой: "Лимончики", "Яблоко", "Слива", "Чёрная смородина", Клюква" и даже интригующая "Клубника со сливками". Почему интригующая? Да потому, что мы не имели понятия о сливках! Ясное дело, карамель "Слива" - сливовые деревья заполняли наши сады, а что такое "сливки"?  Имея коров, мы знали лишь молоко и сметану. О сливках и не слыхивали.
Случалось, мамка покупала и сосательные, так называемые "долгоиграющие": "Барбарис", "Дюшес", "Театральная", но больше всего меня радовало, когда она приносила из магазина конфеты, считающиеся у нас с сёстрами шоколадными. Это были "Школьные" с двухслойной начинкой коричневого и белого цвета, "Старт", "Коровка", "Памир". "Памир" был вообще без одёжки-обёртки и в "хвантиках" я по этому поводу проигрывала, но уж очень любила эти тёмно-коричневые, "под шоколад" конфеты.
Настоящие же шоколадные конфеты в моей детской жизни случались очень редко, по большим праздникам. Особенно с нетерпением я ждала Новый год, когда в школе нам вручали газетные кулёчки со сладостями. Подаренные "Пилот", "Вечер", "Костёр" мною сразу же съедались. Младшие же сестрёнки мои выдерживали, берегли свои несколько конфет, повесив их на принесенную отцом ёлку и зорко следя за ними.
Моя тяга к сладостям была настолько велика, что я, не удержавшись, однажды пошла на коварную хитрость. В отсутствие дозора сестричек совершила подмену: съела настоящие конфеты, а в фантики завернула заранее приготовленные, аккуратно нарезанные маленькие брусочки хлеба. Боже мой! Что потом было! Катастрофа! От ожидаемой вожделённой шоколадной сладости не осталось и следа - лишь горечь совершенного злодейства! Эта горечь будто отравила мой организм, заставив навсегда отречься от подобных поползновений.
Я мечтала опередить Гальку Курдюмову: везде искала "хвантики", бродя с опущенной головой: вдруг, на земле валяется! Но удача мне улыбалась редко и стопка моя почти не росла, печаля детскую душу. Фантики не давали покоя, снились по ночам. Видя мою озабоченность, догадавшись о тайном стремлении перенять лидерство у Гальки, мои добрые сестрёнки пожертвовали мне свои стопки фантиков и теперь везде и всюду высматривали заветные бумажки. Но не так-то просто это было - бедно жила деревня, редко баловали ребят сладостями.
У нашей же бабки Маши конфеты водились. Но родная бабуся была жадноватой и мы, три сестры, бывало у неё и подворовывали. Конфеты лежали на столе в "красном углу", рядом с иконами и, наверное, зачастую забывались бабкой, потому как подтаивали от времени и, слежавшись, слипались в комок.
Мы сидели на лавке в хате бабки и, побалтывая ножками, выжидали, когда она, приготовив пойло корове и корм поросятам, отправится в сарай. Тогда одна из нас вихрем неслась к окну, следя-наблюдая за продвижением бабки, а две другие лихорадочно шарили по столу, заваленному и заставленному черт те чем, искали конфеты. Схватив несколько штук (не все!), мы тут же усаживались на свои места и как ни в чём не бывало ждали возвращения бабки Маши. Та, ни о чём не подозревая, продолжала копаться по хозяйству, вовсе не думая нас угощать, и мы торопились мило с ней попрощаться.
Наверное, бабка слышала о нашем девичьем увлечении, так как однажды подозвала меня: - Ходи ка сюды, унуча, - и высыпала в мои ладони целую горку скомканных конфетных оберток. Мы с бабкой в этом деле оказались солидарны: карамель "Снежок" с остро холодящим вкусом, кристалликами рассыпающуюся во рту, любили обе. Всамделишний снежок! Я и обрадовалась - в смятых бумажках затерялась и одна настоящая карамелька, и разочаровалась - у меня уже были фантики "Снежка".
- Баб, купи, пожалуста, "Мечту"! - осмелилась попросить я. В магазин только что завезли шоколадные  конфеты с таким названием. Но разве можно купить Мечту?! Недосягаемо, дорого. Я понимала, что бабка не пойдёт на такие траты и с небесных мечтаний спустилась на землю: - Ну, купи хуть "Дубок" или "Викторию".
- Ещё ни луччи! Какого рожна выдумала? Какого ещё Вихтура? - разозлилась бабка Маша, но потом снизошла на милость: - Ладно. Купю "Гусиные лапы". Нагдысь у Варьки пробовала. Укусныя.
Что тут поделаешь - фантики "Гусиных лапок" у меня тоже были.
В то жаркое лето я неожиданно умудрилась заболеть. Впрочем, причиной стал сильнейший град в страшную грозу, под который я попала, убегая с речки. Град величиной с голубиное яйцо колотил по голове, плечам и от него некуда было спрятаться. С луга бежали и испуганные коровы и я, затесавшись в стадо, некоторое время бежала под боком одной из них, ища защиты.
Меня знобило, трясло до лязга зубов. Одетую в полушубок и обутую в валенки, отец повёз меня на лошади в районную больницу. Наверное, временно я даже теряла память, потому как не почувствовала потерю валенка. Отец подобрал его на обратном пути...
Домой вернулась я совершенно другой, повзрослевшей. И когда сердобольные девчонки навестили меня после почти месячного отсутствия, чтобы подарить свои "коллекции", я нисколько не восторжествовала. Я предложила им свою.
Галька Курдюмова прибежала последней. Победно оглядев всех, она достала из кармана платья несколько шоколадных конфет: - На, бяри! Берегла цельную неделю. Чуть не расстаяли. Зинка привезла.
Я чувствовала внутренний трепет Гальки, её душевное сомнение-смятение. Подбадривая себя улыбкой, Галька заключила: - Бяри, бяри! Хвантиков такых ни у кого нетути! Дажа у мине!               
                ноябрь 2016 г.


Рецензии