Православная инквизиция

В наше время, когда бывшие коммунисты-безбожники, как только развалилась КПСС, а с ней и Советский Союз, сразу «воцерковились» и стали «святее Папы Римского», когда в школах намереваются ввести курс православной культуры, а в Москве установлен памятник князю Владимиру, неплохо бы обратиться к истории православия в России, его роли в общественной жизни страны. Предлагаю читателям совсем краткую подборку  по самым громким религиозным делам, составленную по книге Е.Ф.Грекулова «Православная инквизиция в России», из-во «Наука», Москва, 1964г. Следует иметь в виду, что это лишь верхушка айсберга. Большое количество истязаний и казней не упомянуты в документах, либо летописи, списки и церковные книги просто утеряны или сокрыты.
Конечно, это лишь одна, но зато исключительно яркая и трагическая сторона православной религии. Интересно, этот её аспект предполагается преподавать в школах? А многочисленные человеконенавистнические пассажи  Ветхого Завета?
 
  Итак.
1024 год. Суздаль. Волхвы и «лихие бабы» - сожжение. Были объявлены виновниками случившегося в тот год неурожая.
  1071 год. Новгород. Волхвы - сожжение.
В это же самое время по приказу новгородского архиерея Луки Жидяты холопу Дудику отрезали нос и обе руки. По сообщения летописцев архиерей Лука Жидята «резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям».
1091 год. Ростов. Волхвы подвергаются казни через сожжение.
1123 год. Киев. Дело злого еретика Дмитрия. Заточен в тюрьму.
1227 год. Новгород. Дело четырех волшебников - допросы, пытки, сожжение.
1157 год. Дело еретика Мартина. Сожжен.
1227 год. Новгород. Четыре волхва - сожжение.
1411 год. Псков. Схвачены 12 колдуний и «вещих женок» - пытки и сожжение.
1444 год. Можайск. Боярин Андрей Дмитриевич с женой - сожжение.
1490 год. Новгород. Борьба с еретиками. Сожжение на Духовом поле и заточение в тюрьму.
 
 1504 год. Еретики Иван Волк, Максим Коноплев, Иван Максимов - сожжение в клетке. Некрас Рукавов - отрезание языка и сожжение. Архимандрит Кассиан - сожжение. Иван Черный бежал.
  1525 год. Максим Грек за хулу на церковь и ересь отправлен в тюрьму Волоколамского монастыря. Позже после пыток и повторного суда сослал в оковах в Тверской Отрочь монастырь и заключен в каменный мешок.
  Вассиан Патрикеев, Михаил Медоварцев и Сильван за ересь и критику церкви подвергнуты пыткам и брошены в каменный мешок.
  1553 год. За критику церкви игумен Артемий подвергнут пыткам и брошен в  каменный мешок в Соловецком монастыре.
 
1554 год. Матвей Башкин - сожжение в клетке. Башкин считал, что рабство несовместимо с принципами истинного христианства, и говорил о необходимости уничтожить холопство, так как «Христос всех братией нарицает».
  1563 год. При взятии войсками Полоцка всех евреев по приказу Ивана IV в «воду пометали», только немногих, принявших православие, пощадили. В Смоленске евреев сжигали на кострах. О расправе с евреями как с «врагами веры Христовой» рассказывает иностранец Петрей де Эрлезунд. По его словам, при царе Иване IV евреев, не желавших креститься, сжигали живыми, либо вешали и в воду бросали.
 
 1591 год. Астрахань. Колдуны - сожжение. На крымского царевича Мурата Гирея была наслана порча. Виновные найдены, пытаны и казнены.
  16-й век. Дело Феодосия Косого. За критику церкви приговорен к пыткам. Косой бежал.
  1606 год. Пермские колдуны – сожжение на костре.
  1630 год. Подмосковное дело бабы-ворожейки - привлечено 36 человек, все пытаны.
  1647 год. Шацк. Крестьянка Агафьица и крестьянин Терешка - сожжение.
  Дело Тимошки Афанасьева - пытано и осуждено 47 человек.
  Дело чародея Михаила Иванова - сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.
  1648 год. Дело чародея Первушки Петрова - пытано 98 человек. Дело Аленки Дарьицы - пытано 142 человека.
  1649 год. Дело Анютки Ивановой и неизвестного «мордвина» - трижды пытали и жгли огнем так, что поломали им ребра и сожгли ноги, потом бросили в тюрьму, где они умерли от голода. По делу осуждено 402 человека.
 
