Боль

Боль.

Галка уже два месяца как переехала на новую квартиру. Далеко. У черта на куличках. Все зовет в гости, на новоселье. Раньше она жила возле Веры, в соседнем доме и часто забегали друг к дружке поделиться, в основном, своими проблемами житейскими. Они были такие разные, и было прямо удивительно смотреть со стороны на эту разность. Галка, простая деревенская девка, не прочитавшая ни одной книги в своей жизни и даже не смотревшая телевизор и  хлебнувшая в этой жизни немало неприятностей, однако твердым своим характером превозмогала все неурядицы, случающиеся с ней. Разве что этим они сходились между собой. Вера тоже обладала несокрушимой силой воли и шла по жизни как танк, прямо к цели и ничего не боясь,  однако никого не подминая под себя. А еще ее подруга умела заработать копейку и худо-ли, бедно-ли, но в долгах если и была, то в очень кратковременных, обычно сделанных для дела.  Вера с восторгом слушала Галкины рассказы о том, как она еще в советские времена  брала у людей в оренду пустовавшие огороды и сажала там капусту, наиболее употребляемый славянами овощ, бывавший часто в дефиците. Чем Галка, смекнув своим хозяйским умом, и воспользовалась.
 Вера удивлялась, как можно было обработать одной женщине два гектара земли. Оказывается, Галя нанимала людей весной, чтобы за один день высадить всю рассаду и осенью на рубку капусты. 
Это же надо! - думала Вера. Уметь  организовать народ, держать все под контролем. Она бы не смогла. Характер имела не властный, а наоборот, доверчивый и снисходительный, позволяя окружающим делать все по своему желанию, но считая, что каждый имеет совесть и по ней будет делать. Увы.. Не всегда так было, и Вера привыкла полагаться только на себя, на свои силы. И не дождавшись ответа на свою просьбу от кого-либо, вздохнув, бралась за эту работу сама. Было тяжелей, но на душе воцарялось спокойствие. Она отвечала сама за себя. 
И огород тоже любила. Как он там сейчас, ее огород? Она скучала по земле. С радостью Вера вспоминала какие она выращивала помидоры, перцы. А какие цветы росли на ее клумбе... 
А клубника у нее поспевала на две недели раньше, чем у соседей. Тайком от мужа она выписывала семена по почте. Был такой замечательный всесоюзный магазин "Семена- почтой". Смеясь,  она вспомнила, как выписала один раз коллекцию гладиолусов невиданной окраски, заплатив за посылку свою месячную зарплату. Мужу сказала, что это стоит пять рублей. Скажи она правду, скандала не избежать. Не скупой был, но на красоту деньги тратить не любил. Вера ухитрялась и библиотеку потихоньку собирать, и все книги у нее стоили по рублю, чем муж был несказанно доволен, и не прочитавши ни одной книги, любил похвастаться перед гостями библиотекой. Если бы он знал, сколько Вера туда вбухала денег... В семейную кассу он не лез с проверками. Доверял.  И в общем они жили очень хорошо, дружно. И если  бы "добрые"  люди не помогли, и не развелись бы никогда.
А вот Галка дважды побывала замужем.  Два сына от разных отцов. Приятная, трудяга, гостеприимня и добрая, никак не могла найти свое личное счастье. 
Правда, и диктаторские замашки у нее были ого-го, еще те. А какой мужик выдержит командира над собой? Нет таких мужчин. Даже самый никчемный должен чувствовать себя царем в семье, и тогда он в лепешку расшибется для  жены и детей. Женщины, которые это понимают, имеют крепкие и нерушимые семьи. Галка этого не понимала, и даже с сыновьями она обращалась властно, не давая им права голоса и иногда обзывая, по чем свет стоит, нецензурными словами. Вера ужасалась. Втолковать Гале, что парни вырастут, станут независимы и вспомнят ей, уже старой и беспомощной, все, что она им говорила, было невозможно. Ведь как научишь, то и получишь.Она считала свой стиль поведения с детьми правильным. Ну что ж, ее дети, ее судьба и Вера просто делала безразличный вид, присутствуя при очередном скандале. Как будто ее нет здесь вообще.
   Вот так они дружили. Дружбой это было тяжко назвать, какое -то взаимопритяжение совершенно разных людей. Помогали друг другу очень. Работу подкинуть, деньги одолжить.
  Ходили однажды вместе на танцы с тайной надеждой найти того единственного для жизни.  Не нашли. И Вера,  не умевшая танцевать парные танцы, и оттаптывавшая кавалерам ноги, отказалась больше идти туда, хотя отстановка была очень приятная- шикарный зал, шампанское, красиво одетые улыбающиеся люди. Вот если буги- вуги, где сам себе вихляется, как хочет, это она с удовольствием. Но таких танцев играли один-два за вечер. Мало. Да и мужчин она там воспринимала как несерьезных авантюристов, хотя улыбаясь своим мыслям, говорила сама себе- а ты кто? Ты ведь тоже пришла сюда с целью. Все люди хотят личного счастья, и мужчины тоже. Но всеравно ходить на танцы отказалась, хотя Галка постоянно ее просила об этом. 
