Жили поэты, гибли поэты
Б.Шоу
Царское село. Лицеист Саша Пушкин, весело перепрыгивая, словно сверчок, через ступени, несется вниз по лестнице из спального этажа.
- Ты куда, Пушкин? – догоняя его, спросил Кюхля.
- В библиотеку, - прокричал тот.
По-разному сложились судьбы лицеистов, соучеников Пушкина. Но его личная жизнь, его судьба? Открытый, взрывной, увлекающийся, непоседливый, любознательный, вот лишь немногое, что можно увидеть в его характере.
Рано начав писать, он понял, что это у него хорошо получается. При жизни Александр Сергеевич знал, что в поэзии он гений. И позже в письме к жене говорит, что вряд ли кто-нибудь лучше может сочинять.
Взрывной африканский характер. Более чем в десяти дуэлях участвовал Пушкин или был вызван. Азартный картежник. Завсегдатай пирушек. Почитатель женской красоты. До сих пор на Северном Кавказе ходят легенды о его романах.
Гончарова Наталья Николаевна, одна из сестер-бесприданниц. Бесприданница – это дурной тон. Пушкин посватался в который раз. Занял денег на свадьбу. Повенчались и зажили. Наталья Николаевна сразу с восторгом окунулась в светскую столичную жизнь. Привлекательная внешне она нравилась мужчинам. Император Николай Павлович обратил на нее внимание на балу. И завертелось. А что же Пушкин? Он трудился, договаривался с издателями, брал в долг. Потом еще брал. Жене хотелось блистать. Четверо детей в семье Александра Сергеевича. Он носился по стране, искал темы, образы. Писал «Пугачева». Да еще обязан был, как камер-юнкер свиты, присутствовать на царских выходах. А долги росли. И немыслимо, просто нереально их было отдавать. Должны были Пушкины своему кучеру, прачке, горничным, торговцу дровами.
На балах кружилась мадам Пушкина под руку с красавцем-кавалергардом Дантесом. Высокий, статный блондин. Жорж Дантес увлекся и, по его словам, полюбил Натали.
Маленький ростом, с лицом и характером, как говорили окружающие, «помесь тигра и обезьяны», сверчок Пушкин…
С другой стороны блеск золотых эполет француза, его напористость, дерзость, наглость. По Санкт-Петербургу поползли слухи…
Великосветская молодежь XIX века, ее характеры, злые шутки. Подшутили над несчастным мужем. Кавалергарды князья Трубецкие, А.Барятинский, «красное море» - мундиры кавалергардов красного цвета. Сочинили письмо, и не одно, злое, насмешливое. Так они развлекались. То гроб в Неве утопят, то закидают помидорами и еще какой тухлятиной сцену в театре, нелюбимых актеров во время спектакля. Дуэли еще… Выясняли отношения. Ничего романтического не было. Жизнь всегда сурова и жестока. Доведенный до последней точки Александр Сергеевич обрушил весь свой гнев на «семейку» Геккернов. Но Дантес был виновен лишь в том, что нравился Наталье Николаевне. Нелогично думать, что его «друг» или приемный отец, посланник короля Голландии, сочинил это письмо.
1836 год. Осень. Первый вызов на дуэль. Всеми силами Луи Геккерн отмазал «сынка». Жорж Дантес делает предложение Катрин Гончаровой. Теперь Дантес и Пушкин родственники. Но по городу продолжают расползаться сплетни. Наталья Николаевна клянется мужу в верности.
1837 год, январь. Одно из писем, разосланных по столице, попадает к поэту. Он в бешенстве. Больше терпеть нельзя. Горячий, взрывной, все в нем клокотало. Отомстить, убить. И если они оба останутся живы после поединка, снова стреляться, пока один из них не будет застрелен. Не хватило времени, холодности и трезвости. Не было близкого друга рядом, который бы помог ему, остановив, разрешив задачу. И не хотел он никого посвящать в это. Слишком все было гадко и липко. Лишь только его лицейский товарищ Константин Карлович Данзас в общих чертах был посвящен. Его, как человека военного, кристальной честности и порядочности, Пушкин взял с него слово молчать. Как секундант, он не мог ничего рассказывать. И после всю жизнь мучился угрызениями совести, что не спас друга, не предотвратил. Товарищи-лицеисты отвернулись от него. Он умер в одиночестве. А как бы поступил каждый из нас на месте Данзаса?..
Мы знаем, читали «Письма Пушкина к жене», где он не единожды просит вести себя скромнее Натали в свете, на балах, не амурничать. Все это было…
В 80-х гг. XIX века Александр Александрович Пушкин передал часть архива своих родителей в Румянцевский музей – письма Натальи Николаевны мужу.
