Эссе 2 Русское расовое движение нестяжательства

Русское движение «нестяжательства», в духовной борьбе Русского Расового Мiра, с экспансией западного иудохристианства

Эссе 2

Истину невозможно затоптать насовсем, она неминуемо прорастет через любые преграды и Мы с Вами должны и будем ценить ее многократно, обретя после стольких испытаний. Многое в сущности нестяжательства раскрывается через личности и судьбы его идеологов и сторонников. Поэтому, прежде чем излагать содержание данного учения, обратимся к их официальным биографиям.

«Главным идеологом нестяжательства был преподобный Нил Сорский (1433—1508). О жизни его сохранилось мало сведений. Известно только, что происходил он из боярского рода Майковых. В юности своей обитал в Москве, занимаясь переписыванием богослужебных книг. Еще в молодые годы принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Был в ученичестве у знаменитого в те времена по своим добродетелям старца Паисия Ярославова.

После этого Нил Сорский много странствовал по Востоку, побывал в местах, связанных с Иисусом Христом. Затем долго жил среди монахов русского скита на Святой Горе Афонской. Вернувшись домой, Нил Сорский, некоторое время жил в келье возле Кирилло-Белозерского монастыря. Но потом, не удовлетворенный образом своей жизни, ушел в лесные дебри за 15 верст от монастыря и там, на берегу речки Сорки (отсюда и прозвище его — Сорский) построил себе хижину и стал жить так, как хотел. В одном из посланий отсюда Нил Сорский писал: «И вот, по благодати Божией, обрел я себе место, угодное моему сердцу, так как оно мало «входно» для мирских людей».

Неподалеку от хижины Нила Сорского построил себе домик ученик его Иннокентий, тоже происходивший из бояр (Охлебининых). Потом стали приходить на поселение в это место и другие монахи. Так возник первый на Руси скит, или по-другому, пустынь — сообщество монахов, живущих в отдельных кельях, устроенных в лесных дебрях. Впоследствии Нил Сорский разработал для своего скита целый устав, в котором выразил многое из своего мировоззрения».

Моя вставка

Русская расовая мысль всегда (когда она действовала в нужном направлении, как в случае с уставом Нила Сорского) отражала вкупе все области жизни духа и тела. Так и наш первый Основной Закон Руси - Домострой, вырабатываемый веками, как отблеск расовых воззрений Ведической Культуры по охвату всех областей русской жизни, не случайно получил свое достойное завершение при Благославленном Царе Иване IV Васильевиче Грозном, великом духовно-социальном реформаторе. Хотя в последствии официально был принят только при сыне Горзного, Царе Федоре Иоанновиче.

 (правда Смутное Время нивелировало его действие, и после него, о Домострое уже вспоминали только в отрицательном смысле, вместо того, чтобы его постоянно обновлять его, в соответствии с изменением социальной жизни)

«Эта Нилова пустынь, расположившаяся на Вологодчине, стала колыбелью движения нестяжателей. Жизнь в глухомани не мешала Нилу Сорскому распространять свое учение посредством письменных посланий и устных речей. С этими последними, он выступал, и на соборах русской православной церкви. Особенно большую известность приобрела речь Нила Сорского на Соборе, состоявшемся в Москве в 1503 г. Именно на нем он призывал монастыри отказаться от земель и деревень и добывать средства для существования только «рукоделием». Там то, на Соборе в споре с ним и победили «стяжатели» Иосифа Волоцкого, сторону которых принял Великий Князь Иван III.

(монастырь в понятии «нестяжательной» мысли должен состоять в основном из трудников, которых принимали в обитель по их разным житейским и духовным нестроениям, а монахов там малость, людей принявших обет ухода от мiра и трудятся в монастыре все по способностям (вот откуда корни ереси «православного социализма») и большая часть трудников укрепившись духом в монастыре возвращалась в мiръ; так что монастырь выполнял своеобразные санитарные функции Русского Мiра и это тоже живой отблеск полнокровной Культуры Вед, традицию которой Нам с Вами еще предстоит возобновить и это одна из основных задач нашего русского обще-жития. К теме санитарного очищения духа Личности и Общества, как корневой в социальной жизни и первой непреложной функции Веры и Церкви, я буду и далее обращаться постоянно.

Умер Нил Сорский 7 мая 1508 году, составив перед тем удивительное по своему содержанию завещание — последнюю вспышку своей души. «Повергните тело мое в пустыни, — обращался он к своим ученикам, — да изъядят яе зверие и птица, понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения. Мне потщания, елико по силе моей, чтобы бысть не сподоблен чести и славы века сего никоторыя, яко же в житии сем, тако и по смерти... Молю же всех, да помолятся о душе моей грешной, и прощения прошу от вас и от мене прощения. Бог да простит всех». Не только в жизни, но и в смерти своей Нил Сорский остался верен своему учению.



Из последователей Нила Сорского необходимо выделить прежде всего Вассиана Косого (ок. 1470 — до 1545). Мирское имя его Василий Иванович Патрикеев. Он был князем, представителем знатного рода Гедиминовичей. В 1499 г. молодой князь по не вполне ясным из источников причинам был обвинен в государственной измене. Василий Патрикеев был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Здесь он, став монахом Вассианом, познакомился с Нилом Сорским. Учение последнего увлекло новоиспеченного монаха, и он поселился в Ниловой пустыни. Осенью 1503 г. Вассиан прибыл в Москву на церковный Собор, по окончании которого остался здесь, обосновавшись в Симоновом монастыре. Вскоре он становится самым ярым критиком церковной политики Иосифа Волоцкого и его сторонников — иосифлян. На церковном Соборе 1531 г. Вассиан Косой был обвинен в богословских промахах и осужден на заточение в монастырь.

К числу видных сторонников идеологии нестяжательства следует отнести и Максима Грека (ок. 1470—1556).

Келья Максима Грека стала местом, где регулярно собирались для обсуждения сложных философских и богословских проблем многие из тех людей, которые прославятся впоследствии в качестве видных русских мыслителей. Среди них были, в частности, Дмитрий Герасимов, Федор Карпов, Зиновий Отенский, Артемий Троицкий, Сильвестер.
В 1521 г. Максим Грек знакомится с Вассианом Косым, в результате чего обнаруживается, что греческий монах вполне разделяет основные принципы русской идеологии нестяжательства. Более того, Максим Грек становится активным проповедником этих принципов. в 1525 г. церковный Собор обвиняет Максима Грека в деяниях против православной веры и русской церкви и осуждает его к монастырскому заточению. Более четверти века Максим Грек живет в заточении: сначала в Волоколамске, затем, после вторичного осуждения на Соборе 1531 г., в Твери. Наконец в 1551 г. царь Иван IV, вняв "умолению" игумена Троице-Сергиевой лавры Артемия, освобождает уже дряхлого, больного Максима из заточения и разрешает ему провести остаток дней в этой знаменитой обители. Здесь Максим Грек и умирает в январе 1556 г.

Помимо Вассиана Косого и Максима Грека в числе сторонников нестяжательства находился и такой видный церковный деятель Московии, как упоминавшийся выше Артемий Троицкий. Судьба последнего была столь же печальной, как и первых: в 1553 г. Артемий был обвинен церковным Собором в склонности к ереси и приговорен к заточению в Соловецком монастыре. Вскоре после этого подверглась осуждению на заточение целая группа заволжских старцев — нестяжателей. В результате к 60-м гг. XVI в. нестяжательство, как социальное движение фактически прекратило свое существование, но идеи "нестяжательства", тем не менее легли в основу Русского Домостроя .


Рецензии