2а. О доброте и нравственной глухоте

      Или "Эхо прошедшей войны-2":            
   Мой земляк, представитель старшего поколения жителей Нарьян - Мара, назову его З., прочитав на Проза.ру мою публикацию «Эхо прошедшей войны», обратился ко мне:  «Убедительно прошу удалить про эхо войны. Я об этом знаю и ты знаешь , а другим знать не к чему. Война  грязное дело, а мы не воевали, нам ли судить». А представитель среднего поколения, прочитав о самостийном Нарьян –  Мара, обиделся на мои слова о том, что стремление НАО быть регионом федерального уровня не только экономически нецелесообразно, но и аморально. Хотя я и объяснил, почему: в результате этого бюджетные затраты на одного жителя в НАО сегодня в десятки раз выше, чем у их соседей, проживающих в Архангелькой области.
 Единственно в чем он согласился со мной, цитирую: «А насчет сокращения чиновников, я с Вами согласен».
Это был его ответ на мои предложения: «Уточняю свои ранее присланные  предложения:
  Если бы в период с 2000 по 2013 годы руководство НАО вместо того, чтобы разбазаривать миллиарды рублей сверх доходов налево и направо, предусмотрительно вложило  их в добычу  алмазов в Мезени или, например, в развитие лесообрабатывающей промышленности, чтобы область отправляла за бугор не лес кругляк, а обработанную древесину. То сегодня, глядишь бы, и дыра в бюджете НАО была поменьше, и соседи мезенцы имели бы кое что с этого. А еще, для того чтобы  частично заткнуть дыру в бюджете, можно половину изнывающих от безделья чиновниц Нарьян  - Мара переквалифицировать в швей и организовать пошив спец постельного белья типа смирительных рубах для клиентов пенитенциарных учреждений (шучу), формы и рабочей одежды для работающих вахтовым методом нефтяников, газовиков, работников МЧС России и т.д.  Для этого не только миллиарда, а даже десятка миллионов может  не потребоваться. Если ваши деятели от экономики не знают, как это организовать, то пусть поедут перенять опыт в женскую колонию Орла, тюрьму Курска, или  в Боровуху -2, в которой я в данный момент нахожусь, и каждый вечер  наблюдаю, как швейная мастерская трудится в две смены, чтобы выполнить все заказы».    

Прочитав их отзывы, я невольно воскликнул: как все запущено (шучу). Потому счел необходимым продолжить разговор на эту тему. 
Я много раз своим оппонентам говорил и не один раз писал, что Россия страна огромная. И что в ней обитают  различные народы не только по национальности, вероисповеданию, но и нравственным укладам. Не буду говорить про все народы и народности, скажу только о русских. По моим наблюдениям,  русские на моей родине - Нарьян-Маре и русские центральной полосы России (Курской области и её окружающих), как говорят в Одессе, две большие разницы. Я имею в виду, не  отдельных личностей и тех, кто стал жителем Н-Мара за последние 20 лет, а  коренное население этих регионов. 
Северяне в массе своей добры, отзывчивы на беды других и не вороваты. Чего не могу сказать о жителях Курской области.    Чтобы не быть голословным,  позаимствую из своей книги «Все что в сердце отложилось» рассказ о том, как я переезжал из Литвы в Курск:
 «В конце 1991 года четырёхкомнатную квартиру в новом доме я получил. Что
это была за квартира! Ни  электросчетчика, ни газовой плиты, ни сантехники, ни балконных дверей не имелось: в момент между сдачей дома в эксплуатацию и заселением её навестили грабители и украли всё, что смогли унести.
Начались морозы. В квартире гулял холод и ветер. Чтобы не разморозить систему отопления, было необходимо срочно где-то достать и установить балконные двери. О фирмах по изготовлению и установке окон и дверей  мы ещё и не мечтали. На заводе «Маяк» работал деревообрабатывающий цех, и я обратился к одному из руководителей с просьбой изготовить двери. Ответ руководителя потряс меня до основания: «Зачем изготавливать, пойди и укради нужные тебе двери из соседнего, ещё незаселенного дома. Даже директор завод не смог помочь мне изготовить двери. И не потому, что заказ казался им очень сложным. Просто все вокруг искренне считали, что коль украли у меня, я должен сделать то же самое. Меня сердобольно проинструктировали, как это сделать: после работы нужно подойти к людям, охраняющим еще не заселённые дома, дать им денег на бутылку спиртного, а ещё лучше ; саму бутылку, и появятся двери.
