Запах шиповника

Лето. Крестовский остров. По краю гребного канала цветёт шиповник - запах стоит божественный: заросли дикого шиповника, не облагороженного ножницами садовника. К нему не прикасался этот «варвар» …и художественный постриг не коснулся диких порослей того разросшегося, и разрастающегося всё больше с каждым годом,кустарника. Колючести прибавлялось к его жирным ветвям с огромными шипами. Его кроваво-красные, но такие нежные цветы, каждый раз безжалостно обрывались проходящими парочками, гуляющими по «дикой» части набережной, чтобы просто нюхнуть разочек, недолго пронести в руках, а потом, оборвав лепестки, просто выбросить на асфальт.
Ну, а что же ещё? А вот что – осенью, кусты покрывались разноцветными шариками плодов, которые играли на фоне листвы яркими огоньками, врывались во взгляд тех же гуляющих парочек, или, может быть, новых прогуливающихся по набережной Гребного канала. И теперь,уже осенью, прохожие рвали уже плоды, разворачивали его внутренности, доставали нежные семечки, или просто – кидались друг в друга целыми плодами. Вот такая забава…
Шустрые и предприимчивые городские бабульки собирали, налившиеся бордовым цветом плоды, и забирали их полными пакетами домой, чтобы после их высушить. А потом продавали их на прирыночной территории: «От всех болезней, и от простуды» - говорили они прохожим, суя под нос пакет со свернувшимися, твёрдокаменными ягодами. Такими неприглядными выглядели сморщенные комочки шиповника, не так давно пылавшие осенней красотой. Но, всё же и они приносили пользу, стоило только заварить в кипятке – и тут же наступал запах лета, вернее, его отголоски, конечно, а так же его полезность, что ли… Витаминный напиток при простуде. То есть, даже высушенный, и выжаренный в духовке, до полной сморщенности, шиповник хранил свой запах и свойства, и отдавал его людям.
И всё же – дикий шиповник, это ведь как та же роза, но которой, не коснулись селекционные мероприятия садовников? Мне тоже так казалось...
Так что же не хватало шиповнику «от» или… «по» жизни, чтобы стать той красивой, и облагороженной культурой – королевой сада, и клумб, конечно,розой?
Запаха? Запах шиповника был сильнее и нежнее.
Одного взмаха садового секатора? Вряд ли!
Одиночества? А ведь цветов на кустарнике всегда множество. Иногда, казалось, что это просто огонь горит – такое разноцветье наступало от распустившихся огромных цветов, да так, что было совершенно не видно листвы.
Или всё же чего-то другого? Возможно и так! Цветы на клумбах рвать запрещено, а вот сорвать цветок шиповника – это как-то не регламентировалось. Да и клумб на Крестовском не было. Это были просто заросли дикого шиповника, ветку которого сорвать было невозможно – шипы больно ранили, а вот к самому цветку руки протягивались и рвали эту распустившуюся, и нежно пахнувшую красоту совершенно запросто – стоило протянуть руку.
Но всё же – несмотря на всё и вся – шиповник распускался цветами, и год от года, всё больше и больше, разрастались кусты, радуя глаза своими «пожарными» цветами. И запах! Ах, какой запах – он манил сильнее, чем просто селекционная роза.
Вот – что бы цвести, подумалось мне – надо иметь сильные шипы. По-моему – это уже стало закономерностью! Или законом природы? Возможно и так.
К шиповнику, вне зависимости от наличия денежных средств, тянутся руки людей, чтобы прикоснуться к цветам и насладиться запахом. Да.

10.07.2006г.


Рецензии