Клюй, рыбка большая и только большая!

          - Смотри: вот так берёшь леску,  накладываешь поводок,  делаешь один узелок, затем - второй. Видишь,  поводок привязан и стоит вверх лески? А сейчас привяжем крючок. Петлю накладываем на «цевьё» и обматываем, затем просовываем кончик  в эту петлю и затягиваем – готово!  Один поводок привязан, теперь сам вяжи.
  - А сколько  их надо, Николай?
  - Да штуки четыре или шесть, рыбачить будем на глубине метров тридцать, а то и больше.  Ты когда – нибудь ловил рипуса или сигу?
  - Да что ты, я о такой рыбе и не слыхал, пока не приехал в ваш городок!
  - То –то! Завтра увидишь, что это за рыба. Царская рыба!  Старики поговаривают, что к царскому столу её доставляли.                Получив консультацию, прослушав рыбацкие байки, я отправился домой основательно готовиться на предстоящую рыбалку. Ну, вроде всё подготовил, завёл будильник на три часа ночи и лёг спать.
 
Такое впечатление, что не спал совсем: только что завёл будильник, а он сразу и зазвонил.  Соскочил с тёплой постели, включил  свет, смотрю – нет, всё точно, спал примерно часа четыре, и сейчас ровно три ночи.  Приоткрыл шторку, на улице, освещённой фонарями,  безлюдная тишина. Почему –то закралась мысль, а не подшутил ли надо мной приятель Николай, который уж так красочно расписывал,  что в четыре утра полгорода рассаживается на машины и выезжает на рыбалку.
 
Наконец, чайник своим свистом оторвал меня от дурных мыслей, и я сосредоточился на сборах. Вот – снасти, а  - это подкормка  для рыбы, и не забыть бы положить для себя «подкормку». Пора. Одеваю рыбацкую экипировку, взваливаю на себя всё приготовленное: «О, боже , как же я всё это потащу по льду? Да ладно, своя ноша не тянет!»
           
Где-то без десяти минут четыре утра выхожу на улицу. Из соседнего подъезда сразу вышло двое.
  - Привет рыбакам! – это я решил опередить их  своим приветствием.
  - Привет,  Геннадьевич! Что, тоже решил опробовать первый лёд?
  - Да вот, Николай уговорил и урок преподал, как начинающему.
  - Колька – рыбак что надо! Держись к нему ближе - без рыбы не останешься! – с какой – то завистью проговорил сосед по дому.
           Идём втроём. И правда: то там, то где-то рядом раздаётся хлопанье подъездных дверей, уже слышен говор мужиков вперемежку со смехом. Я замечаю, что в «многоэтажках» одна за одной «гаснут»  кухонные окна – это, по всей вероятности, такие же бедолаги, как и мы, тихонько выходят из своих квартир, чтобы не разбудить домочадцев, бесшумно крадутся по лестнице на выход и, только хлопнув входной дверью своего  подъезда, дают волю своим эмоциям.  Даже через улицу во весь голос кто-то кричит :
  - Васька! Ты подкормки взял?
  - Взял!
  - Мне бы  стакана два мормыша!
          - Да,дам,пошли, а то наши вон уже в кузов залезают – опять будем ехать у заднего борта!
И мы, обеспокоенные той же проблемой, подошли к своей группе рыбаков. Ещё не было  для  нас транспорта, хотя приближался, как мы называли,  «студебеккер» - это трёхостник, которому большие снегопады и бездорожья нипочём.
Подошёл Николай, оценил мою экипировку.
  - Добро же ты набрал?  А зачем тебе палатка?
  - Она у меня как укрытие от ветра,  да и сидеть в ней  удобно.
  - Добро! Я давно хотел себе такую купить, а то, видишь, что приходится носить,– и он указал на здоровенный тулуп, который лежал на большом рыбацком ящике.- Геннадьевич, ты пошустрей - наш вездеход!– внезапно Николай сменил тему. - Прыгай первым, занимай место у кабины, а я подам вещи!
Я уловил этот тактический ход и одним из первых был в кузове здоровенной машины.
Рыбаки, кряхтя и чертыхаясь, переваливались через высокие борта, заполняя открытый кузов. Николай уже сидел рядом, одев свой тулуп, широченная доля которого досталась и мне.
  - Укройся, ехать больше часа, а то в «обдергайке» « просифонишь» – зуб на зуб не попадёт.

