История пиратства

      Кто же такие пираты? Откуда и когда они появились? Кто такие корсары, флибустьеры, буканьеры?  И почему эта «профессия» сохранилась до наших дней, в то время, как «работы» тех времён давно канули в лету? Почему имена многих кровожадных и беспощадных предводителей пиратов присвоены островам, проливам, мысам и даже государствам?
       В наших статьях мы попробуем ответить на эти и другие вопросы, касающихся пиратства.
1. Пиратство. Начало.
       Пира;ты — это морские или речные разбойники. Слово «пират» (лат. pirata) происходит, в свою очередь, от греч. ;;;;;;;;, однокоренного со словом ;;;;;; («пробовать, испытывать»). Таким образом, смысл слова будет «пытающий счастья», джентльмен удачи. Так сложилось, что в отличие от разбойников на больших дорогах пиратам добавили романтики, хотя они также грабили, убивали, а также брали в плен людей и продавали в рабство. Несмотря на страшные преступления действия пиратов описывались великими поэтами в поэмах, стихотворениях, мифологических рассказах и романах. Конечно среди пиратов были и хорошие мореплаватели, которые совершили много важных географических открытий, о которых будет рассказано отдельно.
       Начало и расцвет пиратства относят к периоду гражданских войн в Римской империи. Войны и отсутствие контроля на море привели к тому, что простые торговцы, гонимые алчностью, увидели в разбое источник лёгкой наживы. Сильному развитию пиратства в 63 веке до н.э. способствовал и царь Понтийского государства Митридат VI Евпатор, подписавший договор с киликийскими пиратами и выступавший против Римского правительства. Кроме разбоя на море морские разбойники начали нападать и на порты Рима.
       Конечно против пиратов велась борьба. И одним из первых борцов был дневнеримский государственный деятель и полководец Гней Помпей, который в 67 году до н.э., командуя своим флотом, загнал киликийских пиратов в их крепости, а те, кто были пойманы, были казнены через распятие.
Несмотря на борьбу с пиратством, которая ведётся и до наших дней, разбой на море продолжал развиваться по всему миру, с каждым днём становясь всё более преступней и кровожадней.
          Кроме названия «пират», стали появляться и другие определения морских разбойников, в зависимости от рода их деятельности,  района базирования и «работы». Тевкры- появились в XV-VI веках до н.э. на Ближнем Востоке. Во время Троянской войны были уничтожены объединёнными силами греков. Но и в Греции, на острове Скирос появились свои пираты - Долопийцы, орудовавшие в Эгейском море. Много греческих купцов были ограблены и проданы в рабство. В 478 году до н.э. они бежали и попросили помощи у Симона, командующего афинским флотом. Солдаты Симона высадились на остров Скирос, базу долопийцев, и захватили остров, а самих пиратов продали в рабство. Берберские пираты из Северной Африки наводили ужас на торговые корабли  и прибрежные земли Средиземного моря. Использовали быстроходные суда шебеки. Базы пиратов находились в портах Алжира и Марокко. Интересный факт - это то, что предводителями разбойников являлись реальные правители этих стран.
        Были пираты и в России. Ушкуйники-новгородские речные пираты. Название "ушкуйники" связано с названием судна, на котором ватаги совершали набеги и походы. Ушкуй – узкое, легкое и быстроходное речное судно на 20–30 гребцов. Считается, что ушкуйники – это боевые отряды новгородской молодежи – потомки русских варягов, и они представляли собой неофициальный военный флот Великого Новгорода в XIV веке. Новгородское вече и новгородские бояре поручали им сбор дани с обширных северных владений Новгорода, а также другие опасные предприятия от верховья Волги до Астрахани. Правители города осознавали, что ушкуйники явно превышали выданные им полномочия, грабя, убивая и насилуя. Нападение и разграбление Костромы вынудило правителей перенести город на более безопасное место. Но некоторые историки считают, что ушкуйники - это обычные разбойники, которых иногда использовали купцы и князья для проведения тайных жестоких и противозаконных операций, нанимая их за немалую плату.
