C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Как писать стихи. Размышления пишущего... Часть 2

Так, в первой части моих размышлений я написал, что для рождения стиха необходимы поэтический настрой души и сострадание, сочувствие. Пожалуй, я начал с конца. Конечно, поэтический настрой души, то есть готовность передать в стихотворной форме поразившее тебя увиденное, является основой стихотворения. Конечно, и сочувствие, сострадание могут затронуть струны души. Но все ли это, что нужно для порыва души, ее полета. Почему люди, никогда не сочинявшие и двух рифмованных строк,  вдруг начинают писать в рифму. Почему некоторые пишут с самого детства. Почему, а главное, с какой целью, рождаются поэты?
Вы никогда не задумывались, что наш мир пронизывает великая энергия. Она движет людьми и народами, она созидает, она поднимает над землей. Что это за энергия, спросите вы. Это - Любовь! Да, да – любовь. Энергия любви рассеяна над поверхностью земли, она живет в глубинах океана, ею насыщен воздух.
Любовь к матери. Это святое чувство благодарности за твое появление на свет, за твою жизнь. Нет в мире людей, которые бы не любили свою мать. Нет в мире человека, который мог бы сказать, что он рожден неодушевленным существом, животным, или пришел в наш мир из другого, где был искусственно создан. Нет поэта, который не посвящал бы свои стихи матери. Хоть одно, хоть самое маленькое, но он написал. Он посвятил ЕЙ свои лучшие строки.  «Далеко, за седыми лесами, в моей дальней родной стороне, пишет мама мне снова посланье, ежедневное, только лишь мне…».
Любовь к своей малой родине.  « У каждого из нас такие есть места, где чувства отпускаем мы на волю…» Мне приходилось видеть людей, живших вдали от своей малой родины. Попав домой после долгой разлуки, они становились на колени. Наверно нет поэта, который не посвящал бы стихи своему городку, своему старому дому, своей улочке. Своему саду, уютной беседке, яблоньке, посаженной им в детстве. Нет поэта, на глазах которого не появлялись бы слезы при воспоминаниях о своей малой родине. Слезы складываются в слова, в строки, в стихи. «Там цвели земляникой поляны, там здоровьем струились ключи, заживали душевные раны, даже воздух волшебный лечил…».
Любовь к своей Родине. Эта любовь побуждает к возвышенным словам и чувствам. Эта любовь побуждает к поступкам. Многие поэты гибли за свои убеждения, но не отступали. Иногда их последние строки преодолевали тюремные стены. Но они долетали до своих читателей, они жили, хотя поэта уже не было в этом мире. О любви  к Родине писали офицеры, вынужденные ее  покинуть. Чем, как не любовью к Родине можно объяснить письма с фронта. Письма в стихах. Кругом смерть, война, запах гари. А  он пишет…
Любовь к профессии. Любовь к небу и морю. Любовь к стихии, с которой ежедневно борешься. Ни небо, ни море не прощают ошибок. Они величественны и суровы. Но без них нельзя жить. Бороться и побеждать – с детства знакомый призыв капитана. Но сколько глубоких чувств вызывают эти грозные стихии. Как тоскуешь без них. И это тоже любовь.
А любовь к животным. Братьям нашим меньшим. Посмотрите в их глаза, услышьте их голос. Они ведь умеют говорить. Они хотя рассказать тебе о своей любви. Они просят тебя о ней. Синицы заглядывают в окно. Еж приходит из темноты. Может они несут тебе чьи-то слова и пожелания. Но чьи?
Любовь к женщине. Вечный двигатель поэзии. «Наша жизнь состоит из любви. Ней пропитана каждая клетка. И прекрасные руки твои, и цветущей акации ветка. Все поэты ( и поэтессы) пишут о любви. И каждый о своей. Но случается так, что в хорошем стихе, написанном совсем не для тебя, ты ищешь приметы своей, единственной. Неповторимой. И находишь! Почему? Почему чужие слова западают тебе в душу. Они универсальны – стихи о любви. Нет, любовь неповторима и в то же время – универсальна. Потому, что она из одного источника.
А есть еще любовь к музыке, хорошей русской песне. Любовь к обычаям своего народа.
Любовь – она во всем. Она – всюду. Думаю, что вы уже догадываетесь,  почему, и где этот источник. Ну конечно, это Бог. Я не буду повторять церковные догмы и истины. Я просто буду ждать, когда ОН услышит меня, обратит ко мне свое внимание, и пошлет мне первую строку вместе с частичкой любви.
Иначе откуда видишь стихи во сне? Кто подсказывает тебе первую строку. Кто водит твоей рукой.
Любовь, сострадание и поэтический настрой – база для стиха, его основа. Без них стих не появится. Но когда они есть, когда их с лихвой, не надуманные, а выстраданные, приобретенные за счет жизненного опыта, выстраданные, то искра божья обязательно посетит вас. Берите ее, первую строку, записывайте. К ней ставьте в ряд те, что всплывают из глубины сознания. Не мучайте себя, не ломайте то, что пришло. Торопитесь. Это минутное озарение оттуда, сверху.
Не обязательно просить об этом озарении Бога. Живите праведной жизнью, не забывайте об основе стиха. И ждите. Она обязательно придет, первая строка, а за ней другие. Не оскверняйте стихи бранными словами и грамматическими  ошибками. Держите душу светлой, берегите ее от злых помыслов.
Не участвуйте в разных акциях по накрутке числа читателей, не выпрашивайте рецензий, не завидуйте. Берегите честь поэта. И пишите, пишите. Не бойтесь, что вначале вам будет не доставать мастерства. Оно придет с опытом. Не крадите темы стихов у других поэтов. Смелость сказать то, что думаешь, и есть достоинство поэта.
   


Рецензии
Поэтами не рождаются, хоть талант заложен гинетически...Писали кто-то из семьи и это передаётся по наследству! У меня сестра до сих пор пишет стихи, а ей уже 80!
В детстве мы осмеивали её(дурные). Я же сочиняла сказки, хорошо пела(в маму), а как гримасничала! Так по жизни и иду!
Спасибо, Александр за вашу статью...
С благодарностью..ЮЛИЯ

Юлия Никифорова 2   26.03.2018 11:12     Заявить о нарушении
Юлия! Почти все мои родные писали стихи.Они у меня тоже записаны на стихи. ри.А к этой статье есть еще пять глав. А надо бы добавить и шестую. Удачи. Спаибо за отклик.

Александр Анфилатов   26.03.2018 13:37   Заявить о нарушении
Александр, я не помню, обещал ли я что-то, но пока я нашел вот эту страничку
http://zarubezhje.narod.ru/kl/K_600.htm
Если хотите, чтобы я рыл дальше, я сейчас на пенсии, времени вагон, могу порыться в Нью Йкоркской городской библиотеке, она огромная и я найду еще что-то. Пишите мне на digioleg@yahoo.com

Олег Наумов   16.04.2018 17:10   Заявить о нарушении
Спасибо, Олег!Мой двоюродный дед Кадесников Н.З.был сотрудником журнала "Военная быль" в Нью -Йорке. Он писал прозу ( всю читал) и стихи. А вот стихов не нашел. Если найдете, напишите. С уважением. Александр.

Александр Анфилатов   16.04.2018 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.