Провинциальное дворянство в романе Пушкина Евгений
Роман “Евгений Онегин” не мог бы считаться реалистическим произведением, если бы в нем не была правдиво отображена та среда, где выросли, сформировались и жили его герои. Картины жизни провинциального дворянства составляют неотъемлемую часть романа.
Пушкин дает полную картину быта, занятий, развлечений провинциальных помещиков, с иронией отмечает их низкий культурный уровень, убогое мировоззрение, примитивность интересов, жестокость по отношению к крепостным.
Так, дядя Онегина, “деревенский старожил”, свое время проводил в ссорах с ключницей, в праздном сидении у окна; он давил от нечего делать мух, играл в карты (“в дурачки”). Примечательная деталь: в его доме нет никаких книг, кроме “календаря осьмого года”. Автор с насмешкою отмечает, что, “имея много дел”, старик не смотрел в “иные книги”.
Не лучше выглядит и отец Татьяны, бригадный генерал в отставке. Он не препятствовал чтению книг дочерью, потому что считал их “пустой игрушкой”. Его времяпрепровождение почти растительное: “он в халате ел и пил”, хозяйством не интересовался, все препоручив жене.
Его жену, властную и в то же время простодушную крепостницу, в юности слегка коснулась цивилизация: она получила воспитание на французский манер. Умела русский звук “н” произносить в нос, звала Полиною Прасковью, от подруги знала имена героев модных романов. Но и эти поверхностные сведения скоро были утрачены. Оказавшись в деревне, мать Татьяны “хозяйством занялась”:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била, осердясь…
Замашки крепостницы, отдающей крестьян за провинность в солдаты, бьющей служанок, мирно уживаются с солением грибов и ведением расходов. Именно в саду старушки Лариной крестьянские девушки во время сбора ягод поют по приказу барыни, “чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели”. Выдумка рачительных провинциальных хозяев!
Ничуть не лучше и окружение Лариных. Помещики, сходясь по вечерам “дружной семьей”, беседуют “о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне”. “Разговор их милых жен” еще глупее. Сплетни, наряды, поиски женихов, обсуждение возможных свадеб. Барышни увлекаются альбомами, в которые переписывают пустейшие стихи.
Убийственна характеристика гостей Лариных. Здесь поэт поднимается до подлинной сатиры:
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков.
Значащие фамилии, короткие прицельные характеристики, дающие представление и о культурном уровне провинциальных помещиков, и об их социальной сути крепостников. “Седая чета” Скотининых, знакомая нам по комедии Фонвизина “Недоросль”, благополучно перекочевала из XVIII столетия в XIX век, не изменив своей сути.
Прошлое мирных помещиков нередко окрашено в зловещие тона. Таков, например, Зарецкий, “добрый и простой отец семейства холостой”. Не случайно его суда и сплетен страшится Онегин! В прошлом Зарецкий – “буян, картежной шайки атаман, глава повес, трибун трактирный”.
Внутренняя пустота, тупость, духовная леность в сочетании с расчетливостью, эксплуататорской сутью характеризует провинциальных помещиков.
Однако поэт отмечает в них и нечто такое, что отсутствует в жизни Онегина и других представителей столичного дворянства, - их близость к природе, народу, народным обычаям, поверьям, культуре. Так, Ларины “два раза в год” говели, любили народные развлечения: “подблюдны песни, хоровод”, “круглые качели”. Они отмечали масленицу “жирными блинами”, у них не переводился народный напиток – квас (“им квас, как воздух, был потребен”). Лучшие представители народа были воспитателями их детей. Такова няня Татьяны Лариной. Именно этой близостью к народной жизни обусловлены лучшие черты любимой героини Пушкина Татьяны Лариной. Такой тип личности не мог бы сформироваться в условиях столичной жизни, хотя, конечно, Татьяна в этой среде, по словам Белинского, “колоссальное исключение”.
Итак, сделаем вывод. Провинциальное дворянство, как его изобразил Пушкин в романе “Евгений Онегин”, отличает духовное убожество, невежество, низменность интересов. Помещики занимаются хозяйством, жестоко эксплуатируя крестьян, ревниво охраняя свои дворянские привилегии, “ярем барщины старинной”. Иные и хозяйством занимаются спустя рукава, разоряясь и опускаясь. Сплетни, пересуды, ловля богатых женихов, пустое времяпрепровождение – вот их привычные будни.
Но поэт не мог не отметить и такую их особенность, которая совершенно отсутствовала в жизни столичного дворянства, - их близость к народной национальной культуре, народным обычаям и привычкам.
Свидетельство о публикации №216120302286