       Корсары, буканьеры, каперы, приватиры, флибустьеры – это определения, относящееся к пиратам. Разобраться в этих названиях поможет следующая статья.
2. Виды пиратов /основные понятия/
      Названий много, но смысл, наверное, один: Пираты – это разбойники любой национальности, во все времена грабившие корабли на море и нападавшие на портовые города. К началу XIV века относят появление слова корсар – это название капера(германская языковая группа) в странах романских языков, от итальянского «корса» и французского  «ла корса». В англоязычных странах – приватир (латинское privatus – частный). Корсары, каперы и приватиры получали от властей каперское свидетельство (корсарский патент) , дающее право официального грабежа и уничтожения кораблей неприятелей. Имея каперское свидетельство, капитаны пиратских кораблей заходили в порты дружественных стран и не боялись быть казнёнными за свои разбои и грабежи. Правда в документах, выдаваемыми правительством были и некоторые обязанности для кораблей. Например, они могли быть привлечены во время военных действий для участия в морских сражениях. И, конечно капитаны обязаны были отдавать часть добычи правительству страны, выдавшему патент. Не секрет, что капитаны часто нарушали свои обязательства, не желая делиться добычей. Они также нападали на корабли стран союзников. Самыми дисциплинированными были берберские корсары, а беспредельщиками, грабившими всех подряд считали мальтийских корсаров.
     Буканиры, буканьеры. Изначально так называли охотников с Гаити, которые солили и коптили мясо убитых животных. (от фр.boucanier –«жарящий целую тушу»). В начале XVII века охотники (в основном это были французы)  были изгнаны испанцами с острова Гаити на соседнюю Тортугу, а затем попытались изгнать их и оттуда. Обозлённые охотники вышли в море и объединились против испанцев, став пиратами – буканьерами. К новоявленным пиратам присоединилось множество других французов, голландцев и англичан, которые стали промышлять пиратством против испанских судов, с успехом используя свои охотничьи навыки при нападении на испанские галеоны . Вскоре буканьеры набравшись опыта и силы , стали нападать на побережье испанской Америки и грабить города. Англия увидела в буканьерах дешёвую военную силу и легализовала их действия, выдавая корсарские патенты, требуя в замен часть награбленной добычи. Одним из самых известных буканьеров был Даниель Монбар, ограбивший и уничтоживший неисчислимое количество кораблей и убивший огромное число испанцев, за что и получил кличку Exterminator – «Истребитель». Другим был адмирал Генри Морган, который за свои заслуги был посвящён в рыцари королём Англии Карлом II. О капитане и адмирале целой пиратской флотилии мы расскажем в отдельной статье.
     Флибустьеры. Возможно название происходит от голландского «флибьютор» - «волный добытчик», или от английского “free boater” – «свободный лодочник/корабел». Флибустьеры – это «Пираты Карибского моря», которые жили на острове Гаити. Расцвет их деятельности приходится на вторую половину XVII века, когда их ряды значительно пополнились буканьерами, охотниками, которым надоела тяжёлая работа и бедность, а затем ещё и начавшиеся нападения испанцев. Измученные охотники стали вооружаться и разразилась настоящая война с испанцами. Они обосновались на острове Тортуга, одной из баз флибустьеров, к которым они вскоре примкнули. В середине 60-х годов XVII века слова «буканьер» и «флибустьер» стали синонимами. До 90-х годов флибустьеры контролировали весь Карибский бассейн. Последним самым сильным их деянием стал поход в 1695 году, когда обогнув мыс Горн и грабя всех на своём пути, они достигли Панамского перешейка со стороны Тихого океана. Но неожиданно заключившие мир вчерашние враги Испания и Англия, объявили флибустьерам настоящую войну. Правительствам этих стран сильно помогли «вчерашние» пираты, предавшие своих коллег. Одним из них был адмирал Генри Морган, назначенный затем за эти заслуги губернатором Ямайки. К началу XVIII века флибустьеры были почти полностью уничтожены, а оставшиеся в живых перебрались к Индийскому океану.
    Есть и менее известные названия пиратов. Капер, приватир - частное лицо с лицензией на захват и уничтожение неприятельских кораблей в обмен на обещание делится добычей с нанимателем.