1661 год. Ростовский митрополит Иона рассматривал дело о «церковных развратниках» - ростовском портном Богданове и его учениках, посадском человеке Федоре Логинове и огороднике Постникове. Их обвинили в том, что они не ходят в церковь, не выполняют церковных обрядов, оскорбляют иконы, мощи называют куклами, священников - мучителями, а патриарха Никона - лживым отцом, предтечей антихриста. По окончании следствия митрополит Иона передал обвиняемых светскому суду. По настоянию митрополита их подвергли допросу «с пристрастием», т.е. пытали. Во время жестоких пыток Богданов держался мужественно и не отказался от своих убеждений. За «неистовые речи и развратие церковного устава» Богданова отправили в Кандалажский монастырь на Кольском полуострове с предписанием держать с «великим бережением». Он был заключен в каменный мешок, где находился в кандалах, лишенный света, мучимый холодом и голодом.
 
 1664 год. Дело Умая Шамардина - осуждено 1452 человека.
  1682 год. Пустозерск. Раскольники Аввакум, Лазарь, Епифаний и Никифоров – несколько лет пыток, ослепление, сожжение в срубе.
  1671 год. Темников. Старица Алена - сожжение. Активная участница разинского восстания крестьянка Выездной слободы Арзамаса старица Алена сожжена как колдунья и чародейка.
  В этом же году повесили  «умоверженного» самозванца Ивашку Клеопина за то, что он, как сказано в приговоре, «иконы и книги божественные бесчестил».
  1672 год. Астрахань. Книжник Корнила Семенов, за хранение заговоров и запретных черных книг подвергнут сожжению.
  1674 год. Тотьма. Женка Федосья за ведовство - сожжение.
  1676 год. Сокольское. Пушкарь Панько Ломонос и его жена Аноска за лечение травами и кореньями - сожжение. В Пошехоновской волости Белосельского уезда. Здесь были сожжены «очарованные волшебством от раскольнических учителей» 1920 человек.

  1679 год. На реке Березовке в Тобольском крае по инициативе раскольнического чернеца Иванища и попа Домициана  было сожжено около 1700 раскольников. Жалуясь на притеснение духовных властей и приказных людей, крестьяне писали, что священники держат их без одежды на морозе и что если их не избавят от разорения, то они готовы в огне сгореть.
    1683 год. Псков. За раскол и хулу на церковь схвачены Иван Меркурьев, Мартин Кузьмин и монастырский «бобылка», т.е. крестьянином. Пытаны в Печорском монастыре. Затем пытаны воеводой. Ивана Меркурьева как главного зачинщика сожгли на костре, а пепел развеяли, чтобы «отнюдь знаков и костей не было». Мартина Кузьмина и монастырского бобылку отправили в Печерский монастырь для содержания «под крепким началом». Отобранные у них противоцерковные «письма и тетради» были сожжены.
  Розыск раскольников в селе Федове Новгородского края производил монастырский старец строитель Рафаил «нещадным битием, пытками и казнями смертными». Розыск привел к великому разорению крестьян. Помещик князь Долгоруков считал, что Рафаил мстил крестьянам за отказ давать ему деньги по его требованию.

  1684 год. Сожжение расколоучителя Федора Михайлова. Никита Пустосвят был «главосечен и в блато ввержен, и псам брошен на съядение».
  В этом же году дело Кольского стрельца Ивана Самсонова. Его трехкратно пытали и после наказания кнутом сожгли на костре. В новгородском духовном приказе производилось следствие о «воре - иконнике» Михайлове. Хотя под пытками он и отказался от исповедания раскола, его все же сожгли.
  1685 год. Патриархом Иоакимом было сожжено в срубах и клетках  около девяноста «церковных противников».
    В Пудожской волости упорное сопротивление отряду стрельцов, посланному епископом Афанасием, оказали крестьяне - раскольники во главе со старцем Иосифом.
  Не подчинились раскольники и воинскому отряду, посланному по настоянию тобольского епископа Игнатия.
 
