Послание в никуда

1 декабря президент Владимир Путин в 13-й раз выступал с традиционным ежегодным посланием Федеральному собранию. Выступление главы государства проходило в Георгиевском зале Московского Кремля. Я внимательно прослушал сидя у телевизора, и добросовестно выдержал 4 дня в ожидании комментариев более маститых и более остепененных публицистов.

Для начала оговорюсь, что от комментариев по международным темам, затронутым Владимиром Владимировичем, я воздержусь. Сейчас всё тут зыбко и неопределенно: состоится Трамп как президент США, и сможет противостоять ставшему притчей во языцех «империализму янки», - это одно, а лишний раз подтвердится то, что я не устаю повторять, «что миром правят деньги», - это другое.

Международную собачью свару комментировать будем опосля, если доживем. А пока о внутренней экономической безнадёге. И вот два наиболее типичных высказывания.

Как говорилось в старом анекдоте, «наши люди делятся на довольных и недовольных. Недовольными занимается КГБ, а довольными ОБХСС», - ну первую службу представляет уважаемый докладчик, а вторая, для непосвященных, – орган, каравший в покойном СССР за воровство из казны. Теперь, вроде, за флакон духов, похищенный из магазина, карают, а за шалости министра – амнистия. Демократия, однако.

«Сегодня всех нас захлестнула информационная волна, в которой много пены. Нас атакуют противоречивые сообщения с одной стороны, о неизбежных тяжелых временах, с другой стороны - победные реляции о стремительном росте нашей экономики. И сегодняшнее выступление Путина по сути призвано донести населению одну мысль. Проблемы действительно существуют, как внутренние, так и внешние. Их никто не пытается приуменьшить или умолчать. Но и выстоять мы способны, причем не за счет экономии на населении или ущемления людей в их правах, а наоборот: благодаря последовательному росту нашей экономики, для чего у нас сегодня есть все возможности».
http://politrussia.com/control/vladimir-putin-my-667/

Это, так сказать, рык из лагеря довольных. Всё хорошо, прекрасная маркиза, я и не ожидал ничего другого. Если бы президент сказал, что воровать ай-ай-яй, и пригрозил бы приоткрыть один свой глаз на эту животрепещущую проблему, они бы все равно ответили бурными, долго не смолкающими аплодисментами. Но вот от недовольных, которых держат от казны на обидно малом, но расстоянии:

«Никакой дорожной карты у Путина нет. Его идеи о том, как справиться с изоляцией со стороны Запада и с рецессией, которая наверняка наступит в будущем году, вертелись вокруг набившего оскомину плана «импортозамещения», в рамках которого Россия должна ликвидировать свою зависимость от зарубежных технологий, продовольственных и потребительских товаров, начав производить все необходимое дома. «Мы также должны снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции», — сказал он.

Но в ближайшей перспективе это просто невозможно, о чем заявил видный экономист и бывший заместитель председателя российского Центробанка Сергей Алексашенко. Дело в том, что Россия никогда не производила в больших количествах технику, которая нужна ее современным отраслям и предприятиям для нормального функционирования. «Даже казалось, что Путин вышел на трибуну не потому, что хотел сказать что-то важное, а лишь потому, что это нужно было сделать в соответствии с конституцией, — написал Алексашенко в своем анализе путинского выступления. — Поверхностный анализ ситуации, отражает оторванность от жизни и «другую реальность», в которой живет сегодняшний Кремль».

В последние недели истэблишмент в Москве в большей мере тревожат даже не сами санкции, а отсутствие у Путина практических замыслов по решению экономических проблем России. «Элита бизнеса, близкие к Путину люди, в их рядах налицо нервозность, какой мы не видели долгое время, — рассказал по телефону из Калифорнии бывший американский посол в Москве Майкл Макфол, который сегодня занимается российскими исследованиями в качестве старшего научного сотрудника Гуверовского института при Стэнфордском университете. — Я не знаю, является ли это чрезмерной реакцией, но я ощущаю эту нервозность, исходящую от знакомых мне людей. Они вели себя очень самоуверенно. У них было много бравады, которую я сегодня не наблюдаю».