     В заключении надо заметить, что различия между корсарами, флибустьерами, каперами, буканьерами и приватирами были весьма условны и малы. Вчерашний буканир, сегодня становился капером, а завтра мог стать обычным пиратом.
 3. География с именами пиратов. Пролив Дрейка.
Пролив Дрейка (англ. DrakePassage) -самый широкий пролив  между Атлантическим и Тихим океанами: его ширина составляет 820 км в самой узкой части, местами достигая 1120 км. Протяженность пролива — 460 км, глубина – от 276 до 5250 м. Пролив расположен между южноамериканским архипелагом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами (Антарктида), омывая берега Аргентины, Чили и Антарктиды.
Сэр Фрэнсис Дрейк (англ. FrancisDrake; около 1540 — 28 января 1596) — английский мореплаватель, корсар, вице-адмирал (1588). Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (в 1577—1580 гг.). Активный участник разгрома испанского флота (Непобедимой Армады) в Гравелинском сражении (1588), благодаря умелым действиям Дрейка, англичанам удалось получить преимущество над превосходящими огневой мощью силами противника.
Биографии Фрэнсиса Дрейка хватило бы для многих книг или фильмов. Уже о многом говорит один тот факт, что её величество английская королева Елизавета I за определённую долю в коммерческой сделке с пиратом, дала ему полное покровительство, спонсировала его первые походы и даже подарила ему лично шелковый шарф с вышитыми золотом словами: «Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог». И это вместо того, что казалось бы делом чести и долга королевской особы – бороться с разбойниками и пиратами. Правда и добыча, привозимая Дрейком тайно лично королеве, была велика. За один поход пират отдал её величеству 600 тысяч фунтов (годовой доход английской казны в те времена был 300 тысяч фунтов). Надо признать, что склонить к такому главу одного из крупнейших европейских государств, нужен был большой талант. И Френсис Дрейк был за это вознаграждён не только покровительством королевы, но был посвящён в рыцари и стал национальным героем. Тем не менее, нельзя исключить из биографии «героя», что он более двадцати лет грабил и убивал по всему свету. Дрейк был властным, раздражительным, с бешеным характером, жадный и мстительный – за что его называли «железный пират». Но в этой статье постараемся ограничиться только теми деталями биографии, которые характеризуют Френсиса Дрейка, как моряка и человека сделавшего много географических открытий в Америке. Во время одного плавания длиной в три с лишним года, грабя все встречающиеся корабли, Дрейк, чтобы избежать встречи с армадой противника, вынужден был искать новые пути, чтобы вернуться в Англию. Вот тогда он и совершил второе в истории кругосветное плавание (после португальца Фернана Магеллана в 1519-1522 годах). Кроме ценностей, которые адмирал-пират забирал с захваченных кораблей, Дрейк забирал карты, которые испанцы составляли во время их плаваний.Он заметил, что они были составлены не точно. Его двоюродный брат Джон, который плавал вместе с ним, по поручению Дрейка вносил исправления на карты. В результате были составлены карты сотен тысяч квадратных километров. После плавания Дрейка Южная Америка стала иметь правильные очертания известные в настоящее время.