Первые машины тронулись. Растянувшись в длинную цепочку, разрезая своим светом лесную темень, колонна, урча на подъёмах и скатываясь  с уклонов, как по маслу, двигалась к намеченной цели. Я думал, что наша машина последняя, но оказалось, что за нами ещё с десяток огней фар.
  - Николай,и что, так каждый выходной?  - полюбопытствовал я, наблюдая  за автопроцессией .
  - Точно! Любят мужики рыбалку! – последовал ответ .
  - А почему не рыбачат на своих озёрах?
  - И на своих рыбачат.Но туда,куда мы едем… - это совсем другое дело!   Это кайф, а не рыбалка!  Да вот уже  последний подъём – сейчас машина пойдёт под уклон до самого озера!
И вправду, наша машина перестала заунывно ворчать и плавно понесла, видно на нейтральной скорости, вниз.
  - Выгружайся! – раздалась команда ответственного за выезд только–что вылезшего из тёплой кабины.

Началось шевеление полусонных рыбаков. Они умудрялись, завернувшись в свои шубы, тулупы, найдя подходящую позу, ещё и поспать на свежем воздухе, не обращая внимания на тряску и дёрганье транспорта. Вставая и потягиваясь, сразу принимали решения – куда идти, выбрасывая свои ящики, коловороты, спрыгивали с машин.
  - Ну, Николай, а мы куда? - поинтересовался  с нетерпением я.
  - Сейчас, – неторопливо проговорил мой наставник,- пусть немного разойдутся, а то я не люблю, когда за мной  «хвост тянется». Свою рыбу мы найдём, не сумневайся! - договорил он, как бы утешая меня.
Мы присели на ящики. Николай достал свой китайский термос, налил  по стакану горячего чая.
  - Вы что, мужики, чай приехали распивать? – тут же раздался чей–то вопрос.
        Толпа засмеялась.
  - А то! Это вы жадничаете,всё наровите поймать больше да больше! -  пошутил в ответ  Николай,- А мы на природу любуемся! Смотрите - какая красота!
  - Мы тебя знаем, Николай, поди выжидаешь,когда все уйдут? Пошли, мужики, не будем мешать им чаёвничать.
И толпа направилась на центр здоровенного озера. Мы спокойно допили чай, взвалили своё снаряжение, и Николай повёл меня куда-то в сторону, где ещё не маячили фигуры рыбаков.
        Начало светать, и озеро всё больше и больше открывало свои прелести: уже виден остров «Рыбачий», в стороне проявляется остров «Голодай».  Интересную историю  рассказывал  Николай об этом острове.
 
Бригада рыбаков неводом ловила рыбу, когда поднялась стихия. Сильный ветер, большие волны и ливень, которых сторожилы не помнили,чтобы такое бывало, заставил людей «выброситься» на маленький каменный остров. Лодку,  конечно, разбило в щепу, снасти утонули, а шестеро рыбаков чудом выбрались на островок: залезли на самую верхушку, сцепились руками и так держались, не дав стихии «смыть» кого – либо из команды. Семь суток шла борьба, без пищи, без тепла, и только на восьмые смог подойти катер и забрать страдальцев. Первое, что рыбаки попросили: «Дайте поесть,а то мы оголодали!» И  все повернулись  лицом к острову. С тех пор и кличут этот остров - «Голодай».
  - Всё, пришли! Давай сверлить! - скомандовал мой наставник и тут же предупредил: Близко не садимся. Я вон - там, а ты можешь «засверлиться»  здесь.