Этой бравады не наблюдалось и после выступления президента, когда высокопоставленные руководители покидали Георгиевский зал. Когда они шли к лестнице, их преследовали телеоператоры и журналисты, требуя информации о падении рубля. «Если вы знали, что есть спекулянты, то почему вы не остановили их еще несколько месяцев назад?» — требовательно спрашивал корреспондент государственного Первого канала у каждого чиновника, которого ему удавалось поставить перед камерой.

Кое-кто из ближайших соратников Путина пытался бодриться, но у них уже не было той вызывающей самоуверенности, которую они источали после присоединения Крыма. Главный кремлевский эксперт по Украине и ключевой экономический советник Сергей Глазьев не придал особого значения сегодняшнему дефициту энтузиазма в отношении путинского выступления.

«Аплодисменты — субъективная мерка, — заявил он, забирая из гардероба свою меховую шапку. — Кроме того, нельзя сравнивать ситуацию сегодня с тем, что было после Крыма». Действительно, прошедшие девять месяцев ослабили не только энтузиазм России, но и ауру дерзкой непобедимости президента.» http://inosmi.ru/politic/20141205/224733209.html

С этими субъектами тоже непредсказуемого не произошло, и я с волнением ждал комментария от главного экономического диссидента, Григория Алексеевича Явлинского. Вот он-то им покажет, думалось мне, он все расставит по полочкам! И он, комментарий этот, не замедлил появиться http://www.svoboda.org/a/28150759.html

«Попробую [прокомментировать]. Я бы считал, что он должен был говорить о следующем... Скажем, Россия вошла в «тройку» стран с самым высоким темпом падения благосостояния. В 2015-2016 годах падение благосостояния в России составило 15 процентов. На Украине, где творится все, что там творится, – 18 процентов падение благосостояния. А у нас – 15 процентов.
Вот вам первая проблема, которую нужно было бы адресовать во время послания.

Вторая проблема – падает внутренний спрос. Это для экономики очень плохо. А почему падает внутренний спрос? Потому что если сравнить третий квартал 2014 года и третий квартал 2016 года, то зарплата упала на 13 процентов. А в реальном – с учетом инфляции – эти цифры будут гораздо выше.

Третье. Несмотря на то, что человек, который подписал этот прогноз, сейчас находится под арестом (это Алексей Улюкаев), я бы сказал о том, что есть такая оценка – 20 лет стагнации. Вы представляете, что такое 20 лет стагнации?!.. 20 лет стагнации – это, по официальным расчетам Министерства экономики, означает, что через 20 лет валовой внутренний продукт России вырастет всего в 1,5 раза. За 20 лет! Или, например, что рост реальных доходов все эти годы будет 1,4 процента. Это еще оптимистический официальный прогноз Министерства экономики!

Вы понимаете, что это за перспектива?!.. При этом представьте себе, как в это же время будет двигаться мир. Если ВВП 2016 года на 1,5 процента от ВВП 2008 года, то если посмотреть на цифры, которые отражают мировую экономику, то там рост там 18 процентов, а у нас – 1,5 процента. Развивающиеся страны – 40 процентов. Казахстан – 42 процента. Турция – 32 процента.

Мы приближаемся к бедным странам. А Центробанк сказал, что «стагнация растянется на неопределенный срок».

Следующая проблема. Он говорил о социальных проблемах. Как вы себе это представляете? Если к 2019 году доля медицины в консолидированном бюджете (то есть не только в федеральном, а во всех бюджетах) опустится до 3,1 процента, а образования – 3,5 процента?

Шестое. Одна из причин такой ситуации – это политические риски. При таких высоких политических рисках, как сейчас в России, никто не хочет инвестировать. Тогда возникает вопрос: а как мы будем снижать политические риски? Откуда корни и проблема политических рисков в мирное время, казалось бы, в стабильной стране, в которой у президента рейтинг 146 процентов, и при этом президент не меняется уже 17 лет?

Или, например, вопросы собственной экономической политики. Центральный банк постоянно держит на высоком уровне ставку кредита... Потому что дефицит бюджета покрывается из так называемых суверенных фондов. Поэтому кредит является недоступным. А политическое финансирование госкомпаний, друзей, приятелей происходит напрямую из госбюджета, и вообще вне всякой конкуренции. Ну, это уже совершенно ненормальные условия ведения экономической деятельности.