Надо отдать должное адмиралу-пирату, который, начав юнгой в 10 лет, в 16 уже стал капитаном. В 22 года Дрейк уже принимает активное участие в сражениях на море и на суше. Цель - добыть рабов. С этим грузом флотилия из шести кораблей, капитаном одного их которых был Дрейк, встречает испанскую эскадру из 13 кораблей. После ожесточённого сражения в Англию возвращается только один корабль – Дрейка, который гонимый местью, тщательно готовится к новым походам. В 1569-1571 годах он совершает ещё два разведывательных плавания через Атлантику, а в 1572 году высаживается на побережье с целью захватить Номбре-де-Диос, который пираты считали «сокровищницей мира». В этом походе Дрейк был сильно ранен, в одном из сражений погибает один из одиннадцати его братьев, а потом от болезни умирает другой. Но ни собственные ранения, ни смерть близких не могли остановить Дрейка. Ухитрившись прорваться сквозь армаду испанских кораблей, адмирал с большим количеством драгоценного груза вернулся в Англию в 1573 году. Будучи состоятельным человеком, Дрейк перестал быть зависимым от богатых судовладельцев, а после участия в подавлении ирландского восстания был принят в высших кругах. Англия готовилась к войне с Испанией и Дрейк разработал план морских экспедиций для нанесения ударов по испанским владениям в Америке на государственном уровне. Королева Англии тайно поддержала мероприятие, внеся значительную сумму денег. В 1577 году, имея звание контр-адмирала, 32-летний Фрэнсис Дрейк с флотилией из пяти кораблей и более 160 человеками экипажа вышел из английского Плимута в море. Сам Дрейк находился на флагманском корабле «Золотая лань». Надо заметить, что корабль, на котором адмиралу предстояло провести около трёх лет и совершить кругосветное плавание, был всего 23 метра длиной и шириной менее 6 метров. Флотилия Дрейка прошла длинный путь из Северного в Южное полушарие, нещадно расправляясь с испанскими галеонами, грабя и убивая экипажи. В апреле 1578 года флотилия адмирала благополучно подошла к берегам Южной Америки, а в августе, пройдя вдоль Аргентины, флотилия вошла в сложный для плавания Магелланов пролив. (Есть версия, что Фрэнсис Дрейк проходил этим проливом раньше Магеллана. По другой версии именно после плавания Магеллана океан назвали Тихим – ему просто повезло с погодой, а если бы Дрейк был первым, океан имел бы другое название).
Оказавшись в необозримых просторах Тихого океана, флотилия Дрейка попала в жестокий шторм, который продолжался 52 дня. Из всех кораблей остался только один – «Золотая лань». Корабль Дрейка отнесло штормом далеко на юг. Если бы этого не произошло, адмирал Френсис Дрейк не сделал бы важного географического открытия. Измученная команда нуждалась в отдыхе и корабль останавливается на одном из островов Огненной Земли. (Остров у южной оконечности Южной Америки в составе архипелага Огненная Земля, отделён от материка Магеллановым проливом). Архипелаг был открыт Магелланом, но именно Дрейк понял, что дальше на юг уже нет ни материков, ни островов. Так Дрейк случайно открыл, что Огненная Земля – последняя суша Южной Америки. И только в XIX веке, после открытия Антарктиды, пролив между ней и Огненной Землёй, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, назвали проливом Дрейка.
После ещё одной неудачной попытки преодолеть господствующие в этих широтах сильные западные ветра, корабль Дрейка взял курс на север, где адмирал надеялся найти пропавшие корабли своей флотилии. (Было условлено место на западном побережье Чили). Моряки периодически высаживались на берег для пополнения запасов пресной воды, продуктов и для отдыха. Местное население – индейцы мирно относились к пиратам (кроме одного случая, когда двое из экипажа были убиты, а Дрейк получил стрелу в лицо). Индейцы помогли кораблю найти дорогу в гавань Вальпараисо, занятую испанцами. Кроме испанских кораблей там никогда не видели других и поэтому «Золотую лань» приняли за свой корабль и салютовали ему флагами и барабанной дробью. Испанцы испытали настоящий шок, когда подверглись дерзкому налёту команды адмирала, которая легко завладела стоявшим в гавани испанским судном, а затем разграбили город. Дрейк даже отпустил испанских моряков, одарив их небольшой частью из награбленного. (Дрейк неоднократно так делал и до этого, если всё проходило удачно. Возможно из-за этого и появилось выражение «джентльмены удачи»). Пробираясь вдоль западных берегов Южной Америки, Дрейку сопутствовала удача и это