Лоскутки в карьере
Один эпизод сохранила память на долгие годы...
Мне было лет 8, когда бабушка с дедушкой из Иркутска переехали в город Абай в Казахстане - чтобы жить поближе к нам. Помню небольшой шахтерский город, где мужчины, как мне казалось, подводили глаза. Потом дедушка объяснил, что это пыль в шахте так въедается в кожу вокруг глаз, а вовсе не желание сделать себя красивее...
Будучи общительным ребенком, легко сдружилась с детьми во дворе. Мы играли на просторной площадке перед домом, бегали за квасом и пирожными в ближайший магазин, прыгали и кричали до самой темноты, пока родители чуть ли не силой "загоняли" нас по домам.
Самой любимой моей подружкой была девочка. К сожалению, имени ее не помню. Но маму ее звали Роза. Имя ей удивительно шло - восточной красоты молодая женщина, загадочная и тихая, немного колючая и немногословная, как пышная, душистая алая роза. Нежный, таинственный взгляд ее бездонных темных глаз точно завораживал...
В маленькой квартирке было много интересных и милых вещиц: пестрые ковровые дорожки, россыпи цветов - розы, лилии, фиалки, гладиолусы, георгины, анютины глазки и даже ландыши, удивительно прекрасные заколки,- все выполненное вручную из лоскутков ткани!
Никогда ничего подобного мне не приходилось видеть. И волшебные руки мастерицы Розы плавно перебирали вещицы, когда она мне показывала их, объясняя, как это делается. Естественным образом, незаметно для себя я стала учиться у нее.
День за днем мы просиживали за рукоделием, и чем больше я узнавала, тем ненасытнее становилась моя жажда совершенного мастерства.
Однажды подружка, пошептавшись с мамой-Розой, сообщила мне, что они хотят мне показать завтра что-то интересное. Только надо встать очень рано, и никому не говорить, куда мы пойдем.
Их таинственность передалась мне, и я с нетерпением стала ждать следующее утро. Тем более, что мне это ничего не стоило, так как я жаворонок. И с первыми лучами зари я уже стояла у них под дверью. Мы вышли, перешли дорогу и направились в сторону большого поля.
Какое-то время шли, шли. И тут я увидела, что со всех сторон в том же направлении стекаются группы женщин с детьми. Затаив дыхание, я крепче взялась за руку Розы, чтобы не потеряться в нарастающей людской массе. В то же время ощущение, что происходит что-то нереальное и не совсем правильное, заставляло сердце учащенно колотиться.
Неожиданно мы вышли к карьеру. Внезапно женщины и дети остановились,точно в ожидании. "Что будет?" - спросила я Розу. "Не волнуйся, постой немного и смотри",- сказала она тихо.
Я попыталась собрать все свое крошечное терпение в кулак и, затаив дыхание, всматривалась в гигантский черный ров, угрожающей пастью разверзающийся перед нами.
И тут один за другим начали прибывать груженые чем-то самосвалы. Они подъезжали, останавливались, сбрасывая в карьер груз, водители выходили и поджигали его и сразу уезжали, уступая место для новых машин.
Сотни глаз следили за действом в ожидании, когда они закончат. Наконец последний самосвал уехал. Женщины выждали еще какое-то время - "чтобы никто нас не поймал", как объяснила мне Роза. И потом разом ринулись вниз - собирать "урожай".
Оказавшись вместе с ними внизу, я увидела тысячи и тысячи пестрых кусочков ткани, уцелевших в огне. Роза с дочкой начали искать наиболее красивые и крупные лоскутки. Но я не спешила следовать их примеру. Слова, что "нас могут поймать", произвели на меня впечатление. Но никто нас не выслеживал, и я, постепенно успокоившись, наклонилась сначала к одному, потом к другому... Итак, собрала целую сумку самых красивых на мой взгляд лоскутков.
Мы вернулись домой усталые и довольные. Разумеется, я отдала весь свой сбор Розе. Мне очень хотелось, чтобы она сделала из них самые лучшие поделки. К тому же я знала, что Роза продает изделия, и это неплохая поддержка к жалованью простой работницы. А где она работала, уже и не вспомню...
Поразительная история Розы научила меня уважать труд человеческих рук. Одно мне было непонятно, зачем нужно было сжигать прекрасные отрезы тканей? Неужели фабрика обеднела бы, если сотня женщин сошьют новые платья себе и дочкам, приучая их тоже к труду? Или изготовят искусственные цветы, коврики и покрывала?
Прошли годы. Наша жизнь изменилась нереально. И неожиданное неприятное открытие напомнило давний эпизод из детства. На экранах демонстрируют репортаж - под колесами самосвалов давят "санкционные продукты".
Потом еще большее варварство - давят человеческие мысли, ломают души, крушат надежды, искажают реальность, прикрываясь "добрыми намерениями", "заботами о людях". И тогда журналистам приходится собирать, точно по лоскуткам, уцелевшие от огня данные, свидетельства очевидцев, собирая из обрывков информации, правдивой и беспристрастной,цельное полотно того или иного важного события, о которой кому-то наверху очень хотелось бы забыть раз и навсегда.
Но из небольших рассказов складывается идеальный узор и получается "лоскутное одеяло" - история жизни большой страны.
Подпись
И.Г. Едрец
SOS! Срочно нужна помощь. Карта Сбер: 4817-7602-0876-3924
Свидетельство о публикации №216120301840