Такой способ снижения инфляции ведет к тому, что просто останавливается экономика. Она просто останавливается, потому что кредиты становятся недоступными, снижаются реальные доходы, люди меньше покупают, падает внутренний спрос, прогноз – 20 лет стагнации, или вообще «стагнация растянется на неопределенный срок». Вот в чем проблема.

Пришел пациент к врачу и сказал, что ему нужен врач «ухо-глаз». Ему сказали: «Нет такого специалиста. А что с вами случилось?» Он говорит: «Я вижу одно, а слышу другое». Ну, это примерно такой случай.

Я назвал шесть-семь проблем, не исчерпывающих тему, но, на мой взгляд, очень серьезных и болезненных, и предлагал бы, чтобы в послании было сказано, что с ними следует делать. Но это если обсуждать стратегию на будущее, а не как удержаться у власти».

Увы, и у главного оппонента ничего нового не обнаружил. Потому что все они из «одной шинели». В общем, оригинальнее всех отреагировал…Геннадий Андреевич Зюганов, не буду его цитировать, потому что чего бы хотелось, он говорит верно, «возросший экспорт сельхозпродукции дал 6 млрд., а импортируем продуктов на 26», но где на всё это взять денег, - тут начинается дежавю.

Я ожидал, что хоть сейчас, на грани фола, прозвучит фамилия Паршева, скажут об истинной причине, -  огромной отрицательной климатической ренте вкупе с немыслимыми транспортными расходами, что делает производство ПРИНЦИПИАЛЬНО неконкурентоспособным! Для экономики у нас сегодня нет НИКАКИХ возможностей, если продолжим надеяться на авось и болтать евролиберальные благоглупости. Нет, не прозвучало.

Да даже если президентом станет Явлинский, а все мы, «воры, лодыри и пьяницы» волшебным образом превратимся в идеальных китайцев, ничего не изменится! Пока кто-то там, наверху, не погнет земную ось, и у нас не случится на худой конец до Сыктывкара сплошные Сочи..

Вот единственная тема, которая должна была бы звучать в послании президента, а уж в комментариях так исключительно то, как нам преодолеть это историческое проклятье, сделавшее нашу страну «гиблым Божьим недоразумением».

Но нет, они все как один, причем не только наши, российские «высоколобые», что легко можно бы списать на набивший оскомину алкоголизм, но и «импортные»! Судачат о том, потел ли больной перед смертью.

Впечатление такое, что нынешних экономистов арифметике учат по особой, сильно укороченной программе. Чем же еще объяснить, что отставной военный А.Паршев знает, сколько будет 2х2, а президент страны и, кстати, кандидат экономических наук, с его кагалом не знает, и его критики не знают, что даже супердемократически произведенный в РФ тепловоз никогда не будет дешевле американского, даже опусти Центробанк учетную ставку до нуля!

Это какой-то массовый кретинизм, другого слова не подберу. Вот ныне восходящая звезда оппозиции, Лев Шлосберг: «Необходимо создание содержательной и успешной альтернативы Путину. Я не вижу никаких других вариантов сегодня со стороны власти, чтобы кто-то, кроме Путина, вышел на этот очередной шестилетний срок.

Создание кандидата, который представил бы обществу другой путь развития России, включая путь выхода из тупика, – это сегодня самая актуальная задача общества.

Я предполагаю, что в этой части будет дискуссия, потому что мы понимаем, что не только Явлинский выдвигается кандидатом в президенты, я думаю, что будут и другие претенденты на эти выборы. Нам очень важно, чтобы демократическая часть общества не разругалась и не рассорилась в ходе обсуждения единого демократического кандидата в президенты». http://www.svoboda.org/a/28145927.html

 Нет, драгоценнейшие, видно, сидеть Путину до мавзолея, потому что ни у него, ни у вас нет в башке «пути выхода из тупика». Даже намека нет. Нет даже видения причин тупика, который по лени умственной чаще ласково называют «кризисом», - дескать, всё само рассосется, только не чеши.

Валентин Спицин


Рецензии