Противостояние
Почти половина учителей нашей средней школы были из ссыльных. Я училась в десятом классе, когда нашим классным руководителем стал физик Петр Васильевич Хромов. После десяти лет лагерей въезд в Ленинград был ему запрещен. Классное «радио» в виде Шурки Заплаткиной проинформировало нас, что Очкарик, такое прозвище получил среди учеников Петр Васильевич, определился на житье к учительнице начальных классов Анне Ильиничне. «У них такая любовь!» - ораторствовала перед школьной доской Шурка. Взглянув на дверь, она испуганно прикрыла рот ладошкой и шмыгнула на свое место. В класс вошел мужчина средних лет в простеньком, но тщательно отутюженном костюме. Волосы у него были коротко подстрижены, лицо – бледное. Он остановился перед учительским столом, окинул нас пытливым взглядом и, не открывая классного журнала, назвал тему урока, записал ее на доске. Мы послушно заскрипели перьями. Он объяснял просто и доходчиво. И так продолжалось из урока в урок. Нам было интересно – и это на уроках физики! До прихода Петра Васильевича мы считали ее наукой нудной и по очереди, которую вела вездесущая Шурка Заплаткина, прогуливали занятия. В конце четверти мы писали конспекты по вопросам, которые были даны в учебнике после каждой темы, вычерчивали диаграммы, схемы. Приходилось засиживаться до полуночи. Нам это не очень нравилось. Но все помалкивали из уважения к Петру Васильевичу.
Я была старостой класса. И так уж повелось, что всю «бумажную» работу по классному руководству вела я: писала списки в классном журнале, заполняла ведомости успеваемости. И даже завуч школы Мария Михайловна вызывала меня в учительскую и делала замечания по заполнению классного журнала. У Петра Васильевича был плохой подчерк, поэтому моя работа воспринималась, как само собой разумеющееся. Однажды я принесла ему на подпись ведомости успеваемости за первое полугодие. Не выдержала и спросила его:
- Почему Вы мне поставили по физике четверку?
Я училась хорошо. Четверки были редкими гостями в моем дневнике. За ответы у доски стояло несколько пятерок и две четверки за решение задач.
- Ты же знаешь, что я прав, - улыбнулся Петр Васильевич. Мне стало стыдно: я делала ошибки при решении задач по физике. Впрочем, с четверкой по физике я все равно шла на серебряную медаль.
Помнится, что на выпускных экзаменах я сдавала физику во вторую смену. После объявления оценок класс быстро опустел. Петр Васильевич сидел за столом, устало откинувшись на спинку стула. Я сняла скатерть со стола и вышла в коридор, чтобы вылить воду из вазы, в которой стояли цветы. В это время в класс быстро вошел директор школы Чернышов. Из полуоткрытой двери до меня донеслись громкие голоса. Разговор явно шел на повышенных тонах. Я на цыпочках тихо подошла к полуоткрытой двери. Мне хорошо были видны оба. Физик стоял возле доски. В руках у него была большая линейка. Директор опирался на учительский стол, словно приготовился к прыжку. Петр Васильевич говорил сдержанно и не так громко, как Чернышов. Но я поняла, что речь шла об оценке сыну прокурора, которую якобы занизил Петр Васильевич. Я удивилась, потому что прокурорский сын Вовка Ковшов был моим одноклассником и явно не тянул по физике на «отлично». Но речь шла о серебряной медали. Директор явно «давил» на Петра Васильевича. А Вовка по знаниям даже на четверку не тянул. Петр Васильевич решительно махнул линейкой. Этот жест означал отказ поставить отличную оценку прокурорскому отпрыску. Чернышов буквально взревел и двинулся в сторону физика с поднятым кулаком.
- Ах ты, вшивый интеллигент! Попадись ты мне в лагере, я бы тебя пристрелил на месте!
Его огромная тень металась по стене. Я вбежала в класс и стала между Чернышовым и Петром Васильевичем. Директор остановился, а я двинулась в его сторону. Обида и ярость поднялись во мне одновременно. Я знала, что Чернышов был начальником лагеря политзаключенных на Севере, поэтому выкрикнула директору в лицо:
- Как вы можете, Дмитрий Сергеевич, так говорить! Разве Петр Васильевич виноват, что Вовка Ковшов недоумок»! – я расплакалась и выбежала из класса. Чернышов быстро вышел вслед за мной, вскоре за ним захлопнулась входная дверь.
Я умылась под умывальником в конце коридора, вытерла лицо краем скатерти. Вернулась в класс с ведром и тряпкой. Петр Васильевич сидел, как каменный, уставившись в одну точку. О чем он думал? Кого он вспоминал? Тех, с кем делил ужасы Гулага? Друзей, которые уже никогда не встанут из вечной мерзлоты? В класс заглянул школьный сторож Григорий Емельянович. Он удивился:
- Что-то сегодня припозднились с экзаменом, - и сокрушенно вздохнул. Я шмыгнула носом и сказала:
- Мы, дядя Гриша, физику сдавали. Вот и долго.
Сторож с сожалением покосился на физика, но не затронул его. Помешкав, сказал: - Ну, как закончите, крикни мне. Я в пристройке буду, - и ушел, постукивая протезом. Он, по всей видимости, слышал все.
Я домыла полы, закрыла форточки в классе. Петр Васильевич собрал бумаги со стола, повернулся ко мне:
- Ну, что, пойдем, заступница…
В школьном дворе благоухали цветы. Мы молча шли по дорожке между клумбами. У меня на душе было прескверно. Удручала нелицеприятная сцена спора. Вспоминались случайно услышанные разговоры о Сталине, которого родители не любили. Однажды мать сказала отцу:
- Твои друзья в ЦК кресла занимают, а ты дальше района не поднялся.
На что отец ответил:
- Мои друзья в сырой земле лежат.
Только теперь я поняла смысл его слов.
- Ты, Женя, напрасно сегодня вмешалась, - прервал молчание Петр Васильевич. – Это может тебе аукнуться. Такие люди, как Чернышов, ничего не забывают. Ты, конечно, знаешь, где я был. Там я на таких нелюдей насмотрелся и натерпелся от них. Впрочем, это уже прошлое, которое пора забыть. Я реабилитирован. После выпускного вечера мы с Анной Ильиничной уезжаем в Ленинград. Помни одно, Женя, всю жизнь помни, что противостояние с теми, кто несет закон кулака, запрета, кто готов на любую подлость ради своей карьеры, будет всегда. Постарайся жить по законам порядочности и доброты.
Серебряную медаль я так тогда и не получила. Но это не помешало закончить университет. Лет через десять я увидела случайно свои экзаменационные работы. В сочинении у меня обнаружили лишнюю точку с запятой. В письменной работе по математике было написано рукой Чернышова: «Чертеж нечеткий, снизить оценку». От своей одноклассницы я недавно узнала о судьбе Петра Васильевича Хромова. Долгие годы он работал в институте ядерной физики, стал доктором наук. Они с Анной Ильиничной воспитали двух сыновей и дочь. Сыновья продолжают дело отца, а дочь стала балериной.
Жив ли он сейчас, бог весть. Но во сне я до сих пор пишу конспекты по физике, отвечаю у доски. На этом и просыпаюсь.
Свидетельство о публикации №216120401034