      Я поставил свой ящик, развернул и закрепил укрытие – это что-то похожее на полушар,  просверлил шесть лунок, по рекомендации Николая спустил в них по стакану мормыша. Один – прямо на дно – это для сиги, второй стакан - метров на двадцать от дна. Даже эта подготовительная процедура навеяла на меня  предстартовое волнение.« Что это за рыба такая – сига?» - думал я, подкармливая последнюю лунку. 
Смотрю,  Николай от меня расположился где-то в метрах пятидесяти. Сейчас он тоже закончил подкормку лунок и сидел на ящике – пил свой настоянный на травах вкуснющий чай.
  - Геннадьевич, иди почаёвничаем! – крикнул мне Николай .
  - Да, ладно, я хлебну свой кофе. – ответил я, а сам думаю «Скорей бы начать рыбалку и  ощутить поклёвку здоровенной рыбы!».
  - Геннадьевич, снасть опустил. Ну, ловись, рыбка большая и только большая!  – снова прокричал мой наставник с добрым напутствием.

Груз свинца тянет всю снасть в глубину озера.Ого, уже где-то 26 метров. Всё! Кажется,она - на дне. Поправляю леску на центр кольца, которое  припаяно на пружинку из будильника, - кивок чувствительный, и,самое главное,  можно спокойно работать катушкой, поднимая и опуская леску. И только положил удочку на  край лунки, как кивок, а это верхнее кольцо, через которое идёт леска, плавно показал поклёвку. «Что за чёрт! Кто это так может тянуть снасть?» - думаю я. Берусь за удилище – не могу поднять. Вовремя спустил тормоз катушки - леску кто-то сильно потянул.
  - Николай! Помоги! Что-то здоровое! – зову я изо всех сил.
Николай  тут же мигом скинул свой тулуп и на всех парах ринулся ко мне, пробежав, как спринтер, эти пятьдесят метров за доли секунд. 
- Давай, я сам выужу – это, вероятно, сига!
Мой наставник выхватил у меня удилище, остановил катушку, чуть подтянув  леску,  и одними пальцами  ловко начал «выбрасывать»  леску на лёд. Леска ложилась ровными кругами. Я сразу заметил, что у меня так бы не получилось- раскидал бы её, как попало. Вдруг остановка – Николай на весу держит леску, затем начал отпускать её всё быстрее и быстрее .
  - Ух ты, здоровенная! Не хочет идти наверх. Геннадьевич, закрывай лунку.
  - Чем закрыть?  – шепчу я, как будто нас могут услышать .
  - Чем? Чем?- передразнил меня Николай.– Шапкой своей! Да, побыстрее!
   Я мигом сдёргиваю свой головной убор и прикрываю им  лунку.
  - Есть! Остановилась! Сейчас я её «разверну»,– с азартом шепчет Николай и успевает свободной рукой ещё сбросить капельки пота, выступившие на самом кончике носа. - Ну, сейчас смотри!
      Он снова начал быстро «выкидывать» леску,  уже не соблюдая её укладку,  поэтому вскоре  образовалась странная куча, состоящая из лески и рыболовных крючков.
Только успел прохрипеть Николай «Убирай шапку!»,  как в лунку вместе с поднимающимся потоком воды  ловко вошла большая рыбина. Николай приготовленным богорчиком зацепил улов за жабры и выбросил на лёд. Вот это была сига! Отливающая серебром здоровенная рыбина ещё по инерции продолжала свои телодвижения, думая, что она находится в своей стихии. А на деле получалось « плюх-плюх» – озёрная красавица билась об лёд.
 
Мы сидели на снегу и застывшим взглядом, как загипнотизированные, смотрели на это чудо. Первым очнулся Николай: «Кило три будет – факт!» Я заметил, что от волнения у него дрожали кончики пальцев. Посмотрел на свои руки – у меня тоже тряслись. Мы рассмеялись.
  - Вот за это я и люблю рыбалку, за этот кайф!–признался мне Николай, отряхивая свои ватники от замёрших капель воды, которой окатила его сига.
  - Ну, давай, я пошёл, ловись, рыбка большая и только большая! – бодренько так прорекламировал свою любимую поговорку Николай.
Мне уже не хотелось продолжать рыбалку, видя, что и  этого улова хватит и на пирог, и на уху. Я встал  и не торопясь отправился до лунки, где рыбачил Николай, потратив примерно две-три минуты. Усмехнулся , с удивлением  вспомнив, как мой наставник «долетел» до меня в здоровенных валенках с литыми галошами  данное расстояние за считанное время.
 