Не оставалось ничего, кроме как выполнить инструктаж. Приготовив определённую сумму денег, я вошел в будку к охранникам и изложил свою просьбу. Они совершенно ей не удивились и велели подняться на второй этаж охраняемого ими дома, чтобы в одной из квартир выбрать, снять и унести требуемую деталь интерьера. Я тут же представил себе, как завтра в вечерних теленовостях Курска появится сообщение о том, что доктор технических наук, лауреат Госпремии СССР, тащил к себе домой украденную дверь.
Поэтому я объяснил «доблестным» сторожам о готовности заплатить не только за дверь, но и за её доставку. Они радостно согласились доставить дверь по указанному адресу. Впоследствии, я уже не удивлялся, когда на вопрос, где купить те или иные стройматериалы или сантехнику для восстановления ободранной квартиры, слышал ответ: украсть на стройке».
Мог бы еще привести примеры того, как по разному относились к учету и сохранению комплектующих (радиодеталей) во времена СССР на заводах Вильнюса в Литве и Курска в России,  выпускавших радиоизмерительные приборы, но не буду, чтобы не утомить читателей.
Но вот, что у  жителей Курска и Нарьян-Мара я заметил общего, так это нравственную глухоту, хотя она и проявляется  у них не в равной мере  и по разному . 
Попробую обосновать свое утверждение. В Курске из нового микрорайона  на работу в начале 2000-х годов я ходил пешком. Мой маршрут по новому микрорайону пролегал  по его главным магистралям, носящих имена выдающихся сынов не только Украины, но и Курской губернии: проспект им. Хрущева и проспект им. Брежнева. Не знаю, когда проспектам были присвоены эти гордые названия, но застраивались то они уже в годы, когда стало известно, как Никита Хрущев в 1937 году был руководителем партийной организации, которая требовала от  Политбюро ЦК ВКП большевиков дополнительные лимиты на расстрел врагов народа.   А добрейший Леонид Ильич не считал грехом украсть  в колхозе пару мешков зерна. Он, похоже, искренне считал, что в руководимом им СССР:  если «не украдешь, не проживешь». 
 В книге « О жизни в СССР, причинах его распада и последствиях», изданной в Н-МАре на стр. 261 я написал : «В  Западных Белоруссии и Украине, бывших окраинах Российской империи, также произошли  большие изменения к лучшему (в смысле материального обеспечения населения и нравственного становления его.) Другой вопрос, что их понятие о нравственности  не совпадало и не совпадает сегодня с нашим.  Я  в 60-80 е годы проехал и не один раз всю Беларусь,  несколько раз бывал на Украине, в том числе Западной, и видел это собственными глазами. В Западной Украине сельский люд жил в аккуратно побеленных хатах, перед каждой из которых стоял журавль – колодец, многие из которых  можно было причислить к произведениям искусства. По праздничным и воскресным дням улицы были запружены нарядно одетыми жителями, идущими в костел или на базар.
   А в центральной России (Курской, Орловской, Брянской  и других областях) даже в 80е годы в деревнях грязь беспролазная и бездорожье, избы-развалюхи. Порой единственный колодец на всю деревню и пьяные грязные бабы в разорванных галошах на босу ногу на улице. В 1992 г. в одной из деревень  Курской области  эти бабы меня чуть не избили за то, что я попросил ведро воды помыть свою машину. В  деревне колхоза, куда, любопытства ради, я повез свою семью помочь колхозу тяпать (пропалывать) сахарную свеклу,  был всего  один колодец и вода была на вес водки. Выкопать хотя бы еще один колодец было некому, т.к. все мужики от беспробудного пьянства отошли в мир иной.»
  К счастью,  в Н-Маре до этого не доходит. Хотя, как для курян Брежнев  был  одно время писаной торбой, так и для  Нарьян-Мара писаной торбой сегодня является Т.И. Сядейский. О котором, в книжке «Как утес мрачна ирония моя» я написал:
«В своих  же мемуарах Т.И. Сядейский характеризует Н.И. Корепанова  как руководителя колхоза  исчерпывающе коротко и ёмко:  истинный коммунист! И этот "истинный коммунист", говорят, сегодня собирает пустые бутылки в мусорных ящиках родного города. Похоже, Тихону Ивановичу и сегодня не в домёк, что уже в 70-е годы прошлого века эти слова в народе  были  ругательной, а не положительной оценкой деловых качеств руководителей хозяйств и предприятий. Не только в Москве и Ленинграде, но и в Ненецком округе народ знал, что истинный коммунист будет любой ценой  выполнять все  указания райкома партии, какими бы абсурдными они не были. И кукурузу будет сеять в Заполярье, и тунеядцев перевоспитывать. Вместо того чтобы  лучшим образом хозяйством управлять. Потому колхозники и не хотели принимать  в председатели колхозов кандидатур из рядов истинных коммунистов, навязываемых  им Т.И. Сядейским. 