   В монастырских тюрьмах было также много заключенных за выступления против усиления крепостного гнета. Дела о них рассматривались в Преображенском приказе и Тайной канцелярии, в монастырские тюрьмы они попадали по согласованию с Синодом. Участники крестьянской войны под предводительством Степана Разина, сотники Исачко Воронин и Сашко Васильев были брошены в Головленскую тюрьму Соловецкого монастыря. Во время соловецкого восстания они приняли в нем активное участие. Когда же восстание было разгромлено, Васильев и Воронин оказались в оковах в Корожной земляной тюрьме, их затем зарубил царский воевода Мещеринов.
  1687 год. Массовое самосожжение в местечке Березово Олонецкого уезда. До тысячи раскольников, видя «лютое нападение, суровое свирепство и звериную наглость» инквизиторов, предали себя огню. Инквизиторы хотели взять раскольников живыми и отправить к епископу на мучение, но они предпочли смерть от «очищающего» огня.
 
 В скитах на реке Печенке Тюменского уезда по наущению старцев на глазах ратных людей сожглось до трехсот крестьян, старцы же, организовавшие сожжение, «выметались из окон».
  Крестьяне - раскольники, вооруженные ружьями и дрекольем и имевшие даже пушки, захватили Палеостровский монастырь в Челмужском погосте Олонецкого края, уничтожили церковную утварь, монастырские жалованные грамоты и купчие крепости, а игумена Феодосия с десятью монахами связали и бросили в погреб. Для освобождения монастыря был снаряжен большой воинский отряд во главе с протопопом. Восставшие крестьяне держали монастырь в осаде в течение шести недель. После отчаянного сопротивления осажденные решили сжечь себя и монастырь. В огне сгорело около 2700 человек.
  1688 год. Был захвачен организатор выступления против Москвы донской атаман Самойло Лаврентьев. Его пытали в духовном приказе, а затем казнили в Москве вместе с раскольничьим попом Самойлой.
 
 В Черкасске сожгли попа - раскольника за то, что тот не молился богу за царя и вел агитацию среди раскольников против Москвы.
  1689 год. Крестьяне - раскольники вновь захватили Палеостровский монастырь, на этот раз они владели им около девяти недель. Оказав воинскому отряду отчаянное сопротивление, во время которого было убито и ранено свыше 50 человек, крестьяне вторично подожгли монастырь, а себя предали сожжению.
  Москва. Еретиков Кульмана и Нордермана доставили из тюрьмы, где они содержались, на городскую площадь и сожгли в срубе. Вместе с ними были сожжены и их «еретические и богомерзкие хульные книги и письма». Вместе с Кульманом и Нордерманом собирались еще сжечь живописца Генина, но он, находясь в тюрьме и не видя для себя избавления, повесился.
 
 1693 год. Раскольники захватили церковь Пудожского погоста, изгнали священников и разграбили утварь. Для наказания восставших царский воевода Стрешнев послал воинскую команду с духовенством. Команде было велено сжечь крестьянские дома, а их самих отправить в тюрьму. Уйдя от отряда в деревню Строкино, крестьяне - раскольники заперлись в четырех избах и после отчаянного сопротивления предали себя сожжению, понося церковь и духовенство, называя церковь «вертепом разбойников», а священников - «волками врата адова».
1697 г. Сибирский митрополит Игнатий за попытку лишить церковь доходов от судебных пошлин отлучил от церкви царского воеводу Андрея Нарышкина с семьей и стольниками. Нарышкин жаловался царю, но, не найдя поддержки, вынужден был пойти к митрополиту с повинной.
 
 1699 год. Москва. Крестьянин Блажонок и аптекарский ученик Марков за ведовство подверглись пыткам и сожжены.
  1701 год. Москва. Григорий Талицкий - с разрешения церкви «закопчен на огне» и четвертован. Артамон Иванов, Савин, попы Лука и Андрей - сожжены. «Тетрадки» Талицкого, в которых он осуждал церковь и петровские реформы, были сожжены на костре.
  По приказу митрополита Стефана Яворского в Новгороде схвачены и пытаны 12 человек.
  1713 год. За критику церкви Дмитрий Тверитинов, Иван Максимов, Михаил Косой, Фома Иванов - пытки. Позже Иванов сожжен, остальные сосланы на каторгу.
 
