Репортажи

ВЕРНОСТЬ, или С ЛЮБОВЬЮ О РОДИТЕЛЯХ

Наверное, нескромно начинать рассказ о своих родителях с похвалы. Но я не могу иначе, не могу не поклониться им в пол. Когда я сам стал отцом семейства, я понял, какую неоценимую роль они сыграли в моём взрослении.

Стержень балгополучия
Мой отец Николай Матвеевич, высокий красивый мужчина из тех, кто до отчаяния нравится женщинам, был верен маме (пусть не покажется это странным). А мне он часто говаривал: «Вера бережёт родину, семью и любовь».
Мне не нравились его нравоучения, но я не осмеливался выражать своё недовольство и поэтому, видимо, был всегда в выигрыше. Отец меня баловал и исполнял мои желания, защищал от материнских упрёков, хотя и заслуженных.
Особенностью отца было то, что он любой промах недочёт или ошибку переводил на юмористическую волну. Досада, обила или разочарование сразу исчезали, мы смеялись всей семьёй. Отцовские шутки-прибаутки помогали быстро забыть неприятное. Его юмор, иногда и неудачный, но всегда неиссякаемый, словно очищал нашу жизнь, утверждая в доме атмосферу вдохновения и трудолюбия.
Отец, инженер-механик по образованию, занимал руководящую должность, но никогда этого не выпячивал, не бравировал своим положением. Он с восхищением рассказывал о рабочих-мастерах своего дела. Их работу он сравнивал с игрой на скрипке.
Отец был неравнодушен к музыке. Он считал, что без музыки жизнь бесцветна. У нас дома была целая гора пластинок с записями всевозможных музыкальных светил. Уже лет в 14 я мог вести беседы о музыке со взрослыми – со знанием дела. Это радовало отца, который на своём опыте убедился, что знание – это сила. В школе я был твёрдым «хорошистом», да вот не всё гладко было с физкультурой, которая проходила у нас в бассейне. Я по любым поводам избегал занятий, боясь признаться вслух, что боюсь воды. Когда отец об этом узнал, он не стал меня ругать или стыдить, а решил проблему по-мужски. Взял меня с собой в отпуск в дом отдыха на озере – и научил плавать. Учил нырять, задерживать дыхание, и развалясь, отдыхать на воде звёздочкой. Благодаря этому я так свыкся с водной стихией, что после школы поступил в мореходное училище и стал профессиональным моряком.

Символ благополучия
Моя мама Надежда Ивановна была симпатичной женщиной с огромной копной волос неопределённого цвета. Проникновенный взгляд её выразительных глаз магнетизировал собеседника и заставлял слушать её внимательно и беспрекословно. Наверное, поэтому она из простого аптекаря стала ведущим фармацевтом города.
На работе её считали очень строгой, да и по отношению к нам маминой строгости хватало сполна.
«Руки мыли?» – это был её постоянный ключевой вопрос. Человек с немытыми руками постоянно преследовался. Мы с отцом иногда посмеивались над этой её манией, но, возможно, поэтому у нас дома не было места болезням.
По воскресениям мы с отцом строем шли мыть руки и садились за обеденный стол. Стол был не накрыт. Почему? У нас был уговор, что в выходные дни домашним официантом становится тот, кто первым заговорит за столом. Эту миссию обычно брал на себя отец, а потом я. Отец всё равно торопился заговорить первым, и наши скороговорки очень веселили молчавшую маму.
Иногда мама предлагала мне помочь приготовить то или иное блюдо. Ох, и не нравилась мне эта кухонная возня! Но будучи достаточно сговорчивым сыном, я кое-чему из кулинарных премудростей обучился. Эти навыки очень пригодились мне впоследствии.
Никто в жизни не называл меня так ласково, как мама. Именно лаской она добивалась моего послушания.
Со временем моё неосознанное, а потом сознательное уважительное отношение к родителям обернулось для меня умением терпеливо выслушать собеседника, не лезть на рожон, соглашаться даже тогда, когда вроде бы нет никакого согласия.
Благодаря в первую очередь маме, я научился управлять своими чувствами. А что до каждодневной гимнастики, оздоровительных и гигиенических процедур, то это просто стало частью моей жизни. И тоже благодаря маме.
Мама была неутомимым организатором. Утром по воскресениям отец обращался к маме: «Мой генерал, чем сегодня займёмся?» - и загадочно улыбался по самые уши. Мама зачитывала план на день, мы с отцом что-то отвергали, с чем-то соглашались, но быстро находили общий интерес. И отправлялись или в лес, или на спортплощадку, или на недалёкие горы.
При этом, если у кого-то были важные дела, то вся семья организовывалась так, чтобы помочь скорее с этими делами разобраться – и всё-таки освободить выходной день для отдыха.
За ужином мама любила поговорить об интересных событиях в стране и за рубежом. Она постоянно выписывала и центральные газеты, и газеты и журналы для интереса: За рубежом, Науку и жизнь, крокодил и целую стопку других.
Для меня в слове «мама» слились благоразумие и житейский опыт.