 Завела Галя себе еще одну задушевную подружку типа Веры. Сначала общалась по необходимости- Олечка работала в туристической фирме и по первому требованию открывала Гале визу, ибо та каждый год ездила домой на Украину, где жила вся ее многочисленная родня, и самое главное, престарелая мать. Так и сдружилась Галя с Олечкой, и часто Вере рассказывала о ней, а потом и пригласила обоих в гости. 
Олечка оказалась симпатичной веселой жещиной в возрасте до сорока. Незамужняя, и никогда не бывшая замужем, может поэтому она и была такая веселая. Жила в свое удовольствие. Хорошо одевалась, вкусно ела и путешествовала.  Что еще нужно молодой женщине? А нужен мужчина, нужны дети. Особенно без детей, ой, как скучно жить на свете. Хотела и Олечка всего этого, но мужчины, кучами влюблявшиеся в нее, не доходили до ожидаемого конца. Сбегали, уходили от Олечки, чему все ее подруги удивлялись. Ну, что им еще надо, этим мужикам? -сетовали они. Умница, красавица. Деньги зарабатывает. Ну, скуповатая, лишнюю копейку не потратит зря. Это на других. А себе все самое лучшее. Собравшись один год на Рождество у Галки, Вера щедро одарив ее детей, невзначай увидела, как Олечка, разодетая в пух и прах, новую шикарную дубленку, сапоги известной фирмы, дала им по два евро. Два евро на Рождество в подарок детям лучшей подруги? Вера удивилась, и промолчала. Не ее это дело. Она отвечает только за себя.
Но в тот первый вечер, когда они познакомились, не понравилась Олечка Вере, хотя была общительной и любила людей. А здесь сама не понимала -приятная веселая женщина, а сердце к ней не лежало. Ой, как чувствовало Верино сердечко сколько боли ей доставит эта веселая шалунья.
 Дело в том, что в Галином окружении был мужчина, который очень нравился Вере, она была почти влюблена в него. Попал этот умный, интеллигентный, начитанный мужчина в Галино окружение через Веру, которая была дружна с его матерью и через нее с ним. Она и привела его однажды к Гале. В редкие застолья, когда он появлялся у нее, Вера отводила душу в разговорах с ним. На большее она и не. рассчитывала. Он был моложе ее намного, симпатичен и обаятелен. Женщины сами вешались ему на шею. Вера не желала делать из себя посмешище и не давала повода сдаже заподозрить, что в душе ее бушует вулкан, и позови ее Юра, так звали нашего героя, она не раздумывая пошла бы за ним на край света. но и он ни о чем не догадывался, ведя интеллектуальные беседы с приятной женщиной.
Одна Галя была в курсе сердечных тайн Веры, которые она поверяла подруге, чтобы лишний раз поговорить о Юре. Галка не раз предлагала поговорить с ним по -свойски, но Вера приходила в ужас от одной только мысли об этом. Да и как Галя думала говорить? Есть, мол, дорогой ты наш, одна престарелая дура, влюбленная в тебя, обрати, пожалуйста, свое внимание на это обстоятельство? Это немыслимо. Вера строго-настрого запретила Гале даже думать об этом.
  Время текло. Периодически собирались у Галки в застольях по праздникам, и естественно, на правах подруги приходила и Олечка. Всегда модная, расфуфыренная, в мини-юбках, очень уж откровенных на Верин взгляд.
И  судьбе было угодно свести в один из вечеров Олечку и Юру. И с этого момента все завертелось так круто, так сильно, что Вера после воспринимала все, как знак судьбы. И предовратить это было невозможно, хотя и думала, что ответь она тогда на Олечкин вопрос: А кто вам Юра?-иначе, сказав, что он друг, а не приятный собеседник, как она в замешательстве выдавила из себя, все бы пошло по другому. Увы...
И понеслось... Олечка нагло и беспринципно на глазах у всех отвергла парня, Галиного кузена, с которым встречалась уже длительное время, и начала атаковать Юру. Мужчины, мужчины... Древние инстинкты полигамии дают себя знать и сегодня. Юра был околдован и очарован острой на язык, симпатичной хохлушкой. Завязался бурный роман. Вера этого не знала и не ведала, пока не увидела, что на Галкин день рождения Юра с Олечкой пришли уже вместе и она уже по- хозяйски распоряжалась им и во всеуслышание заявила, что к осени они с Юрой поженятся. С Верой случился шок! Из доверительных бесед она знала, что два года назад он женился на бывшей однокласснице, доброй и милой женщине, с которой он переживал сейчас непростой период. Ну, что же, его жизнь, его судьба. Она невправе вмешиваться. 