 1714 год. Лубны. Схвачена ведунья. Первый приговор - сожжение. Второй - заключение навечно в монастырь.
  1715 год. По настоянию епископа Питирима был разорен раскольнический центр Ветка, куда бежали из России раскольники, беглые «сходцы», спасаясь от преследований и в поисках работы.
  За переход из православия в протестантство судили крестьянина Унруда. Ему вырвали язык, затем отсекли руки, а под конец голову.
  1718 год. В Петербурге по описанию иностранца Берхгольца сожгли заживо человека, который сказал, что почитание икон является идолопоклонством, и который во время совершения церковной службы выбил икону из рук епископа.
  Майор Степан Глебов выступил против Петра I и его реформ и распространял против Петра и церкви «подметные письма». Глебова пытали горячими угольями и раскаленным железом, били кнутом, а затем посадили на кол на Красной площади. Глебов умер в страшных мучениях лишь через два дня; уже после смерти ему отрубили голову. Через три года Петр вновь вспомнил о своем враге. По его приказанию Синод предал Глебова проклятию, «яко лютейшего благочестия преступника и презирателя и богоненавистника».
 
1720 год. Волынь. Проська Каплунка за чародейство - закопана заживо в земле по плечи и сожжена.
  Тайная канцелярия вела следствие о раскольнике Якове Семенове. Присутствовавший при допросах архимандрит Александро - Невского монастыря Феодосий предложил Семенова нещадно бить кнутом и, сослав в Соловецкий монастырь, держать в земляной тюрьме «до кончины жизни неисходно». Так и было сделано.
  В монастырскую тюрьму за «непристойные слова» попал Иван Губский - его велели содержать в кандалах и использовать на монастырской работе «до скончания века».
  1721 год. Новгород. Дьяк Василий Ефимов - двойное сожжение. Дьяк видел чудо. Но видел его неправильно и тем самым «нанес хулу имени божьему».
  В произнесении «непристойных слов» против царя Петра I был обвинен Федот Костромин. Его пытали в Преображенском приказе, наказали нещадно кнутом, а затем заключили в Соловецкую земляную тюрьму, где он и умер.
  1722 год. Капитан Василий Левин за критику церкви и царя - сожжение. Голова капитана отправлена из Москвы в Пензу. Вместе с Левиным казнили еще четырех человек.
 
 В Выговскую пустынь для расправы над раскольниками отправлен монах Неофит.
  1723 год. За нежелание принять участие в переписи марийцы были приговорены к нещадному наказанию. Чтобы избежать наказания, 545 крестьян - марийцев согласились креститься. Однако крестьяне - новокрещены не хотели посещать церкви, выполнять церковные обряды.
  1730 год. Кременец. Дело колдуньи Матруны Перистой - пытки и сожжение.
  1732 г. Синод велел 173 заключенных синодальной канцелярии разослать по монастырям для содержания «в цепях и железах и в трудах монастырских неисходно».
  В этом же году 210 раскольников самосожглись около Олонца. Тобольский митрополит Антоний выслал для «увещевания» воинскую команду с соборным протопопом Иваном Соболевым и иеродиаконом Иоанникием Павлоцким. Но крестьяне, зная, что за увещеваниями последуют пытки и казни, предпочли сами себя сжечь.
 
1733 -1739 года. Дело «о богопротивных сборищах и действиях». По этому делу привлекли в качестве обвиняемых 303 человека. Хотя следствие велось в Тайной канцелярии, душой процесса были члены Синода. Послушная следственная комиссия, где главенствовали церковные иерархи, осудила пятерых на смерть, 11 человек были наказаны кнутом, им вырвали языки и сослали на каторжную работу; 225 «виновных» били кнутом и сослали на каторгу; более 60 человек после наказания плетьми заточили в монастырь.
 
 1734 год. Дело крестьянина Зворыкина - пытки.
  1735 год. Польскую границу перешел крупный военный отряд с монахами, которые вторично разгромили крупнейшее раскольничье поселение Ветку. Были сожжены дома ветковских крестьян, монастырские постройки, церковь. Инквизиторы захватили свыше 13 тысяч раскольников и отправили их вглубь России. Раскольнический учитель Варлаам был заключен под крепким караулом в нижегородский Печерский монастырь, чтобы он как сказано в решении, не мог «рассевать плевелы своего учения».
  1737 год. Томск. Дело Ирины Ивановой (12 лет) за колдовство - пытки, бита кнутом, вырваны ноздри и сослана в Охотский монастырь.


Рецензии