P.S. Неслучайно рассказ о родителях называется «Верность». Согласитесь, что верность – это харизматичное по своей сути слово, вобравшее в себя преданность родному дому, семье, любви, а вместе с этим преданность родине и делу, которое избирает человек.
Это в который раз доказали мои родители. Они прожили долгую жизнь верными друг другу. Как голубки, заботились они друг о друге, обо мне, а потом о моей жене и внуках.
Дай бог, чтобы все родители были такими, какими были мои. Низкий поклон вам, мама и папа.


ФОРТЕ МОБИЛЕ

Наверное, я бы не стал писать о своей родственнице, если бы меня не покорила сила её духа. Зовут её Серафима Ивановна. Небольшого росточка, в идеальной весовой категории, в свои 75 она выглядит на 40. Общаясь с ней, я всегда думаю, почему старость обходит её стороной? Старость словно боится её активных действий, боится быть поглощённой неординарностью Серафимы, тогда как задача старости, наоборот, в наступлении и полной победе над человеком. 
Удивляет её готовность помогать всем родным, в первую очередь – внукам, а их у неё шестеро. Глядя на её лёгкую походку, я думаю, что у Серафимы ещё столько сил, что хватит и на правнуков.
Ей 75, а она продолжает работать. «Неужели мне столько? – смеясь, говорит она. – Я этого не чувствую». Никто на работе не слышал её охов и ахов по поводу жизненных неурядиц. «Мало ли чего ни бывает в жизни? Плохое забудем, переступим через неудачи и заострим своё внимание на добрых делах», - говорит она. «Вы оптимистка», - предполагаю я. «Нет, скорее и точнее – я альтруистка. Моё хорошее настроение и моё бодрое состояние духа нужны моим близким. Если же случается несчастье, то я, бывает, и всплакну, но тут же вытру слёзы и улыбнусь».
Улыбчивая женщина всегда привлекательна. Привлекательность – родная сестра Серафимы Ивановны, она выручает её, если когда что-то не ладится. Даже на грубость Серафима отвечает с улыбкой, говоря «Спасибо за комплимент». Это ставит в тупик грубияна любой масти.
До пенсии Серафима Ивановна работала на заводе, а потом устроилась в магазин промтоваров рядовым продавцом. Ей нравится помогать людям приобрести что-то полезное, говорит она. Она старается найти покупателю именно то, что ему нужно, а если товара нет, то она записывает требование в книгу заказов, и по поступлении звонит по телефону: так, мол, и так, приходите, уважаемый, за своей покупкой. Мы вас ждём.
Покупателей в магазине Серафимы Ивановны хоть отбавляй, она всё время на ногах.
Однажды, пару лет назад, я встретил Серафиму в частном спортивном зале и снова подивился духовной ненасытности этой женщины – так самозабвенно занималась она на тренажёрах. Когда я сказал хозяину спортзала, что этой женщине уже за 70, он очень удивился. «Внешне никогда не дашь ей столько лет. Но теперь я смогу предложить ей наиболее эффективный курс упражнений для такого возраста.»
На мой вопрос, какими судьбами её занесло в спортзал, она ответила с полной серьёзностью: «Вот, пришла подтянуть мышцы. На такие вещи я не скупясь трачу время и деньги.» «И вы делаете это в охотку?» «А как же! Вы, наверное, лучше меня знаете, что движение – это жизнь. Вы же сами, вон, выглядите настоящим спортсменом».
Серафима Ивановна, как я понял, крайне организованный человек. Может быть, кому-то это покажется смешным, но она многие годы живёт по режиму и считает, что именно режим, чёткое планирование дел на каждый день помогает ей оставаться, как в молодости, помощницей для родных и близких и при большой нагрузке не уставать.
Однажды я разговорился с мужем одной из трёх её дочерей. Мы с ним знакомы по службе. «Да, - согласился он, – но баба бойкая, командирша, каких свет не видывал. Командовала бы у себя дома, а то всё суёт нос в наши семейные отношения, и всегда я виноват перед женой и детьми. А то, что я не курю, не гуляю на стороне, всё время хлопочу по дому – это в счёт не берётся. Какому мужику это понравится?»
Такое откровение было для меня неожиданным. Я постарался сгладить наш разговор.
А у Серафимы Ивановны я осмелился спросить, есть ли у неё секрет молодости. «Вы не идёте на мировую со старостью и гоните её, как злую собаку со двора.» «Секрет прост, – ответила она лаконично. – Это здоровый образ жизни»


Рецензии