  - Как дела у тебя, Николай?
  - Да, вот, четвёртого рипуса выудил, сигушек - нет. А ты что, сачкуешь?
  - Да, решил передохнуть, трясучку успокоить. А прошёлся - всё и  «улеглось».
  - Вот видишь – опять поклёвка!– с укором произнёс Николай и «выбросил» на лёд  очередного рипуса, граммов на двести.— Давай, давай, иди рыбачь, может, у тебя на корм подошла сига, лови её! – не унимался он.

         Постояв ещё пару минут, я отправился к своей лунке. Пришлось повозиться: пока распутал леску, насадил мормыша на каждый крючок, наколов на самый нижний двух здоровенных зелёных созданий. Леска стремительно пошла  вглубь. Наконец, дно. Чуть потягиваю леску катушкой, устанавливаю удочку на край лунки, а сам думаю: «Не пора ли съесть бутерброд?» – на свежем воздухе аппетит волчий.  Тут же полез в свою рыбацкую сумку за термосом, а глаза не отпускают из поля зрения кольцо кивка. Вот термос уже на льду. Заглядываю в сумку - «Где же ароматные бутерброды? – А вот и они.»  Перекидываю взгляд на удилище: «Что такое?» Кольцо кивка в воде, удочка вертикально торчит из проруби – всё повторяется – не могу снять ото дна рыбину. Большой палец ставлю на катушечный тормоз и спускаю его.
      
          Как раз в это время рыбина потянула снасть и смотала с катушки метров пять лески, ненадолго остановившись. Не знаю, кричать– звать ли помощника? Ладно. Пробую сам вытащить. Так же плавно поднимаю рыбину вверх. Такое впечатление, что внизу не рыбина, а бревно, только это бревно живое и сильное. Ага, встала. Пробую подтянуть, но не тут то было! Рыбина пошла на глубину. Уже сброшена вся леска, и бешено крутится катушка, отдавая леску озёрной пучине. Да сколько же можно отпускать? Я не выдержал:
  - Николай, выручай! Не могу вытащить!

Смотрю, Николай, как на пружинах, соскочил со своего  огроменного  ящика, на котором, как мне показалось, можно и поспать, свернувшись калачиком. И вот он несётся ко мне , не успев сбросить свой тулуп, полы которого развиваются как крылья какой-то исторической птицы. Еле переводя дух, запыхавшись,  резко скидывает с себя тулуп, закрывает своей шапкой лунку, и, перехватив леску, быстро  произносит: «Давай, я её сейчас выужу!» Я стою на коленях перед своим учителем и стараюсь запомнить любую мелочь  в действиях профессионала. Минуты три борьбы - и очередная сига, наконец- то, поймана.
  - Смотри, эта - здоровей, где-то три с половиной будет! – поспешил с оценкой улова мой наставник,- Будешь лежать со своей, может быть, сестрой.-тут же  проговорил он, как бы успокаивая пойманную рыбину.
 
Николай по-деловому одел шапку, здоровенный тулуп, закурил.
  - Надо же! Вторая рыбина - и сига, а у меня - одни рипусята, значит,  ты хорошо закормил место!
  - Я, Николай, два стакана мормыша на дно «бабахнул».
  - А вот  поэтому и подошла сига! – подвёл итог знаток рыбной ловли.
      
Вспомнив о прерванном завтраке и вкусных бутербродах, я предложил кофе Николаю.
  - Давай, наливай, погреемся! — с радостью  согласился он.
Трясущимися руками я налил два складных стаканчика ароматного  кофе. Мы перекусили.
Допив Николай  таинственно посмотрел на меня, сладко крякнул и напоследок перед уходом  пожелал опять: «Ловись, рыбка большая и только большая!»
Провожая взглядом его медвежью походку, я осмысливал произошедшее и допивал последние глотки горячего кофе, которое приобрело на морозе специфический вкус. А Николай уже начал «махать» руками – это он вытаскивал очередного "любимчика"- рипуса.

