Крик души 11. Рассказы отца-фронтовика о войне

     Наш отец-фронтовик - Асфаганов(Шаяхметов)Карип, прошедший всю войну от начала до конца, израненный осколками от немецкого снаряда, пробитый пулями, искалеченный телом, но не упавший духом, вернувшись с войны, продолжал упорно трудиться на благо нашей Родины, и попутно работать над своим самообразованием.
    Для того, чтобы быть в курсе всех событий страны и оставаться политически грамотным человеком - коммунистом, выписывал огромное количество газет и журналов. Каждая газета очень внимательным образом перечитывалась, изучалась им, он был продвинутым человеком. Ведь не зря еще в свои молодые годы даже преподавал в младших классах. Он изучал все законы, статьи, кодексы. К нему вся деревня ходила за помощью. Никогда и никому не отказывал, был хорошим товарищем для всех, но, к великому сожалению, дома был совсем другим, особенно, если был навеселе. Тогда покоя дома не было никому. Но мы понимали, что всё пережитое на жестокой войне пытался заглушить горячительным. Мы гордились им, но переживали, что губит уже слабенькое свое здоровье. Пусть даже такой, но он наш отец, он дал нам жизнь.

    А когда был трезвым, вечерами мы садились вокруг него, и он с нами занимался изучением других языков, чтением и правописанием, учил читать и писать не только на русском, но и на арабском, на латыни. Я до сих пор помню все эти наши занятия и без запинки могу читать и писать. Частенько этим пользовалась в юные годы жизни для засекречивания своих девичьих писем.

    Очень часто вспоминал и рассказывал нам про однополчан, неумело вытирая слезы, тихо плакал. С замиранием сердца слушали его, пытались хоть на миг представить себе всю эту ужасную войну. До сих пор в памяти некоторые имена и фамилии его боевых друзей, с кем рука об руку, плечом к плечу, перенося все тяготы и лишения, боль и разруху, голод, ранения и смерть близких друзей ему пришлось пройти через ад войны. У меня сохранилась документальная книга воспоминаний о войне, о его товарищах, которую мне подарил сам автор этой книги - Иван Матвеевич Гончаров, житель г.Санкт - Петербурга, в то время назывался Ленинградом, который прошел нелегкий путь вместе с нашим отцом. 

    По счастливой случайности я оказалась в Ленинграде и находилась там в течение целого месяца. Мы заранее созвонились с Иваном Матвеевичем и, через некоторое время я была приглашена в гости. Меня приняли, как самого дорогого гостя. Ведь я была дочерью его однополчанина и боевого друга, и была горда тем, что отца помнят и чтут.

    В этой книге описывались эпизоды, о которых мы знали еще с детства, по рассказам папы. Читая, трудно оставаться равнодушным к происходящим в этой войне.
    Глубоко в сердце засел рассказ «Поединок с танком». Это про нашего отца, как он вел бой с немецким танком. 
Я помню его слова:
- Дети, тут главное железные нервы нужны, чтобы раньше времени не обнаружить себя и перехитрить немца, и ударить по нему в неподходящий для него момент. 
    Папа был командиром орудия, калибром в семьдесят шесть миллиметров. Воевал в действующей армии, на переднем крае, под командованием полковника П. А. Батова, впоследствии получившего звание генерал - майора. Папа говорил:
- Вот представьте, дети, немец тебя видит и ты его видишь, как же тут выдержать? А выдержать нужно, чтобы бить, так бить. Иначе сам можешь навечно остаться лежать на поле боя. Тут нужна выдержка и смекалка.
    Но не всегда можно было предугадать, что будет уже через секунду. На то она и передовая, где мало кому удавалось выжить. 
   
    Это было на Курской Дуге. Грандиозное было сражение. Жестокая мясорубка. Погиб весь расчет орудия - семь человек. Отец был тяжело ранен. И его с разорванной грудной клеткой, висящими клочками мяса, с переломанными и торчащими снаружи голыми ребрами, с глубокой рваной раной на спине, всего нашпигованного осколками от немецкого снаряда, почти без признаков жизни санитары вытащили из поля боя.   
Мама рассказывала:
- Когда ваш отец пришел с фронта, на его спине была глубокая яма. Купая в бане, переворачивала на живот, для интереса наливала водичку в эту ямку. Туда умещался целый литр!
    Это только вдуматься. Какая же была жуткая рана!   
Вся его грудь в орденах и медалях. Как ни горько об этом говорить, но только все эти награды ему в жизни ровным счетом ничего не дали. Но он всегда, до конца своих дней оставался патриотом своей Родины. Он был честен, был очень скромен. Никогда ничего для себя не просил, тем более, не требовал. И льготами, которыми наделили ветеранов, участников ВОВ, наш отец даже не успел воспользоваться.
 
    Спустя тридцать четыре года после окончания войны зашевелились осколки в его легких, продолжая резать на кусочки, словно, острой бритвой, израненное в жестоких боях тело, легкие.
   Таким беспощадным эхом отозвалась война, продолжая косить, убивать, как стервятник уже бывших воинов-солдат, которые не жалея себя, кровью и потом защитили, отстояли нашу Родину дорогой ценой - ценой своего здоровья, ценой своей жизни.
И мы - дети этих воинов-солдат, рожденные уже после войны, не должны забывать, а должны свято помнить, какой ценой досталась нам Победа.
(продолжение в рассказе 12."Ревизионная комиссия")
( послевоенное фото моего отца)


Рецензии
Эльвира, спасибо за искренний рассказ об отце. То было великое поколение, победившее фашизм! С искренним уважением,

Элла Лякишева   14.04.2020 16:03     Заявить о нарушении
Спасибо,Эллочка, за теплый отзыв! С уважением Эля.

Эльвира Рокосова   15.04.2020 09:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.