Рыцари неба-7. Генеральный
Герой Российской Федерации, лауреат Ленинской и Государственных премий, создатель самолетов мирового значения "СУ-30", "СУ-34" и др., Генеральный конструктор "ОКБ Сухого" Михаил Петрович Симонов.
Мне легко писать о нем, поскольку в первый период его творческой деятельности в течение 10 лет мне посчастливилось работать рядом с ним в одном конструкторском бюро..
Мне трудно писать о нем, потому что он стал многогранной Личностью истинно мирового масштаба.
И я с уверенностью могу сказать, что Михаил Петрович Симонов выделялся среди окружающих его людей, в том числе, и из среды педагогического коллектива казанского авиационного института. В полной мере исполнилась педагогическая заповедь – «ученик, превзойди учителя».
Талант, как говорят, и я разделяю эту точку зрения, дается человеку свыше.
Поэт мыслит стихотворными, писатель событийными, композитор музыкальными образами. Конструктор - техническими схемами будущих самолетов, ракет. Но в отличие от первых,конструктор обязан учитывать не только эстетику создаваемых аппаратов, но и их значимость, их необходимость для страны. Но гениальных творцов искусства и техники, как показало время, объединяет их превосходство над обыденным мышлением, и даже над умами «власть имущих» - определяющих возможность такого творчества. И особенно это их давление пришлось на период «шестидесятников». Только сейчас я вдруг понял, что именно в эти годы развивался талант будущего Генерального.
Не вдаваясь в технические подробности, хотел бы отметить его инженерное чутье, как бы сейчас сказали, к запросам рынка. Его первый серийный двухместный учебный планер КАИ-12 был основным в большинстве аэроклубов Советского Союза. А рекордный планер открытого класса "КАИ – 19" знал весь профессиональный спортивный авиационный мир.На нем, как и на КАИ-14 установлено несколько мировых рекордов. Я до сих пор храню копию письма американского планериста, который поздравляет Михаила Симонова «с покровительством" отличной машины» (планера "КАИ-14", автор и просит назвать стоимость, чтоб приобрести этот планер. И это в то далекое время, на заре творческой деятельности Гения Симонова.
Высокий, с правильными чисто русскими чертами лица, он уже тогда ставил в тупик партийных руководителей своими идеями о развитии авиационной техники. Но, увы! Слишком неудобен был «вольнолюбивый и непокорный» конструктор М.П.Симонов для партаппаратчиков, чтобы они поддержали его успехи. Он был настолько колоритной и исключительной фигурой, противопоставившей себя косной партийной системе, что его знали, но не хотели признавать партийные функционеры.
Он удивительно полно охватывал и решал различные вопросы, принимая нестандартные решения. И очень часто и в этот период и в дальнейшей работе над сверхзвуковыми самолетами он всю ответственность брал на себя.
Не просто было отстоять на техническом совете в ДОСААФ и министерстве компоновку планера с полу лежачим положением пилота.
А еще был такой случай. На "СУ-24" появился дефект, и механик, обнаруживший его, отказался выпустить в полет. На гладкой, отполированной поверхности одной из деталей обнаружилась трещина. Это теоретически может привести к опаснейшим последствиям. Но нельзя было терять темпов испытаний самолета, который должен стать по своим данным соперником американскому F-111, и Симонов взял ответственность на себя, подписав полетный лист. Полет на пикирование прошел успешно.
К сожалению, качественное развитие авиационной техники не обходится без жертв. Тяжелейшая авария планера "КАИ-14" и катастрофа уже другого самолета "СУ-24", после которой на густой шевелюре головы Генерального появились поляны «серебристых» волос, лишь некоторые примеры ответственной и суровой жизни Симонова.
А чего стоит легендарная посадка самолета СУ-33 на авианосец? И тоже вопреки мнениям высшего руководства отрасли.
Уникальная интуиция Симонова помогла создать самолеты СУ-27УБ, СУ-33 и др. На его самолетах установлено несколько десятков мировых рекордов.
8 апреля 1998 года Михаилу Петровичу было присвоено звание «Человек-легенда авиакосмической промышленности". Его имя занесено на Доску почета Зала славы в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне.
Для меня Михаил Петрович всю жизнь был эталоном, с которым я сверял не только поступки тех, кто был рядом, но и свои собственные. Он для меня был и остается светом звезды далекой, но ярко освещающей мой собственный производственный и жизненный путь длиною более четырех десятков лет.
В своих дальнейших рассказах я еще вспомню об этом удивительном и Генеральном Человеке.
Виктор
Свидетельство о публикации №216120300569
Александр Лиханов 12.12.2016 21:17 Заявить о нарушении
Виктор Як Чернявский 13.12.2016 06:53 Заявить о нарушении