    Сердце болело, мучалось, и рвалось. Закончились беседы, приносящие Вере такую сладкую радость. На смену им пришли Галкины рассказы о том, как Юра любит Олечку, какие подарки ей дарит, как за ней ухаживает. Все это она смаковала с восторгом, тсовершенно не заботясь о Вериных чувствах. Вера вида не подавала, но каждое слово о Юриных отношениях с Олечкой глубокой занозой вонзалось ей в сердце и острая,  непроходящая боль стала ее постоянной спутницей. Как Галя не понимала, что Вере невыносимо это слушать? Не понимала и каждый раз сама начинала разговор об этом.
Вера молчала и страдала. Шансов быть с Юрой у нее не было, но любящим сердцем она понимала, что счастья Олечка ему не принесет. Наоборот, она развалит его жизнь. Женщина, нагло вымогавшая у него деньги и желавшая после двух недель знакомства быть в курсе его финансовых дел, не могла любить искренне. Притворство.
 Вера долго думала, и однажды, на правах друга поговорила с Юрой по душам, рассказав ему то, что он не знал об Олечке, и посоветовала от нее тихо отходить и вернуться к Юле, которая его искренне и бескорыстно любила. Юра восстал. У них получился скандал, на что Вера заявила, что пока он с этой женщиной, она знать его не желает. Дружба прервалась. О Юре Вера слышала уже только от Гали, которая с тупым бездушием расковыривала ее сердечные раны. Болело. Очень. Но Вера, как всегда, сносила все молча.
Жизнь продолжалась. Работа. Отпуска. Поездки домой. К Гале Вера больше не ходила, боясь встретить там Юру с Олечкой. Разговаривали по телефону, или Вера приглашала подругу к себе, в свою холостяцкую обитель.
В один из осенних хмурых дней, за месяц до нового года, Вера позвонила Галке, чтобы пригласить ее в кафе на ужин,  и удивилась, услышав в трубке голос ее младшего сына, на что, она смеясь сказала, что это неприлично брать чужой телефон и попросила передать его Гале.
- Она под наркозом. Спит. Ответить не может.- последовал ответ.
  - Как!? Какой наркоз?!-вскричала Вера.
Оказалось, Галя очень сильно поранила  руку керамическим ножом. Глубоко. Порезав нервы и сухожилия. Операция длилась четыре часа.
Ножи Галя купила по Вериному совету, которая восторгалась ими, их остротой и удобством и советовала всем друзьям и знакомым. Чувство вины запало в душу, но Вера быстренько его стряхнула. Кто же мог подумать, что Галка  так неаккуратно начнет ими пользоваться?
На второй же день Вера была в госпитале. Галя чувствовала себя хорошо. Операция прошла успешно. Хорошо, хоть левая кисть. Олечка не пришла навестить подругу, ни в госпиталь, ни домой после выписки, хотя Галя сама просила ее об этом. Зато Вера взвалила на себя Галину семью. Готовила еду у себя дома и возила это на другой конец Парижа к Гале. Два парня. Кушать хотят, а Галка даже картошки почистить не может. И на работе проблемы. Уборщица с одной рукой. Многие отказались от ее услуг. Денег уменьшилось. Как говорится, беда одна не ходит. Вера , урывая время, бегала на Галкины работы, помогая ей с уборкой. Забыла на время о себе. У Гали беда, ей нужна помощь- эта мысль ее не покидала.
Когда вышел наркоз, Галю начали мучать нестерпимые боли в прооперированной кисти. Днем и ночью. Сильнейшие обезбаливающие приносили короткие часы притупления. Боль не покидала ее ни на минуту.
Когда зажил шов и были сняты повязки, оказалось, что пальцы скрючены и не двигаются. Последовали долгие месяцы массажа. Движения в пальцах восстановились. А боль все не проходила, несмотря на уверения лечащего врача. Что то при операции было сделано не так.
Повторная операция через два года ничего нового не принесла. Разве шрам стал больше и пальцы лучше двигались. А боль осталась. 
    И Вера иногда, входя в положение подруги, с ужасом думала, не она ли виновница Галиной беды. Не передалась ли той та боль, которую чувствовала Вера при Галкиных восторженных рассказах о Юрином романе с Олечкой?
И  гнала от себя эту мысль, ведь даже на самые страшные свои обиды она никогда не желала людям зла, наоборот, понимая и жалея их за их поведение. Желала только мудрости.
   Времени после этих событий прошло достаточно. 
Галя с Верой дружат до сих пор. Юра оставил Олечку и счастливо и дружно строит семейное гнездо с Юлей.
Олечка, по слухам, переменила уже кучу мужчин, так ни разу не явившись к Гале после несчастья с рукой.
Вера так и не нашла спутника жизни, но счастлива и спокойна в своем одиночестве.
Она уже давно охладела к Юре, сумев сохранить дружеские отношения. 
 А рука у Гали так и не перестает болеть. И к ненастью боли только усиливаются...

26 ноября2016 г


Рецензии