            Ну пора и мне опускать снасть. Только груз коснулся дна, я чуть приподнял удочку, намереваясь уложить её на край проруби, как тут же последовала поклёвка. Нет, не поклёвка, а целый рывок: катушка как бы сама почувствовала, что необходимо соскочить с тормоза – бешено закружилась, распуская леску. Я сначала оторопел: «Да что же это такое? Как не спущу леску  – тут же сидит рыбина на крючке.» Минуты три я возился: то выбрасывал леску, да с такой скоростью, что сам себе удивлялся, то сбрасывал её в лунку, следя чтобы не было зацепа за лёд, с не- меньшей быстротой.  Весь взопрел, некогда даже было стряхнуть пот, застилавший глаза.
           Намучавшись вдоволь, я не вытерпел и заорал: «Николай, помоги, не могу вытащить!» Николай не пошевелился. Я опять закричал:
          - Ну ,помоги же, здоровенная идёт в лунку!
 Смотрю, повернулся ко мне в полуоборота и отвечает:
          - Я что тебе спортсмен что ли, бегать пятидесятиметровки - тащи сам, да лунку закрой шапкой, а то взмок, наверное,  и не догадаешься! 
  - Николай, ну в последний раз, помоги!- взмолился я.
  - Тащи сам! Научил на свою голову! – с укором быстро пробормотал он, добавив несколько обидных слов и, как-ни в чём ни бывало, отвернулся.

Ничего не оставалось, как действительно сбросить шапку, прикрыть лунку. Чувствую -  рыбина остановилась. Я сначала тихонько одними пальцами стал перебирать леску,  набрасывая её на свою ногу. Всё быстрее и быстрее, не давая слабины сиге, леска ложилась на мой валенок.  И вдруг как то сразу «пошли» крючки , а затем неожиданно для меня  со скоростью «вылетела» здоровенная сига и, «надев» на себя мою шапку, плюхнулась рядом с лункой.

        Всё! Я весь дрожал и не мог пошевелиться, а сига,  сбросив с себя обнову и стряхнув с моей ноги леску,  начала так поддавать хвостом, что получился сплошной комок из снасти. Пока я не сообразил и не отбросил её к своим сородичам, она наделала мне дел: целых два часа я распутывал леску по неопытности.  Это уже потом я всегда брал запасные поводки, а тогда был  один-единственный - и он был  безжалостно перепутан. 

         Николай как в чём ни бывало сидел ко мне спиной, закрывшись от моих проблем своим тулупом, и не подавал признаков беспокойства. Наконец, леска опять ушла под лёд. Охота продолжалась. Я так увлёкся удачной рыбалкой, что очнулся только тогда, когда Николай, уже собранный, тащил свой громыхающий ящик.
  - Ну,  как дела, Геннадьевич? – спросил он меня,- О! Ну ты и «дал шороху»!  А то «помоги да помоги»! – добавил, увидев мой чудный улов, - Я что тебе- мальчик? Видишь: сам натаскал! — продолжал он - Сколько? Четыре, пять, шесть сигов и рипус есть,- посчитал Николай и  с гордостью добавил:
  - Но ты , Геннадьевич - достойный ученик, меня, профессионала, «обрыбачил»! Пироги вечером готовим из твоей рыбы, ну а бутылочка – моя. Замётано?
  - Добро, Николай, одной бутылочкой мы, наверное,  не обойдёмся за успешную рыбалку.
  - Ну, что, потопали, а то наши уже в машине.
  - А  может останемся? - предложил я.
  - Да ты что?  Кто же ночью рыбачит? Нет уж, всё – рыбалка закончена! – резко «отрезал» Николай.

Это происходило тогда,  когда о  ночной рыбалке ещё никогда  никто в то время и не помышлял.


Рецензии
Замечательный рыбацкий рассказ. Так и потянуло на рыбалку. Жму зелёную кнопку.

Петр Панасейко   14.12.2017 23:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.