        В Послесловии к своим мемуарам стойкий коммунист Т.И. Сядейский с болью в сердце восклицает: «Богатырскую страну разграбили... Хлебные поля забросили…Промышленность заглохла…Нравственность и совесть отменили…»
Все верно, товарищ Сядейский! Только с небольшими уточнениями:  в первый раз с нашей страной  сделали это большевики в 1917-1920 годы, которые, выражаясь их собственными словами, разрушили Российскую империю до основания.  Повторно сделали это в 70-80 годы прошлого века коммунисты, руководимые Л.И. Брежневым, присвоившим себе  за развал СССР  звание четырехкратного Героя Советского Союза, плюс Героя Соцтруда и Лауреата Ленинской премии. Да и вы, товарищ Сядейский,  тоже стали  героем Окружного масштаба: были трижды награждены орденами. Это под вашим с Брежневым  руководством страна пришла к краху в экономике, который наступил в 1990 году, и как  в годы войны - к карточной системе  на продукты, трусы и носки.  Ну, а завершили все это в 90-е годы идейные внуки большевиков – комсомольцы типа Гайдара, Березовского  и Ходорковского."
 На этих мемуарах тов. Сядейского, переиздавая их многократно рекордными тиражами, сегодня воспитывают молодежь НАО.
  Упомянутый выше  З. попросил меня удалить с Проза. ру статью «Эхо прошедшей войны», и я сделал это.
Хотя и напрасно. Так как считаю, что «народ должен знать своих героев в лицо». Жителям Нарьян – Мара много пишут о героическом прошлом их земляков – участников ВОВ. Только местный историк Ю.В. Канев опубликовал не одну книгу о них. Но как говорится, идеальных героев в реальной жизни не бывает. В подтверждение своих слов приведу пару примеров.  По случаю  65-и летия или 70-и летия окончания ВОВ, один из участников её в  воспоминаниях  в местной газете  рассказал, как его бойцы в качестве сувениров забирали кое что у жителей Латвии, после того, как их освободили.
 А дочь погибшего политрука в воспоминаниях об отце, с гордостью сообщила о посылках с фронта, которые присылал им отец. Когда они об этом писали, видимо, не знали, что если в 1941 году Сталин  приказом «Ни шагу назад» остановил отступление наших войск. То, кажется, в начале 1944 года, когда наши войска начали освобождать Европу, Сталин был вынужден принимать меры, чтобы остановить стремительно нарастающую волну мародерства.  Иначе, как нравственной глухотой авторов приведенных выше воспоминаний,  упоминание о том, что их герои имели отношение к  тому, что еще при жизни Сталина именовалось мародерством,  назвать не могу. Можно понять героев их воспоминаний, которые буквально ошалели, увидев после нищеты в СССР, как жили люди в буржуазной Латвии, не говоря уже о Восточной Пруссии. В результате не могли удержаться, и присваивали кое что из увиденного. Но  не авторов воспоминаний. Хотя и их понять можно, если учесть, что они выросли в стране, одной из любимых песен которой была песня со словами: « и все вокруг мое».
До них не дошло, что бойцы, позарившиеся на безделушки,  политруки, отправляющие посылки с фронта домой, и тем более те, кто как:
- знакомый мне по Каунасу командир дивизии «Катюш», вывезший из Германии столько ящиков  барахла, что  даже в середине 80-х годов не все их распаковал;
-  муж  певицы Руслановой, будучи генерал – лейтенантом Советской армии, отправлял на Родину из Берлина барахло эшелонами,
 в той или иной мере уподобились фашистам. Дав тем самым  повод для разжигания  на Западе и в республиках Советской Прибалтики волны русофобии еще в 50-60-е годы прошлого столетия. Которая, буквально захлестнула меня, прибывшего в 1963 году в центр национализма Советской Прибалтики Каунас в качестве молодого специалиста после окончания Ленинградского университета.
Более подробно о том, как эта волна формировалась в после военные годы, читатель может найти в Интернете, хотя бы, в трудах  Льва Копелева.
   P.S. Прежде чем опубликовать выше изложенное, решил заглянуть на сайт «Наръяна Вындер». И  там обнаружил статью «О казне и зарплатах», в которой нашел, думаю интересные не только для меня, сведения:
«По данным статистики, чиновники НАО, согласно данным Росстата, получают самую большую зарплату по России – 92 208 рублей. В Москве средняя зарплата работников органов исполнительной власти в первом полугодии составила 39 080 рублей, в Московской области – 35 699 рублей, в Санкт-Петербурге – 43 279 рублей, в Ленинградской области – 41 868 рублей.»


Рецензии