принесло адмиралу немалые барыши. Конечно надо заметить, что кроме удачи Дрейк и его команда обладали большой хитростью, смелостью или даже дерзостью. Однажды Дрейк ухитрился под покровом ночи проникнуть в гавань, где находилось 30 испанских кораблей, стоящих на якорях. Большинство экипажей находилось на берегу, и Дрейк со своими моряками беспрепятственно проникал на суда, а покидая их, обрубал якорные канаты. В результате стоянка испанских кораблей превратилась в хаос и «Золотая лань» спокойно ушла из гавани. Информация о дерзком пирате распространялась по всему побережью, много кораблей пыталось преследовать Дрейка, но «Золотая лань» была неуловима. Дрейк продолжал искать пропавшие корабли своей флотилии, заходя в устья рек и гавани. Но безуспешно. Тогда адмирал начал думать о возвращении домой, но, как он верно предполагал, информированные испанцы отрезали ему все надёжные пути. Магелланов пролив – путь из Тихого в Атлантический океан. Район Молуккских островов – путь из Тихого в Индийский океан. И даже Карибское море – испанцы предполагали, что Дрейк, бросив свой корабль в Тихом океане, пересечёт Панамский перешеек и, захватив какой-нибудь корабль, постарается уплыть в Англию. И Дрейк решил выбрать северный путь, обойдя Америку там , где ещё никто не ходил. «Золотая лань» пошла на север вдоль Южной, а затем и Северной Америки. Но никакого прохода на восток не было. Дожди сменились снегопадами, снасти покрывались слоем льда. На корабле началась паника. Достигнув широты 48 градусов – места, где никогда не бывал ни один корабль, Дрейк решил вернуться южнее и плыть на запад через Тихий океан к Молуккским островам. Выход в Индийский океан «Золотая лань» искала почти месяц, а затем налетела на подводную скалу. Только мужество и большие организаторские способности адмирала помогли спасти корабль. К этому надо добавить и ещё одно положительное качество Дрейка – политическую дальнозоркость и умение ладить с чужеземцами. Корабль неоднократно приставал спокойно к островам для ремонта, а местное население снабжало экипаж провизией. (В отличие от Магеллана, который вмешался м междоусобную войну племён и погиб на одном из Филиппинских островов). В награду за многие тяжёлые испытания весь путь корабля Дрейка по Индийскому океану проходил при попутном ветре и благоприятной погоде. Пройдя мимо Африки, и обогнув мыс Доброй Надежды, в сентябре 1580 года корабль Дрейка подошёл к Англии, завершив кругосветное плавание. Кроме того, это было первое в истории кругосветное плавание, закончившееся успешно.
Кроме этого, по мнению Дрейка, успех плавания заключался в значительном уроне испанской короне и 4700% прибыли, большая часть которой была отдана королеве.(К тому времени Испания уже временно помирилась с Англией и испанский король требовал отдать ему голову адмирала). Но Френсис Дрейк стал национальным героем, толпы людей собирались на улицах, чтобы увидеть его. В его честь слагали стихи и песни. На борт «Золотой лани» прибыла королева и на состоявшейся торжественной церемонии опустила меч на плечо адмирала, произведя его в рыцари. После этого владелец огромного состояния, славы и титулов, Дрейк 8 лет занимался своими поместьями, был мэром города Плимут, совершал поездки ко двору королевы и заседал в английском парламенте. Но характер морского волка не позволил дальше вести такой образ жизни и в 1588 году адмирал Дрейк принял активное участие в разгроме непобедимой испанской армады кораблей. Но вновь обрушившаяся на Дрейка слава и благосклонность королевы была разрушена неудачной морской экспедицией к Португалии. В один миг были забыты былые заслуги. Чтобы восстановить свою репутацию, Дрейк снова отправляется к берегам Америки. Но видимо удача уже отвернулась от прославленного моряка. Наученные горьким опытом испанцы, были готовы к отпору и постоянно наносили ощутимый урон англичанам. К тому же, тропические болезни уносили много жизней моряков. Не обошла стороной болезнь и Дрейка – он тяжело заболел дизентерией. Почувствовав приближение смерти ночью 28 января 1596 года, Фрэнсис Дрейк с помощью слуги облачился в рыцарские доспехи, как положено настоящему воину, и на рассвете умер. Его, как и всех, кто умирал в море, в море и похоронили по древней традиции.
Возможно Фрэнсиса Дрейка можно осуждать, как дерзкого пирата, но нельзя убрать его заслуги, как отважного моряка, исследователя и первооткрывателя новых земель и других географических мест.
 





         


Рецензии