В начале бурных революционных годов XX века письма Пушкиной-Ланской пропали. Или их продали. Видимо, не стоит, хотя и очень хочется, жизненную драму великого поэта превратить, и превращают же, с налетом романтизма в красивую и грустную историю. Но, увы! В этой семейной трагедии все было прозаичнее и обыденнее.
Сокурсник Лермонтова Ф.Вистенгоф в своих университетских воспоминаниях писал: «Лермонтов, как человек, имел тяжелый, неуживчивый характер (несходчивый)». Держал себя совершенно отдельно от всех своих товарищей, за что, в свою очередь, и ему платили тем же. Его не любили, отдалялись от него и, не имея ничего общего с ним, не обращали на него никакого внимания. Противопоставив себя салонному светскому обществу, отделив и возвысив себя над ним, он всегда и везде стремился к совершенству мыслей и чувств. Лермонтову казалось, что его окружают лицемерные, неискренние люди, что они двуличны, глупы и не способны на высокие поступки. Его бескомпромиссность и злость к людям – откуда это? Даже перед высочайшими особами он показывал свою дерзость и независимость.
Миша в три года остался сиротой. Умерла мать. Богатая из старинного рода Арсеньевых бабушка Елизавета Алексеевна разлучила сына с отцом, Юрием Петровичем Лермонтовым, который будучи бедным дворянином не был ровней этому семейству. Лишь краткие встречи Миши с отцом, которого он любил, остались в памяти на всю жизнь. «Ужасная судьба отца и сына – жить розно, и в разлуке умереть» М.Лермонтов. Также ребенок запомнил суровость и жестокость помещицы-бабушки к своему личному живому имуществу – крепостным. Беспредельная любовь к внуку, обожание, владение его душой – так и только так она понимала свои чувства. Видимо, тогда в раннем детстве сформировался такой противоречивый, сложный характер, его личностные качества. Если гениальность Александра Сергеевича Пушкина с большим трудом можно понять, то тайна Лермонтова не поддается объяснению. Только шесть полноценных лет для зрелого творчества были отпущены судьбой. Поэт задал новый вектор поэзии и прозы.
В армии на Кавказе в боях удивлял храбростью, бесстрашием, неимоверной силой и выносливостью. Его уважали и ценили казаки летучего отряда охотников, которыми он командовал в 1840-41 гг. В течение жизни стремился к абсолютной искренности во всем, в отношениях с людьми по его убеждению, если человек друг, то это навсегда. Не прощал обид, предательства. Не умел да и, видимо, не хотел смешивать краски жизни. Такие люди-загадки не живут долго на этой многогреховной и совсем несовершенной земле.
Князь В.С. Голицын сказал о Лермонтове: «Россия лишилась прекрасного поэта и лучшего офицера. Весь Пятигорск был в сокрушении. Да и вся армия жалеет об нем». Ушли в мир иной все герои этой человеческой драмы. Нет Н.Мартынова, товарища по юнкерской школе и убийцы, и мы достоверно никогда не узнаем, что же сказал Михаил Юрьевич ему 13 июля там, в Пятигорске, у дома Верзилиных, в тот душный предгрозовой вечер.
P.S.
Гостиница на Саперном, Петербург, первые дни 2014 года, на улице то дождь, то снег, а под ногами гололед, но нам сегодня необходимо снимать очередной эпизод для фильма. Порывы ветра буквально сдувают камеру на штативе. Я продрог, хочется назад в тепло, обратно в гостиничный номер, «запарить» чайку, отогреться. Наш режиссер даже не слышит моих стонов. Она вся в работе. Метель, буран, иная напасть… Дворцовый мост, где происходит съемка, покрыт ледяной коркой. Снимать трудно.
Но вот и долгожданное тепло. Снимаем по сценарию последнюю квартиру Пушкина на Мойке, 12…
Кажется, что Петербург, словно магнит, притягивал и притягивает творящих людей. Только на подсознании чувствуешь атмосферу этого загадочного города. Сумел бы Ф.М. Достоевский, находясь в другом месте, так написать, вывести на страницах своих героев? Получилось бы у Н.В. Гоголя без дыхания Петербурга так «пропеть» в прозе Невский проспект? Мистическая аура однажды созданная основателем города незримо покоряет и поныне?
Вот и наш придуманная здесь в холодном январе короткометражка по моему рассказу «Если бы» на Петербургском международном фестивале «Белые ночи», на Всероссийском кинофестивале «История и культура» отмечена дипломами и бронзовой медалью, а позднее была показана в ЦДК в Москве.
Свидетельство о публикации №216120301706